Театральный остров Сааремаа

Выпуск № 8-188/2016, Содружество

Театральный остров Сааремаа

В конце третьей недели марта в Эстонии школьные каникулы. Именно в эти дни на самом большом острове Эстонии Сааремаа, удивительном и неповторимом уголке страны, проводится фестиваль школьных театров.

Школьные театры в Эстонии явление заметное, распространенное и яркое, а фестиваль на острове - просто уникальное. В Эстонии проводится и Всеэстонский фестиваль школьных театров, который проходит примерно месяцем позднее. Но сюда, на остров, к концу марта стремятся многие, стараются подготовить новые работы. Это как бы своеобразная прелюдия главного фестиваля...

Островитянин, островитянка - так называют обычно тех, кто родился на острове, и в этих словах для меня есть свое очарование, своя особая «метка». Потому что и люди здесь немножечко другие, и ритм жизни другой - неторопливый, размеренный, и воздух настолько свеж и мягок, что кажется, его можно неустанно «пить» и наслаждаться.

Мне довелось лет десять назад жить в Курессааре, ставить в Городском театре с группой профессиональных актеров «Месяц в деревне» И.С. Тургенева, и благодаря моим друзьям, даже немного путешествовать по острову. Это ни с чем не сравнимые ощущения и словами их просто не передать, здесь нужно когда-нибудь побывать!

Я очень благодарна за приглашение на фестиваль, потому что об этом форуме школьных театров я слышала давно, и теперь, побывав на нем, мне есть о чем рассказать. Надеюсь, это будет интересно всем, кто проводит фестивали и кто в них принимает участие.

Курессааре - главный город острова. Здесь две гимназии и этого вполне достаточно, потому что в городе примерно около девяти тысяч жителей. В одной из них преподает эстонский язык и литературу Рита Ильвес. Однофамилица Президента Эстонии. Президент - глава страны, а Рита - глава Фестиваля. И не просто глава, она его душа. Много лет назад Рита в этой гимназии организовала театр, еще один театр в этой же школе организован другой учительницей эстонского языка Сирьей Крейсман, есть театр и в другой гимназии. Учителя, настоящие энтузиасты, преподают своим ученикам не только общеобразовательные предметы, но и первые уроки Театра. А если есть театры, то организация фестиваля, наверное, вполне понятна.

Идея проведения фестиваля принадлежит Рите, ее поддержали коллеги, школьные театры других городов и директор гимназии, в которой она работает. Вот так фестиваль и родился. В марте 2016 года он был юбилейный - 25-й.

Как известно, фестивалям сопутствует огромная предварительная работа, репетиции, а затем радость встречи, аплодисменты, цветы, успех и неудачи, улыбки и слезы и, конечно, заслуженные награды - все присутствует и здесь, но у Фестиваля на Сааремаа свои традиции, атмосфера и, если хотите, своя философия...

Нужно сказать, что за эти годы многие участники фестиваля стали профессиональными актерами и пополнили ряды театров страны. Об этом здесь помнят и в самые первые минуты церемонии открытия на двух экранах одновременно, чтобы всем было видно, демонстрируется видеоклип, коротко рассказывающий о предыдущих встречах; мы видим лица тех, кем здесь гордятся, для кого театр стал профессией. А затем на сцену выходят ведущие. Они представляют участников, гостей, членов жюри. На юноше романтический плащ, на голове широкополая шляпа с перьями, у девушки в руке блестящая металлическая миска и кухонный молоточек (запомним этот реквизит).

Жюри не просто представляют поименно, а просят подняться на авансцену, затем каждому вручают листочки со словами клятвы, которую они произносят вслух одновременно. Они клянутся перед всеми участниками «жюрить» честно. Текст клятвы шуточный, некоторым образом связанный с темой фестиваля, но его произносят на полном серьезе, зал живо реагирует, и под аплодисменты члены жюри занимают свои места в зале. А затем ведущие приглашают группу подростков - это претенденты на независимое жюри, под детскую считалку один за другим из общего круга выбывают несколько парней и девушек, оставшиеся становятся участниками жюри. Все происходит быстро, весело, озорно.

Итак, все готово для начала. Короткие приветствия организаторов, представителя Администрации Курессааре и ведущие оповещает открытие фестиваля громкими ударами молоточком по миске! Фестиваль начинается! Почему такое странное оповещение, спросите вы? А дело в том, что ежегодно Оргкомитет придумывает и объявляет тему Фестиваля. В этом году она называлась просто - «Кухня». Этим и объясняется большое количество ребят, на которых надеты симпатичные белые фартуки с различными рисунками и высокие поварские колпаки - это «папочки», они помогают приезжим театрам во всем. А девушек, одетых в фартушки, тоже достаточно много, они незаменимые помощницы - помогают всем, следят за тем, чтобы двери зрительного зала открылись для зрителей в нужный момент, оповещают жюри о начале очередного спектакля, улыбаются и здороваются при входе в гимназию, к ним можно обратиться с любым вопросом - помогут обязательно, и ты словно попадаешь в дом родной, где тебе рады, где тебя ждут. И нет суеты и словно взрослые тут совершенно ни при чем...

Честно говоря, мне не хочется рассказывать о каждом спектакле, могу только сказать, что уровень школьных театров действительно достаточно высок. Фестиваль открыт для работ, сделанных учителями, которые получили заочное образование на режиссерском факультете (когда тот существовал) Таллиннского педагогического университета, просто учителями различных дисциплин, и для экспериментов учащихся. Два таких спектакля из Тарту были показаны на фестивале. Мне кажется, более полезным будет рассказать о том, как здесь организован фестиваль. Очень многие вещи мне показались довольно любопытными и могут представлять интерес. Кое-что уже рассказано, продолжу дальше.

Спектакли здесь идут практически один за одним, с короткими перерывами для того, чтобы члены жюри успели поговорить сразу после спектакля с актерами. Режиссер на эту встречу не приглашается. В просторном классе русского языка располагается жюри. Иногда мне помогает с переводом хозяйка этого класса, учительница русского языка Диана. От нее узнаю, что в гимназии иностранный язык обязательный для всех - английский, второй по выбору - немецкий или русский. Многие выбирают последний. Напротив стола жюри пара рядов стульев, где рассаживаются актеры. Им задаются вопросы, на которые еще «не остывшие» от спектакля подростки отвечают. Нужно сказать, на фестиваль приглашаются спектакли, в которых заняты старшеклассники. Чувствуется, что эта традиция известна актерам, и они спокойно, без особого волнения и зажатости вступают в диалог с маститыми профессионалами. Разговор идет просто на равных. Мне это очень импонирует. Нет вопросов, на которые они не знают ответа. Все это занимает минут 15-20. Каждый член жюри может задать вопрос, каждый член команды может взять на себя право ответить. Затем члены жюри высказывают свои пожелания ребятам, дают советы. Юные актеры внимательно слушают. А вот уже вечером после последнего спектакля для более детального «разбора полетов», как у нас в России иногда шутят, собираются режиссеры спектаклей для разговора с жюри, в составе которого 12 человек! В обсуждении спектакля могут принимать участие не все члены жюри, но присутствие всех обязательно. Несколько человек говорят об одном спектакле, несколько о другом. Но в любом случае разговор конкретный и короткий. Так здесь заведено. Потом каждый режиссер может поговорить наедине с любым членом жюри о своем спектакле, что-то спросить, что-то перепроверить для себя. Вот такая учеба.

Возглавил жюри фестиваля в этом году Министр культуры Эстонии, известный театральный актер - Индрек Саар. Нужно сказать, что инициатором этой традиции стал известный политик, театральный критик и режиссер Яак Аллик. Еще в девяностых годах, будучи Министром культуры, он впервые приехал на этот фестиваль в качестве Председателя жюри и теперь передал эстафету недавно избранному министру. Но если позволяет время Я. Аллик обязательно приезжает сюда. В составе жюри, кроме названных выше, работали директор гимназии Вильяр Аро, директор театра в Раквере, известный актер Вельво Вяли (кстати, он островитянин и учился в этой гимназии), режиссер театра «Nо99» в Таллинне Эва Кольдитс, актер театра в Пярну Мярт Аванди, актер, режиссер, театральный педагог Тоомас Лыхмусте, режиссер, радиожурналист на Сааремаа - Тынис Киппер, творческий руководитель Городского театра г. Курессааре Арнэ Мяги и другие.

В последний день фестиваля я задаю несколько вопросов некоторым членам жюри и в первую очередь министру.

- Я уверена, что у министра культуры Эстонии дел предостаточно. Вы могли бы провести свой уикенд дома в кругу семьи, а вы вот здесь на острове, смотрите массу спектаклей, ведете обсуждения.

- Я считаю это «заморским делом»... Все очень просто - Сааремаа моя родина. Я здесь родился, учился в гимназии, но не в этой, где проходит фестиваль, а в другой. Это во-первых. Во-вторых, мне кажется, что каждый эстонец хотя бы один раз в году должен приехать сюда и провести здесь несколько дней. В-третьих - мне интересны школьные театры, ведь многие бывшие актеры школьных театров ежегодно пополняют ряды профессиональных театров Эстонии. И потом просто интересно увидеть сегодняшнюю молодежь, попытаться понять, какая она, что они играют, каков менталитет, культурный уровень... какие они, молодые люди сегодняшнего дня, которые завтра придут в культуру, в театры.

- Вы ведь не первый раз на этом фестивале, какие процессы вы замечаете?

- Да, действительно, я приезжаю на фестиваль уже много лет подряд и вижу, как меняются школьные театры, вижу позитив в сравнении с началом 90-х годов. Несомненно, ощущается рост художественного уровня спектаклей, я заметил - театры стали понимать, что такое коллективное творчество, что такое ансамбль. Они научились работать в команде. Это радует.

К жюри здесь отношение особое, очень уважительное, я бы сказала, трепетное. Посудите сами. Сцена в гимназии не очень большая, но вполне приспособленная для подобных театральных встреч. Справа от сцены находится дверь, через которую по крутой лестнице члены жюри попадают с первого этажа в зрительный зал. И сцена, и эта дверь находятся напротив зрителей, и каждый раз за минуту до начала очередного спектакля дверь распахивается и один за другим стремительно в зал входят члены жюри, которых уже не представляют поименно, а просто встречают бурными аплодисментами. И каждый год оргкомитет придумывает особый приз одному из членов жюри, который вручается «под занавес» фестиваля. В этом году Приз был вручен Тоомасу Лыхмусте, он назывался «Самому любимому члену жюри». Зал реагирует очень оживленно, как свойственно молодежной публике, под радостные аплодисменты Тоомас получает награду. Согласитесь, приятно! Однако про других членов жюри и председателя здесь тоже не забывают - им вручаются сумочки с набором подарков. Зал дружно и долго аплодирует. Эти аплодисменты невозможно сравнить ни с какими подарками и словами. Это полное доверие тем, кто смотрел спектакли, давал советы, разговаривал с ними на равных... Это дорогого стоит. Открою маленький секрет: в сумочках, которые получили члены жюри, все тоже связано с темой фестиваля - «Кухня».

И еще одна очень славная традиция, о которой хочется рассказать. На закрытии фестиваля до официального объявления результатов, каждый театр имеет право вручить свой собственный приз понравившемуся коллективу или актеру. Это замечательная идея, которая разрушает ненужную на таких фестивалях конкуренцию. Один за другим представители коллективов очень организованно и быстро выбегают на сцену и объявляют номинанта своего приза. Очень славно, очень по-дружески! Так как мне рассказали, что на фестивале есть такой момент, я тоже привезла несколько сувениров. Их вручила двум исполнителям спектакля театра из Раквере. И это совпало с мнением жюри, их награды тоже были вручены именно этим юным актерам, а спектакль этого театра, которым руководит Тиина Киппель, от имени Оргкомитета фестиваля в Пермском крае автор статьи пригласила в Россию. В августе их спектакль увидят на Фестивале в городе Губаха.

Но и это еще не все. Гимназия целый год, до следующего фестиваля живет не только процессом подготовки к самому фестивалю, но и завершающей его частью, школьники 11 класса готовят шоу-программу под названием «Кабарэ». Это задание они получают будучи еще десятиклассниками и приступают к подготовке с началом учебного года. В этом своя философия и гимназии, и фестиваля. Прежде всего выявляется - кого больше, поющих или танцующих ребят, в соответствии с этим пишется сценарий, готовятся костюмы и самое главное - репетиции, мастер-классы и снова репетиции. Предстоящим «Кабарэ» школьники живут целый год до следующего фестиваля. И вот этот день наступает! Программа нынешнего года получилась красочной, темпераментной, яркие костюмы, яркие танцевальные номера. Зал рукоплещет! Зал не отпускает этих героев вечера, вижу их сияющие глаза, аплодисменты, исполнителей вызывают на бис три раза - и три раза ребята повторяют финальную часть программы. Здорово! А затем группа еще в течение полугода играет этот спектакль на различных фестивалях и просто для публики.

Я, конечно, задала вопрос и директору гимназии Вильяру Аро:

- Насколько я знаю, сейчас школьные каникулы. Было бы, наверное, хорошо немного отдохнуть. А у вас тут каждый день столько народа, столько спектаклей, столько событий и встреч, гимназия просто бурлит! Как вы относитесь к этому?

- Для нас фестиваль - добрая традиция, и хорошо, что гимназия бурлит. Если сравнивать весь подготовительный процесс к фестивалю, то его вполне можно сравнить с учебным процессом. Для меня это вещи неразделимые, они дополняют друг друга. И это хорошо.

Да, действительно, это хорошо! Это замечательно!

И в конце хочется сказать несколько слов о Рите Ильвес. Скромная, не громкая, на первый взгляд не очень заметная женщина, но сколько достоинства в ней, настоящая учительница и еще режиссер. Вот эти два сочетания и создают такую удивительную гармонию, которую она передает и своим воспитанникам. Спасибо, фестиваль, спасибо, Рита, спасибо всем, кто готовил это замечательное событие!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.