Концепция только одна / "Старший сын" в Театре "Сфера"

Выпуск № 7-187/2016, Премьеры Москвы

Концепция только одна / "Старший сын" в Театре "Сфера"

Александр Коршунов поставил в театре «Сфера» пьесу Александра Вампилова «Старший сын», хорошо известную не только по многочисленным постановкам, но и по фильму, в котором замечательно играли Евгений Леонов, Николай Караченцов и Михаил Боярский.

Причина, по которой Александр Коршунов обратился именно сейчас именно к этой пьесе, - для меня совершенно очевидна: для режиссера, как и для драматурга, важнее всего было прочитать вампиловскую историю очень просто, не нагружая ее современными аллюзиями, вывернутостью характеров, избыточными сценографическими подробностями (художник Ольга Коршунова находит простой и чрезвычайно выразительный прием: стол и скамья во дворе дома, где живут Сарафановы, Макарская, Сосед, безо всяких усилий превращается в квартиру Сарафановых - набрасывается скатерть на стол, плед и подушки на скамью, и вот перед нами дом. Это решение становится емкой метафорой коммунальной жизни, когда все было общим, все было рядом, одно пространство на всех. А когда в финале первого акта и в финале спектакля теплым неярким светом вспыхивают подвешенные на разных уровнях оконные рамы, на душе становится почему-то тепло).

Сегодня, когда изобретательность мысли и изображения заменила в театре психологические отношения между героями со сложившимися, определенными характерами, именно люди и их взаимоотношения становятся для режиссера самой главной ценностью. И здесь очень важно то, что едва ли не впервые в тех постановках (и даже в фильме), которые доводилось многократно видеть, не демонизируется образ Сильвы (Ренат Кадыров), но на фоне его бесшабашности и примитивности особенно отчетливо выявлена вся гамма чувств Владимира (очень хорош в этой роли Анатолий Смиранин) - они с Сильвой и не знакомы-то толком, просто потащились вместе в какую-то глушь за приглянувшимися девчонками, рассчитывая на выпивку и ночевку, но с каждым эпизодом эти два парня все явственнее отличаются и отдаляются друг от друга. Во Владимире просыпается и крепнет чувство вины перед людьми, так доверчиво и просто поверившими в его, по сути, кощунственную ложь. И это чувство ведет к другому - ответственности за свой поступок, желанию искупить вину. Да, конечно, к этому примешивается вспыхнувшая влюбленность в Нину (Евгения Казарина ведет свою роль уверенно и выразительно), но гораздо важнее для режиссера и артиста пробуждение в молодом человеке тех самых чувств, которые почти забыты сегодня.

А Сарафанов, которого, как правило, изображают сегодня в театре подавленным своим несчастьем, невозможностью продвинуться в написании оратории хотя бы на полстраницы, в этом спектакле в исполнении Вадима Борисова как нельзя больше соответствует характеристике Вампилова и прозвищу, которым наградила его бывшая жена - «блаженный». Причем, в том смысле этого понятия, которое сегодня тоже попадает в раздел забытых: от христианского смысла до присущего очень немногим людям восприятия жизни - старания всем придти на помощь, наивности, доверчивости, поиска доброго в каждом человеке.

Как неумно, но искренне старается он уговорить Макарскую (Александра Чичкова) не отталкивать Васеньку (Даниил Толстых играет очень ярко, сильно и смело, точно рисуя характер юного бунтаря, по сути, такого же наивного и доверчивого, как и его отец), несмотря на десятилетнюю разницу взрослой женщины и школьника. Как доверчиво воспринимает все небылицы Владимира, как готов на все ради счастья своих детей.

Интересно наблюдать за реакцией зрителя на этом спектакле: они смеются, украдкой смахивают слезы, они полны сочувствия персонажам, живут их жизнью на протяжении всего спектакля. И во многом этому способствует музыкальное оформление Павла Герасимова, составленное из романсов А. Суханова на стихи И.А. Бунина, М.А. Волошина, фрагментов классической музыки, музыки советских композиторов, - точное и очень тонко подобранное, потому что помогает «переключать» зрительское восприятие. И хотя пьеса хорошо знакома большинству, сильно и выразительно звучит в ней романс «Обманите меня насовсем, навсегда...», придающая спектаклю интонацию необходимую, интонацию возвышающего обмана, который едва ли не один способен сорвать маски и проникнуть в глубину человеческой сути. Как происходит это с глухим к человеческим живым эмоциям летчиком Кудимовым (Алексей Суренский интересно создает образ существа, абсолютно чуждого миру Сарафановых и Владимира), как происходит это - прямо противоположно - с Владимиром, может быть, впервые в жизни задумавшимся о последствиях самых, казалось бы, невинных поступков.

После окончания спектакля знакомая спросила меня: «А в чем же концепция режиссерского мышления?». Мой ответ ее явно разочаровал: в доброте и милосердии, которых нам так недостает в сегодняшней жизни и в сегодняшнем театре...

Что ж, у каждого свой взгляд. Для меня спектакль Александра Коршунова чист и прозрачен именно полным соответствием «концепции» Александра Вампилова: спешите приносить добро, ведь можно просто не успеть... От этого - пристальное внимание к тексту, нежное отношение к каждому персонажу в отдельности и ко всем вместе, их взаимосвязь, пробуждение в них светлых человеческих чувств во всех оттенках.

И когда видишь это на современной сцене - хочется жить дальше...

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.