С любовью к роли. Юбилей у Виктора Зорькина (Курск)

Выпуск № 7-187/2016, Юбилей

С любовью к роли. Юбилей у Виктора Зорькина (Курск)

8 марта 2016 года Виктор Александрович ЗОРЬКИН отмечает юбилей - актеру Курского драматического театра им. А.С. Пушкина исполняется 65 лет. 41 год Зорькин провел на сцене. В его творческом багаже почти сто ролей, кроме того Виктор Александрович сумел найти себя и в режиссуре. А еще ни одному капустнику или творческому юбилею не обойтись без его сценариев и стихов.

Зорькин не имеет определенного амплуа, что позволяет ему играть совершенно разные роли. Среди них и Белогубов в «Доходном месте» А.Н. Островского и Абрам в «Квадратуре круга» В. Катаева, а также «Кот Леопольд» А. Хайта и Мотл в «Поминальной молитве» Г. Горина, Пантолоне в «Принцессе Турандот» К. Гоцци, Котрянц в «Хануме» А. Цагарели, Тугоуховский в «Горе от ума» А. Грибоедова, Генерал в «Соловьиной ночи» В. Ежова (это был замечательный ввод) и многие другие.

Жизней, прожитых на сцене, очень много, над каждой ролью актер работает вдумчиво и усердно, что позволяет ему впоследствии радовать зрителей своим искусством. И почти никогда не приходится проводить параллели между теми или иными персонажами.

В музыкальном спектакле «Ханума» по пьесе А. Цагарели, что идет на сцене Курского театра вот уже одиннадцать лет, Зорькин играет роль Микича Котрянца - богатого купца и отца юной девушки Соны. Здесь Виктору Александровичу пришлось блеснуть не только актерским мастерством, но и продемонстрировать свои вокальные данные. С этой задачей актер справился достойно.

Присуща этому герою и определенная ловкость и достаточная доля хитрости и лукавства. В общих же сценах с Соной можно отметить и отцовскую нежность, которую проявляет Микич Зорькина к своей дочери. В итоге герой предстает расчетливым и хитрым в делах купцом, мечтающим о титуле, и потому, в силу расчетливости готовый отдать дочь замуж за старика... Но одновременно заботливый и участливый отец.

Живость и резвость Виктор Зорькин в полной мере проявил в спектакле по пьесе «Правда - хорошо, а счастье лучше» (А.Н. Островский), выйдя на сцену в образе Силы Ерофеевича Грознова.

Эта роль, по признанию самого актера, одна из самых любимых. С любовью относясь к персонажу, Виктор Зорькин сумел и зрителей расположить к нему. Когда Сила Ерофеевич появляется на сцене, все взгляды прикованы только к нему.

Сложный грим, особая манера движений и измененный голос сделали свое дело - даже театралы со стажем не сразу поняли, кто скрывается за маской отставного унтер-офицера. Разумеется, это стало возможным благодаря вдумчивой и старательной работе над ролью, проделанной Зорькиным и режиссером спектакля Е. Поплавским.

Заметно, что к персонажу, а возможно, и к себе самому, Виктор Александрович относится с некоторой долей иронии. И Грознову это только на пользу. Будучи самоироничным, актер создал персонаж в меру комичный и забавный, но при этом справедливый и хитрый, умеющий просчитать последствия и выгоду, которую он получит. Зорькин передал Силе Ерофеевичу присущее ему обаяние, потому он сразу располагает к себе зрителя.

Отдельных слов, пожалуй, заслуживает и пластика актера в этой роли. У Островского Грознов едва ходит, недаром Филицата называет его ветхим старичком. И Зорькин эту «ветхость» умудряется сочетать с неожиданной бодростью. Все вместе позволяет создать интересный образ, за которым внимательно следит зритель.

А в спектакле «Семь криков в океане» по пьесе А. Касоны у Зорькина прямо противоположная и весьма сложная роль. Это Сантьяго Сабала. Сложной я ее считаю потому, что сам персонаж непростой, застегнутый на все пуговицы. И раскрывается он постепенно, по ходу действия.

В начале ничем не примечательный, язвительный и угрюмый, Сантьяго в процессе своей исповеди буквально выворачивается наизнанку. И оказывается, что под оболочкой внешнего безразличия скрывается ранимая душа.

Зорькин здесь перевоплощается в человека, пострадавшего из-за любви. Его герой, позволив себе поддаться страсти, невольно проигнорировал долг и само понятие морали. И впоследствии ему пришлось за это расплачиваться.

Наблюдая за этим персонажем, почти удается увидеть, как сильно давит на Сантьяго его вина. Тем не менее, он несет свой крест и ведет себя, насколько это возможно, достойно. Здесь смешались в одно горькая честь, отчаянное смирение и нетерпеливое ожидание конца мучений. Внешне этот герой часто невозмутим, но его спокойствие - это всего лишь «декорация», за которой мечется несчастная душа. И Зорькин дает почувствовать эти метания - взглядами ли, движениями, голосом.

Кстати, о последнем. В определенные моменты, возможно, желая подчеркнуть важность или интимность момента, актер понижает голос. Хороший прием, который помогает концентрировать внимание публики.

Еще одну роль хотелось бы отметить особо. Роль Командора в комедии «Дон Жуан, или Каменный гость» (Ж.-Б. Мольер). В этом спектакле Виктор Александрович появляется на сцене всего два раза - в конце первого и, соответственно, в конце второго актов. Оба раза появление Зорькина в образе Командора носит мистический характер, и зрители, затаив дыхание, следят за актером.

Неторопливость, нарочито-торжественно растянутые фразы и в особенности голос - все это пробирает до мурашек. Своими действиями его герой утверждает мысль о небесном возмездии, постигшем Дон Жуана, ставит твердую финальную точку в повествовании.

И даже когда актеры выходят на поклон, на лице Зорькина еще можно заметить застывшую маску Командора. Постепенно она исчезает, но впечатление от этой роли, как хорошее вино, оставляет долгое послевкусие.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.