Умер Александр Катунов (Краснодар)

Выпуск № 7-187/2016, Скорбная весть

Умер Александр Катунов (Краснодар)

Я жду трезвона, а не реплики убогой

Чтоб разодрать себя на мелкие куски!

Я не хожу проторенной дорогой -

И потому шепчу: «Создатель, помоги!»...


...Я причастился... Утвердился в вере...

Готов к полету... все сомненья позади...

ОН где-то здесь, наверное в партере...

Благая весть! «Создатель, помоги-и-и!»


Это стихотворение называется «Молитва артиста». АРТИСТА в самом большом и глубоком понимании этого слова. Именно такого, каким являлся артист Краснодарского академического театра драмы им. М. Горького, заслуженный артист РСФСР Александр Григорьевич КАТУНОВ, автор этих строк.

5 марта 2016 года его не стало. В это невозможно поверить, невозможно представить, что он больше не будет стоять на крыльце театра, за два, три часа до спектакля и на глазах преображаться в того героя, которого ему предстоит сыграть в этот вечер. Он молчал, но это было настолько глубоко наполненное смыслом молчание, что подойти и заговорить даже не приходило в голову. Он был духом театра, он сам был театром. 8 сентября ему исполнилось бы 66 лет.

Александр Катунов родился 8 сентября 1950 года в Куйбышеве, ныне Самаре. Творческую деятельность начал в 1974 году в ТЮЗе.

После школы пошел учиться в Куйбышевский институт авиации, но на четвертом курсе решил круто и навсегда поменять свою судьбу. Он забрал документы из вуза, отказался от вступления в партию и пошел работать в Театр. Возможно, самолетостроение потеряло в лице Александра Катунова хорошего инженера, но зато мы все получили талантливейшего актера. Не имея профессионального образования, не обладая героической внешностью, он сразу занял ведущее место в труппе Куйбышевского ТЮЗа. Потом были Брянский драматический театр, Курский драматический театр им. А.С. Пушкина, а в 1985 году Катунов приехал в Краснодар.

В Краснодарской драме он сразу стал играть главные роли. «Ночной мотоциклист» - Босс, «Случай в метро» - Феррони. Эти работы мгновенно обратили на себя внимание театральной общественности. О Катунове заговорили как о тонком, психологическом актере с большой перспективой. Заметной стала работа над ролью Шарикова в спектакле «Собачье сердце» по М. Булгакову в постановке Ю. Соловьева. Роли посыпались на молодого артиста, как из рога изобилия: Освальд в «Привидениях» Г. Ибсена, Гамлет в «Гамлете» В. Шекспира, Хлудов в «Беге» М. Булгакова. И «голубая мечта» многих артистов - Лев Николаевич Мышкин в спектакле «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского (инсценировка Р.А. Кушнарева, постановка В.Д. Рогульченко). Тонкий, нежный, трепетный и в то же время сильный, твердый в вере и любви Мышкин безоговорочно был принят как критикой, так и рядовым зрителем. Эта роль стала одной из самых знаковых в творчестве Александра Григорьевича. Как говорил режиссер спектакля: «Чтобы понять и принять Достоевского, мыслить как Достоевский, войти в атмосферу, созданную им, - надо самому быть немного Достоевским». То есть ранимым, чутким, с «обнаженными» нервами. И именно таким предстал перед нами Катунов в этой роли. Спектакль был показан в Москве, и столичная критика очень доброжелательно писала о Мышкине в исполнении Александра Катунова.

А потом были Воланд, Афраний в «Евагелии от Воланда» по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита», Вошкин в «Бададошкине и сыне» Л. Леонова, Луи в «Пианино в траве» Ф. Саган, Федя в «Старой актрисе на роль жены Достоевского» Э. Радзинского, Иван Петрович Войницкий в «Дяде Ване» А.П. Чехова и еще десятки замечательных, ярких ролей. В 1994 году Александру Катунову было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР». Последней работой Александра Григорьевича стала роль Князя в спектакле «Один день из жизни города М» по повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон». И вновь блистательный талант замечательного артиста покорил город.

Герои Катунова всегда вызывали сострадание, трогали и рождали любовь к театру как к искусству, без которого в духовной жизни человека не может быть полной гармонии. Образы, созданные им, отличали выразительная внешняя форма и глубокая философская и психологическая проработка. Александр Григорьевич являлся признанным мастером своего дела, настоящим творцом, сгорающим на работе для нас с вами.

Искренне скорбим и прощаемся с большим артистом и замечательным человеком.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.