Человек театра / Ирина Евсеева (Чебоксары)

Выпуск № 7-187/2016, Лица

Человек театра / Ирина Евсеева (Чебоксары)

- Первый шаг к театру должен быть осмысленным, - считает Ирина Евсеева. - Я стараюсь заинтриговать ребят перед просмотром спектакля. На протяжении нескольких уроков мы много говорим о композиторе, но не просто штудируем биографию, а на примере самых значимых фактов из жизни пытаемся понять, каким он был человеком, что его волновало, чем он дышал. Подробно знакомимся с героями произведения, анализируем их взаимоотношения, изучаем постановки главных театров страны и вместе придумываем вопросы, на которые нужно будет ответить после спектакля. То есть ребенок идет в театр уже подготовленным, и его внимание «настороже» с первой и до последней минуты. Поэтому на «Севильского» мои бегут - а вдруг Фигаро что-то не успеет из запланированных дел?

В класс или просто на открытые уроки заведующей теоретическим отделением Чебоксарской детской музыкальной школы им. С.М. Максимова, заслуженного работника культуры Чувашии Ирины Сергеевны Евсеевой ребята действительно рвутся. У этого педагога особое понимание своей профессии, потому что учебный материал дается сквозь призму театра.

Пятнадцать лет во главе литературной части Чувашского государственного театра оперы и балета взяли свое. Ирина Евсеева была одной из тех, кто не только поставил этот отдел на ноги, но и превратил его в мозговой центр культурной жизни республики. Высокая профессиональная планка, сразу заданная ею, для многих по сей день остается недостижимой. Десятки буклетов и программок, публикаций и выставок, передач на радио и вступительных слов перед вечерами международных фестивалей до сих пор служат примером высокого мастерства. Ирина Сергеевна Евсеева стала автором единственной в истории книги-справочника о Чувашском государственном театре оперы и балета, содержащей подробные сведения о премьерных спектаклях за весь период его существования, с самого первого дня, о постановщиках и исполнительских составах, материалах в прессе и гастролях.

Детство Ирины Евсеевой прошло в маленьком городке Шумерля, в самом сердце Чувашии, и не предвещало ничего особенного. Ходила в музыкальную школу, обосновавшуюся в здании местного Дворца пионеров, да и то за компанию с подругой. Та практически сразу бросила занятия, а Ирину настолько заворожило царство скрипичного ключа и пяти линеек, что после 9 класса решилась поехать в столицу республики и попробовать себя на вступительных экзаменах на теоретическое отделение Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова.

- Мои родители никогда не заставляли меня штудировать гаммы и корпеть над нотной тетрадью. Фортепиано, конечно, купили, но над душой «не висели», - рассказывает Ирина Сергеевна. - Помню, когда нашла свое имя в списке новоявленных первокурсников, папа спокойно, без торжественных речей, перевез мои вещи в общежитие и дал суровое наставление: «Домой будешь приезжать раз в две недели, не чаще. Нечего зря деньги прокатывать».

В театре Ирина Евсеева оказалась уже студенткой пятого курса музыковедческого факультета Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, где она обучалась в классе заслуженного деятеля искусств России и Татарстана Юлдуз Исанбет. Повезло крупно, потому что не каждой «молодой и зеленой» сразу доверят руководство литературной частью. И даже теперь, с головой погрузившись в педагогику и достигнув там завидных успехов, она не покинула театр, зажигая в зрительном зале десятки детских улыбок.

- Для некоторых преподавателей суть занятий заключается в том, чтобы вызубрить с детьми даты, термины, лейтмотивы. Конечно, без них никуда, но разве в этом наша сверхзадача? Мне всегда хотелось внутренне раскрепостить своих воспитанников, пробудить в них индивидуальность и научить фантазировать. Театр здесь - самый верный помощник, - размышляет Ирина Сергеевна. - Я не понимаю тех, кто три урока подряд тратит на изучение «Евгения Онегина», буквально «закапывая» детей в теоретических понятиях и прокручивая аудиодиск с музыкальными фрагментами, но не предлагает познакомиться с сочинением «вживую». Еще великий Борис Покровский отмечал, что «оперу надо не слушать, а смотреть», ведь даже первоклассная запись не заменит дыхание настоящей сцены. Моя коллега из Орла, например, сокрушается, что за неимением музыкального театра ее дети даже «Щелкунчика» на Новый год себе позволить не могут. А в нашем городе он есть, но многие почему-то не ценят такой роскоши. Конечно, я нахожусь в более привилегированном положении, потому что с театром на «ты» и знаю его изнутри. Завлитов бывших не бывает.

Каждый ее урок по слушанию музыки или музыкальной литературе превращается в захватывающий вояж, в финале которого - визит в театр, с мамами и папами, бабушками и дедушками. Ребята уже познакомились с «Севильским цирюльником», «Лебединым озером», «Щелкунчиком», «Летучей мышью», «Баядеркой», национальным балетом «Сарпиге», чувашской оперой «Нарспи» и многими другими спектаклями. Практически все произведения выбиваются из школьной программы, но разве это может остановить настоящего учителя? Домашние задания оригинальны и исключительно творчески: придумать афишу к постановке, сочинить письмо другу на тему «Я советую тебе посмотреть этот спектакль» (или наоборот), нарисовать эпизод, запомнившийся больше всего.

- Любой театр, музыкальный или драматический - это как бог. Человек должен сам почувствовать потребность в нем, - продолжает Ирина Сергеевна. - Цель педагога - подвигнуть ребят на посещение спектакля. Конечно, гораздо проще всучить им билеты и пригрозить «двойкой». Но подобный метод не вызовет ничего, кроме ненависти к театру, которая останется на всю жизнь. Повзрослев, они ни за что не приведут туда своих детей. А потом мы удивляемся, почему наше подрастающее поколение помешано на компьютерных играх и скатывается до уровня низкопробных реалити-шоу. Дайте, в конце концов, понять, что театр - это современно и престижно!

Среди значительных культурных событий - республиканская дистанционная олимпиада «Театральные юбилеи». Это авторский проект Ирины Евсеевой, ежегодно открывающий ребятам со всей Чувашии, с самых дальних ее уголков, двери в мир театра. В жюри вошли первые лица музыкальной жизни республики под председательством художественного руководителя и главного дирижера Чувашского театра оперы и балета, заслуженного деятеля искусств Чувашии Ольги Нестеровой. В качестве главного приза - пригласительный билет в театр. Повод для олимпиады находится всегда: 90-летие со дня рождения основателя и первого режиссера театра Бориса Маркова, 120-летие великого баса, сына чувашской земли и солиста Большого театра Максима Михайлова, юбилеи симфонического оркестра и балета в Чувашии. В нынешнем учебном году - 55-летие Чувашского театра оперы и балета.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.