Немного итальянского солнца в холодной русской зиме... / "Филумена Мартурано" в ЦАТРА

Выпуск № 7-187/2016, Премьеры Москвы

Немного итальянского солнца в холодной русской зиме... / "Филумена Мартурано" в ЦАТРА

Не устаю удивляться тому, что на спектаклях, поставленных по довольно давним пьесам, которые в свое время не только обошли все театральные подмостки, но и экранизировались (а иногда и не единожды), в зрительном зале всегда найдется немалое количество тех, кто впервые все это видит и слышит. Не стала исключением и мелодрама Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано» в Театре Российской Армии. Даже и подумать не могла, что сегодня есть те, кто не видел классику итальянского кино - фильм «Брак по-итальянски» с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен в главных ролях. Значит, театр продолжает выполнять одну из главных своих функций - просветительскую!

Что может быть более вечным, нежели взаимоотношения мужчины и женщины? Пожалуй, ничего. Люди встречаются и расстаются, любят и ненавидят, сходятся и расходятся. Как говорил Лев Толстой, «все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Это истина. Вопрос в другом: в чем для каждого из нас заключается счастье. И не оттого ли и пути к нему у всех разные.

Об одном из них и рассказано в пьесе Эдуардо де Филиппо, которую «оживил» народный артист России Борис Морозов. Признаюсь, что впервые я восприняла Филумену не как охотницу за собственным женским счастьем, хотя Ольга Богданова в этом образе внешне привлекательна и могла бы еще мечтать о счастливой семье и роли жены для себя, а как сумасшедшую мать, которая делает все возможное ради благополучной и обеспеченной жизни своих троих сыновей. К слову, уже совершенно самостоятельных, поэтому логичней, чтобы они помогали матери, а не она - им. Но материнская любовь порой слепа. И какая же роль в этой истории отведена Доменико Сориано (Александр Дик)? Очень современная. Он - финансовый источник. Именно за его счет Филумена решает «экономические» вопросы. И при этом для него в своей душе находит эмоции исключительно со знаком минус.

Уже в самой первой сцене они выясняют отношения. Крик, шум, суета. Смесь русско-итальянского темперамента. И в том, что по мизансценам актеры разведены по разные стороны, заложена жизненная разнонаправленность Филумены и Доменико: он живет только для себя, она - для своих детей. Она совершенно чужие друг другу люди, и если и была любовь, то за давностью лет уже остыла. У нее в голосе - холод и металл, у него - ненависть к этой безумной в своем поступке женщины (как она могла так бесчестно с ним поступить). И чем дальше, тем больше эмоций, крика, суеты. Они не слушают и не слышат друг друга. С одной стороны, все оправдано. Но с другой, вряд ли такой чрезмерный крик - режиссерская задача, скорее, это технические, так сказать, издержки профессии. Привыкая работать на огромной сцене, актеру, выходя на малую, достаточно трудно перестроиться и «наладить» силу голоса на меньшее пространство. И только ко второму действию актеры голосово понизили градус (что оправдано развитием сюжета), появилась душевность и умиротворенность, поскольку ближе к финалу во всем разобрались, все друг друга полюбили, по обоюдному согласию заключили брак, и пришло в этот дом настоящее семейное счастье, о котором, по версии театра, вроде как главная героиня и не мечтала.

А пока они друг к другу практически не приближаются - между ними огромный стол, на котором уже стоят красивые розы и накрыт ужин для встречи с совершенно другой женщиной - Дианой (Алена Фалалеева). Она ворвется в своем бело-красном платьице, как поток свежего воздуха и символ новой жизни для уже давно не юного Доменико. Стол - центральный художественный образ спектакля. Сначала он символизирует преграду, и не только физическую, но и духовную: чтобы ее преодолеть, нужно суметь уступить, простить, проявить мудрость. Но пока ни у Филумены, ни у Доменико желания «быть старше и мудрее» нет. А ближе к финалу он, стол, становится оплотом семейной счастливой жизни.

Тонкой ниточкой, которая ляжет первым стежком на пути к будущему семейному счастью, станет любовь Филумены к своим детям. Но об этом Доменико пока не догадывается. И только пройдя через муки «узнавания» своего сына, сомнений и разочарований, он поймет, что самое ценное в этой жизни - любовь именно к детям.

А дети - уже давно не мальчики, но мужи: Умберто, Риккардо, Микеле. Актеры создали три совершенно разных образа, непохожих ни внешне, ни по характеру, ни по темпераменту, как и, надо полагать, их отцы. Поймала себя на мысли: совершенно не факт, что один из них - Доменико.

Они мне показались «хорошо сделанными». Вроде как и не от автора шли, а пытались создать что-то совершенно оригинальное. Трогательным получился Умберто-интеллигент (Николай Лазарев). Изюминкой его образа стал маленький блокнотик, в который он все время что-то записывает, а отличительными чертами - вежливость и стеснительность. Риккардо (Сергей Смирнов) - повеса, модник, любитель женщин. Его изюминка - щегольские усики и галстук-бабочка. Он шустрый, громкий, все время обращающий на себя внимание. И Микеле (Юрий Сазонов), облаченный в безликий, не самый дорогой, если не сказать - самый дешевый, серый костюм. Его черты - скромность, открытость, искренность. Живется ему не очень легко, но он не отчаявшийся и не разочаровавшийся в жизни человек, хотя, в принципе, загнан постоянной необходимостью искать заработок, поскольку дома - жена и четверо детей. Он действительно сын своей матери: ему дано понимать и ценить дарованное свыше счастье быть отцом.

Приятные музыкальные темы (композитор Рубен Затикян), яркие костюмы Андрея Климова, достаточно точное (ничего лишнего) оформление Анастасии Глебовой, представляющее собой интерьер гостиной и на заднем фоне ненавязчивые виды какого-то итальянского городка создают атмосферу солнечной и теплой Италии, что особенно приятно во время снежной и холодной зимы.

И еще на спектакле согревает мысль о том, что единственное, ради чего действительно стоит жить, - это дети, а все остальное так недолговечно и второстепенно!


Фото Марии ГРОМОВОЙ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.