Саратов. Банка сахара

Выпуск № 7-187/2016, В России

Саратов. Банка сахара

В нашем ТЮЗе им. Киселева - новый главный режиссер, молодой и талантливый. Его спектакль «Банка сахара» (автор Тая Сапурина) как бальзам на душу театрала.

Столько здесь истинной игры и иронии - так мог поставить, кажется, только ученик Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. Мы уже видели «Отрочество» в его постановке - инсценировку повести Льва Толстого, умело доведенной режиссером от эскиза экспериментальной лаборатории до законченного спектакля.

В тексте Таи Сапуриной, умном, парадоксальном, волею режиссера Александра Логачева оживает группа монстров из авторской ремарки про людей, «которые могут что-то сказать, но не говорят». Монстры, количество которых все растет, вовсе не страшные, несмотря на их жуткие клыки и рожи, скорее, несчастные. Неверной шаркающей походкой выходят они из люка, вяло подступают к очередной жертве, с трудом утаскивая ее за кулисы.

Жертвы, похоже, намечает «хозяин» чудищ Коля, не желающий открывать двери квартиры кому бы то ни было. Пожарный, коммунальщик, социальный работник и даже соседка Галя, которую он знает 11 лет, постепенно окружаются ковыляющими монстрами и утягиваются прочь. Фантазии со «счастливой развязкой» принадлежат человеку Интернета Коле. Он порвал все связи с окружающим миром, кроме игры в Форест-клубе и доставки семян через Интернет-магазин. Заодно и соседке Гале поставляет - чтоб не «стучала» куда не надо. Но Галя, не покидая своей квартиры, стучит на Колю постоянно: пожарной охране, коммунальщикам, электрикам.

Режиссер поместил зрителей на сцену, а главных действующих лиц - компьютерного Колю (Евгений Сафонов) и Соседку (Елена Краснова), любопытную, ленивую бабу, отправил в сценические люки. Поначалу кажется, что парень немного не в себе. Но быстро считываешь в молодом человеке иронический портрет поколения «next». Социальные сети заменили многим реальную жизнь, общение вживую для них все более проблематично.

Колины ли демоны ковыляют по лестничным переходам, отлавливая зазевавшихся путников, Галины ли фобии, трудно сказать. Несмотря на разницу в возрасте, образовании, интеллекте, затворничество их очень сближает. И когда соседка, разобиженная Колиными наскоками, замолчит на пару дней, ему даже станет не по себе. Ни протекающие краны, ни прорвавшиеся трубы, ни пожары, ни наводнения и прочие стихийные бедствия не могут заставить впустить их в свою жизнь «чужого».

Компьютерный Коля сделает только одно исключение - для красивой молодой девушки из службы социальной защиты (Ирина Протасова). По замыслу режиссера, она и поет, и танцует, как эстрадная дива (с легким налетом шаржа). Коля как будто даже увлекся. Однако многолетняя привычка берет свое. Завязав девушке глаза, галантный кавалер выдворит Марину за дверь... с банкой сахара в обнимку. Его слабосильные монстры уже пробовали это лакомство. Оно им не понравилось и даже напугало. Но девушка не робкого десятка. И с досады на глупого парня изо всей силы швыряет банку о пол.

Удивительное дело, но вместе с банкой «разбиваются» Колины застарелые фобии - к людям, к городу. Он, правда, еще продолжает привычные монологи вслух: «Ради розового перца - на улицу. Звучит красиво. За красоту тоже можно выйти на улицу». Коля, прекрасный кулинар, мечтает раздобыть розовый перец. Что лишь повод.

«Я понимаю, что это безумство. Но я должен показаться Марине. Это была нечестная игра. Да и шарф она свой забыла. И вообще...», - слушает герой свое внезапно проснувшееся сердце (Марина сразу заметила, как громко оно стучит!). И захватив карту, часы, зонт, запас еды, воды и деньги, отправится в опасное путешествие на соседнюю улицу.

В спектакле два финала: герой находит Марину в начале светящегося туннеля. И усмиренные монстры сами укладывают ее на руки счастливому Коле. Во втором финале, прорвав фотообои райских южных чудес, Коля лезет к нам, сообщив попутно, что Марину он не нашел, но зато уехал в Страну розового перца. Судя по Колиной хронической нелюдимости, уехал он туда в своих мечтаниях.

Все здесь играют хорошо, дуэт же Красновой - Сафонова просто великолепен. Великолепна и форма подачи ироничного текста Сапуриной (победительницы престижного конкурса «Евразия» и многих других). Было бы смешно, если б не было так грустно... Маленькая, одноактная, очень веселая, на первый взгляд, пьеса больно задевает нерв нашей жизни.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.