Радость творчества бесконечна / III Международный театральный фестиваль "Круг друзей"

Выпуск № 7-187/2016, Любительские театры России

Радость творчества бесконечна / III Международный театральный фестиваль "Круг друзей"

Каждый день у входа в театр гостей и участников фестиваля встречал самый настоящий снеговик, а бело-голубые шарфы на большинстве приходящих казались особым знаком отличия. Город Губаха Пермского края в третий раз собрал театральный народ из самых разных городов и стран на Международный фестиваль «Круг друзей».

Когда-то из белого и голубого цветов сложился логотип Молодежной студии-театра «Доминанта», благодаря которой и появилась традиция этого фестиваля. Зимы на Урале суровые, а потому в ожидании гостей волонтеры вяжут теплые шарфы - для тепла и на добрую память. В этот раз их было почти 100 - разнообразных, эксклюзивных, сделанных с любовью. Есть и еще один шарф, но это уже абсолютный символ. Большое многоцветное полотно берет начало еще на первом фестивале, в творческий процесс вовлекаются актеры и зрители, и выходит, что каждый, провязав рядок, другой, вплетает собственные нити в судьбу «Круга друзей». Сейчас длина «дружеского» шарфа уже около восьми метров, и впереди, будем надеяться, еще немало узоров и оттенков.

«Круг друзей», начавшийся в 2005 году, с той поры собирается каждые пять лет, и что очень символично, всегда в канун дня рождения «Доминанты». А тем временем молодежный театр отметил уже 15-летие. Причем, вырос он из детской театральной студии «Диалог», которой ровно в два раза больше. И еще с некоторых пор сугубо промышленный город Губаха, где добывают кокс и производят метанол и формалин, стал одним из культурных центров Пермского края. «Доминанта» получила статус муниципального бюджетного учреждения культуры, ее включили в список ведущих учреждений культуры России, и теперь молодежный театр, говоря языком официальных документов, - культурообразующий и для своего города, и для региона в целом.

Жизнь «Доминанты» это не только серьезный репертуар, а в афише шекспировские «Ромео и Джульетта», чеховский «Медведь», произведения Марины Цветаевой, Анны Франк, Энн Файн, Сюзанн Лебо, Кати Рубиной, постановки по уральским легендам и многое другое. С некоторых пор Губаха еще и место международного театрального паломничества благодаря уникальному ландшафтному фестивалю «Тайны горы Крестовой». Спектакли играют среди сочных уральских пейзажей, колоритных руин старой Губахи, а главное, в удивительном по красоте природном памятнике «Каменный город». Летом на горе Крестовой происходит невероятное, потому что здесь дают спектакли «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Шопениана», «Половецкие пляски». «Балет на закате» без преувеличения грандиозный проект «Доминанты» и Пермского академического театром оперы и балета им. П.И. Чайковского. К слову, театр стал специальным гостем нынешнего «Круга друзей», подарив вечер немецкой и французской камерной вокальной музыки.

В этот раз фестиваль пришелся на важную и для России, и для всего мира дату - 70-летие Победы, и организаторы посчитали своим долгом пригласить представителей тех стран, которые не обошла Вторая мировая война. Благодаря поддержке Российского центра Международной ассоциации любительских театров (АИТА), существующий в структуре Союза театральных деятелей РФ, в Губаху приехали артисты театра «Корабль Эскарго» из Венгрии и Центра интернационального театра из Италии, чтобы отдать дань памяти своим соотечественникам, похороненным недалеко от Губахи. Когда-то здесь располагались спецобъекты - госпитали для военнопленных, со временем их ликвидировали, а кладбища, где нашли последнее пристанище пленные венгры, немцы, итальянцы, исчезли с лица земли. Пусть и не быстро, но документы рассекречиваются, создаются общественные движения, на местах захоронений появляются мемориальные знаки. Все это оберегает нас от забвения своей истории, и потому роль «Доминанты» бесценна.

Вообще, о каких бы театральных событиях небольшого уральского города ни шла речь, главные нити ведут к Любови Зайцевой - режиссеру, художественному руководителю «Доминанты». С созданной ею детской студии, которая со временем выросла в театрально-учебный комплекс, началась театральная жизнь Губахи. И сегодня уже взращенные Любовью Федоровной режиссеры и педагоги работают с детьми, ставят спектакли в «Диалоге» и «Доминанте» и вообще составляют большую и надежную команду единомышленников, которой многое по плечу. Например, масштабная постановка «Куда вы, облака?» на сцене молодежного театра «Доминанта», открывшая нынешний фестиваль «Круг друзей».

Для своего спектакля Любовь Зайцева выбрала роман Нины Бойко, своего рода летопись города Губахи, рассказанную через судьбы трех женщин. В инсценировке Любовь Зайцева сделала центральным персонажем Наталью, в чьей жизни сошлись изломанные линии нашей истории от Октябрьской революции до сталинских репрессий и строительства шахт и заводов в Губахе в послевоенное время. Небольшие сюжеты о жизни людей разных сословий, по-своему удачливых и несчастных, затронутых разрушительными политическими событиями, прокручиваются лентой памяти. Сначала она отматывается назад, а потом движется к нам, сегодняшним, открывая темные и светлые страницы прошлого, позволяя понять, из каких кирпичиков складывалась история маленького уральского города и бескрайней страны. Создавая визуальный образ спектакля, Любовь Зайцева сделала ее главным и важнейшим по смыслу элементом «дорогу жизни». Это изготовленный на пермском заводе «Техноград» механизм, наподобие транспортерной ленты, позволяющий показать движение времени со всеми его трагическими и светлыми мгновениями - переселение народов, становление новой власти, Великая Отечественная война, первые послевоенные стройки. Язык метафоры сочетается с очень конкретными маркерами прошлого - предметами быта, костюмами (художник Наталья Жигачёва), детально проработанными пластическими сценами. В конечном итоге рассказанная в спектакле «Куда вы, облака?» история Губахи приобретает черты эпоса.

В постановке множество персонажей и массовых сцен, но дышит она, как единый организм. Здесь нет ничего случайного, поверхностного, работающего только на «картинку». Во всем чувствуется высокий уровень режиссерской культуры, выстроенность концепции, в которой так свободно и ярко существуют актеры. Нельзя не сказать о замечательных работах Елены Шарантай (Домна), Александра Борисова (Яков), Ивана Салахбекова (Миша Киргизов), Дамира Юнусова (Ванечка). И, конечно же, о талантливой Наталье Жигачёвой, исполнительнице главной роли. Она сумела найти для своей героини искренние интонации и краски, в ее характере такие важные качества, как терпение, способность даже в самых тяжелых обстоятельствах радоваться жизни и любить. Не это ли всегда спасало Россию и, думается, еще не раз спасет?

Болевые точки войны делают жизнь человека почти невыносимой, и эта тема обострена в рассказе Юрия Нагибина «Терпение». Театральный центр «Гримерка» (Москва) представил на фестивале «Круг друзей» одноименный спектакль. Режиссер Елизавета Салопина, она же автор инсценировки, посвятила его своему деду Борису Алексеевичу Соловьеву, солдату Великой Отечественной. История очень простая и сложная одновременно. Анна (Анжелика Меркулова) всю жизнь любит только одного человека - Пашку. Много лет назад он ушел на фронт и пропал, Анна же, устав от ожидания, вышла замуж за его друга Скворцова (Алексей Сусов). Выросли дети, дом стал полной чашей, удачно сложилась карьера, но внутренняя пустота постепенно разъедает ее душу. Анна превратилась в истукана, равнодушного к своим близким, живущего только воспоминаниями.

Бытовая линия спектакля, связанная с семьей Скворцовых, их путешествием на остров Богояр, в какой-то момент прерывается и становится почти мистической. В этом угрюмом месте с одной лишь достопримечательностью - монастырем, обитают бывшие воины, а ныне люди-обрубки. Для многих единственное занятие добраться до пристани, чтобы просить милостыню или продавать туристам какие-то целебные корешки. Елизавета Салопина ввела в повествование женщин-прачек. Они полощут в реке простыни, развешивают их, и эти белые полотнища напоминают запутанный лабиринт. В громких, отрывистых восклицаниях прачек (небольшие, но очень значимые работы Джеммы-Дибары Подобуевой и Яны Федуловой) что-то древнее, почти языческое. Словно они состоят на службе у греческой богини Мнемозины и стирают память о прошлом. Защитить может только надежда, и потому тот самый Пашка (Александр Онипко), безногий, но живой, каждый день на протяжении многих лет приходит на пристань и встречает теплоходы.

Рассказ Нагибина оказался непрост в театральном воплощении, в нем множество подводных камней, о которые невольно споткнулись авторы спектакля. И все же их попытка разобраться в неоднозначных темах предательства ради любви, ответственности за свои поступки и неминуемом возмездии вызывает уважение. Работая над постановкой, они ездили на Валаам, прототипом которого и стал Богояр, дошли до того самого монастыря и убедились, что от пристани его действительно разделяют шесть тысяч восемьсот сорок метров. В точности, как сказал Анне ее Пашка, бессчетно отмахавший это расстояние на самодельных деревянных толкачах.

Всем павшим за русскую землю во всех войнах посвящен спектакль-тризна «Слово о полку Игореве» Театра-лаборатории Михаила Чехова (Санкт-Петербург). Играют его на древнерусском и старославянском, предваряя каждый показ комментарием. Авторы считают, что так зрителю легче освоить столь древние пласты истории. По словам режиссера Елены Кузиной, работа над спектаклем продолжается уже несколько лет, и важнейшей задачей видится поиск способов звучания архаических текстов. Во время поминального пиршества актеры разыгрывают сцены о битвах князя Игоря и его брата Всеволода, погружая зрителя в мир древнейших предков, рисуя картины сна киевского князя Святослава, сакральных обрядов Ярославны.

В спектакле звучат древние песни, причитания, воинственные кличи. Актеры Игорь Ламба, Любовь Мочалина, Мария Рочева, Дмитрий Прусский и Елена Кузина владеют голосовыми ритуальными техниками, имитируют голоса птиц и животных, и потому возникает ощущение подлинной мистерии, которая свершается не в зрительном зале, а в окружении живой природы. Автор пластического рисунка «Слова о полку Игореве» Игорь Ламба использует биомеханику Вс. Мейерхольда, техники древнерусского боя на палках, тренинги Е. Гротовского и М. Чехова. Художник Олег Огий включил в сценографию предметы из разных эпох - почти истлевшую шинель из Первой мировой, современные солдатские бутсы, - и оттого громадный исторический отрезок вдруг сжимается до одной тризны. Души погибших воинов освобождаются от бренных тел и наконец обретают долгожданный покой.

Впрочем, жестокие войны не только на поле брани. Агрессия внутри человека разрушительна не только для окружающих, но и для него самого. «Бессмысленное и каждодневное насилие без осуждения» - в этом главная суть пьесы «Пощёчина», созданной Силардом Борбеем, Яношем Хаем, а также артистами театра «Корабль Эскарго» из венгерского города Печ. Поставил ее Гергей Телдь, обозначив жанр как драма о насилии. Чтобы пощадить зрителя, режиссер выстраивает действие подобно маятнику - от страшных по содержанию ситуаций до юмористических. Как говорят авторы спектакля, это тот самый горько-сладкий стиль, с помощью которого они пытаются, никого не осуждая, говорить о бессмысленном и повседневном насилии. Сделанная с минимальными визуальными эффектами, наполненная минутами абсолютной тишины, «Пощёчина» произвела сильное впечатление. Спектакль шел на венгерском с использованием русских титров, и была возможность всмотреться в каждое слово, осознать всю глубину проблемы, о которой открыто говорили актеры. «Каждый поступок, как плохой, так и хороший, остается благодаря тому, что о нем помнят. Только боль остается, откладывается накрепко в костях, словно камень».

Недостаток любви или неумение любить нарушают человеческие связи, и восстановить их порой очень трудно. Иногда слишком поздно. Молодой омский режиссер и драматург Ринат Ташимов в 2013 году написал по своим детским воспоминаниям пьесу «Пещерные мамы». На международном конкурсе драматургов «Евразия - 2014» она заняла третье место, потом оказалась среди победителей Международного Волошинского конкурса, вошла в шорт-листы фестиваля молодой драматургии «Любимовка» и Омской лаборатории современной драматургии. В Молодежном театре-студии «Галерка» (Екатеринбург) «Пещерных мам» поставил Александр Кудряшов.

Рассказывая историю двух женщин - Масавары (Ксения Чернышева) и Бабы Маши (Вера Рязанцева), чьи сердца, лишенные нормальных человеческих чувств, давно высохли, режиссер выбрал жанр трагической клоунады. Белые бесформенные одежды и грубые платки делают героинь практически одинаковыми, а густо обведенные черной краской глаза в какой-то момент прочерчивают лица-маски бороздками невыплаканных слез. Да что эти грубые тетки, в сущности, видели в своей жизни, кроме единственной достопримечательности - их городского музея? Вспоминается запыленный от времени скелет мамонта, да еще песенка из мультика про мамонтенка, где «мама услышит, мама поймет, мама меня непременно найдет...». У дочери Масавары Венеры (Людмила Нестерова) пока еще чистый, без этой черной поволоки взгляд, но еще совсем немного, и она станет, как две капли воды, похожа на мать. В ней перемешались боль, злость, отчаяние, и внутри клокочет взрывоопасный коктейль. Вся эта троица ненавидит друг друга, но и обойтись друг без друга тоже не может. Будущий ребенок Венеры вдруг их примиряет, и даже возникает неловкая попытка нарисовать светлые картинки будущего. Но еще не появившееся на свет дитя бередит что-то глубинное в Бабе Маше, родившей когда-то от мужа Масавары сына, а потом вымещавшая на нем злость за этот свой «грех». А грех-то лишь в том, что не знала, как пожалеть, потому что не жалели ее саму. Когда поняла, бросилась искать давно сгинувшего парня, но все двери оказались закрыты. Александр Кудряшов создал свой спектакль в абсолютно пустом пространстве, где единственные предметы - цинковые ведра. Ничто не отвлекает от главной темы, которую талантливые актеры «Галерки» так мощно подают в зрительный зал. На фестивале «Пещерные мамы» получили высшую оценку.

«Круг друзей» оказался многонаселенным и многогранным. Ироничную комедию «Пленные духи» по пьесе Владимира и Олега Пресняковых, посвященную Серебряному веку, с азартом сыграли артисты камерного театра «Новая драма» из Перми (постановка Михаила Путина-Шестакова, художественный руководитель постановки Марина Оленёва). Интересная сценография и стильные костюмы (художник Любовь Мелехина), необычный пластический рисунок (хореограф Павел Полуянов) и запоминающиеся актерские работы Дмитрия Тронина (мужик Федор), Константина Жижина (Дмитрий Иванович), Владислава Тутака (дворовый парень Сеня), невероятно пластичного Михаила Путина-Шестакова (Андрей).

Попытку открыть своего Гоголя предприняли артисты образцового театра «ШуМиМ» из Омска, и она оказалась удачной. Зрелищная постановка Анны Козловской «Игра в Го...» стала погружением в личностное пространство писателя всех ее участников. Взяв за основу сюжета такие известные произведения, как «Ночь перед Рождеством», «Невский проспект», «Тарас Бульба», авторы пронизали действие биографическими нитями - письмами и воспоминаниями Николая Васильевича Гоголя, интересными фактами из его жизни. И, казалось, тень писателя скользила по сцене, он вживался в своих персонажей, любил и умирал вместе с ними. А потом из яркого гоголевского мира зритель попал в картонную и блеклую атмосферу дома на колесах, что застрял где-то в пригороде Далласа. Режиссер Ольга Степанова поставила в Мастерской Марины Оленёвой (Пермь) спектакль «Киllер» по пьесе Трейси Леттса «Киллер Джо», сделав попытку разобраться в природе зла.

Хорошо, что мрачное настроение развеял стопроцентно позитивный спектакль Центра интернационального театра из Флоренции. Жизнь прекрасна, в ней много красок, звуков, запахов, и об этом эмоционально поведали публике итальянские артисты. Все понятно без перевода, режиссер спектакля «Pizza» Ольга Мельник использует язык пантомимы и комедии дель арте, забавный реквизит в виде гигантских хот-догов и гамбургеров. Кипят итальянские страсти, вершатся чьи-то судьбы и прямо на глазах у публики готовится изумительная пицца. В общем, вкусное театральное зрелище.

В течение всех фестивальных дней, параллельно с конкурсными показами готовилась экспериментальная постановка «Капитанской дочки» А.С. Пушкина. Этот тот самый случай, когда театр рождался прямо на наших глазах. Отталкиваясь от идеи БДТ им. Г.А. Товстоногова, студия-театр «Доминанта» воплотила проект режиссерской лаборатории. Три молодых постановщика - Дмитрий Огородников, Арсений Бехтерев и Ринат Кияков - воплощали фрагменты пушкинской повести, осваивая вместе с актерами «Доминанты» и коллективов других городов театральное пространство, выходящее далеко за привычные рамки. В итоге, три самостоятельные работы «Гвардии сержант», «Пугачев» и «Дочь капитана» сыграли в двух школах и в Новом образовательном центре Губахи - в коридоре, спортивном зале, на лестничном пролете. Необычные сценические площадки, очень разные режиссерские интерпретации обозначили новые линии взаимоотношений между хрестоматийными персонажами, да и события повести, казалось, зазвучали иначе. Если говорить о конкретных работах, нужно обязательно отметить Гринёва Ивана Четверткова и Евгения Камынина, Капитана Ивана Салахбекова и Капитаншу Татьяны Мальцевой, Машу Ксении Палешевой и Екатерину Вторую Елены Шарантай. Вообще эта лаборатория еще раз доказала, как сильно и прекрасно актерское братство. Наряду с ежедневными актерскими и речевыми тренингами, мастер-классами по сценическому движению, конкурсными показами, проходили репетиции участников эксперимента, чтобы заключительный этап фестиваля стал таким запоминающимся.

Во время церемонии закрытия «Круга друзей» официально объявили, что по итогам краевого конкурса «Центры культуры Пермского края» город Губаха уже во второй раз признан победителем, что означает грантовую поддержку регионального правительства на воплощение очередного творческого проекта «Доминанты». Любовь Федоровна Зайцева стала лауреатом премии в области культуры Пермского края.

А снеговик давно уже растаял, и на этом месте скоро зазеленеет трава. Движение жизни тоже идет по кругу, оно бесконечно. Как и творчество тех, кто по-настоящему любит театр.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.