Отражения / Областной театральный конкурс-фестиваль "В зеркале сцены"

Выпуск № 8-188/2016, Фестивали

Отражения / Областной театральный конкурс-фестиваль "В зеркале сцены"

Третий год подряд на липецкой земле проходит конкурс-фестиваль «В зеркале сцены», в котором принимают участие все театры города Липецка и области.

Липецкому театру кукол 50 лет. Сейчас в его репертуаре около 30 детских спектаклей. Здание театра очень красивое, оформленное с большим вкусом, где есть замечательный музей кукол, и чувствуется, что дети приходят в свой дом, как на праздник. Художественный руководитель театра Олег Пономарев, памятуя слова К.С. Станиславского, что для детей нужно играть как для взрослых, только лучше, считает, что его театр не просто театр для детей, а явление культурной жизни города.

На фестивале были показаны два спектакля. «Котенок по имени Гав» Григория Остера и «Сонин секрет» Э. Кораблиной. Первый - дебют молодого режиссера Валентины Бабкиной. Спектакль, рассказывающий о приключениях котенка Гав (Татьяна Несынова), оказался скучным, затянутым, ритмически однообразным, что совсем недопустимо в кукольных спектаклях. Было видно, что и дети скучали, оживляясь лишь тогда, когда к ним обращались актеры или когда звучала музыка и песни. Музыка в спектакле хорошая, но ее очень мало, а можно было ею прикрыть недостатки пьесы и постановки.

Второй спектакль «Сонин секрет» - очень трогательная история, написанная Э. Кораблиной и поставленная Олегом Пономаревым к 70-летию Победы. В спектакле актеры играют в живом плане и с куклами, что всегда довольно трудно, но здесь это соединение произошло и очень органично.

Папа маленькой девочки Сони (Юрий Фролов) уходит на войну и Соня (Екатерина Рязанцева) отправляет на фронт посылку с самым дорогим, что у нее есть - с замечательной Куклой (ее играет та же актриса), которую ей сшила мама на ее пятый день рождения.

И дальше действие разворачивается в поезде, который идет на фронт, где находятся и другие посылки для родных и близких, и Кукла Соня знакомится и начинает дружить с другими обитателями вагона - Сахаром (Иван Карпов), Хлебом (Сергей Русаненко), Шарфом (Юрий Фролов), Кисетом (Алексей Рыбаков).

Но идет страшная война, в течение трех дней эшелон сильно бомбят и только каким-то чудом остается целым почтовый вагон с посылками, которые долго собирают, чтобы отправить их по адресам.

После бомбежки Куклу, выпавшую из посылки, Собака (Галина Изятова) притаскивает в госпиталь и отдает медсестре Наде (Снежана Пилипенко). Военврач Сергей Федорович, отец Сони, узнает Куклу дочери и просит отдать ее. Вскоре в госпитале случается взрыв и кукла, которая находилась в кармане гимнастерки военврача, невольно спасает ему жизнь, приняв удар на себя. Это самая трогательная сцена.

В спектакле очень функциональная, быстро меняющаяся декорация, много музыки и песен, звучат замечательные стихи Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь...». Все это находит отклик в сердцах притихших детей и взрослых.

Елецкий драматический театр «Бенефис» родился в 1993 году. В театре интересная труппа, очень энергичный директор Алла Сиротина и молодой амбициозный режиссер Радион Букаев. И тем более удивительно, что в этом году на фестивале были показаны спектакли, поставленные Р. Букаевым по пьесам, мягко говоря, мало интересным.

Польская пьеса Веслава Мысливского «Вор» почему-то названа в театре «Злодеем», хотя голодного и избитого вора, укравшего мешок картошки и весь спектакль не произнесшего ни единого слова, можно только издевательски и иронично назвать «Злодеем».

Сюжет пьесы Мысливского очень прост. Действие происходит в польской деревне в годы фашистской оккупации, где живет одна бедная патриархальная семья.

Мать (Людмила Луник), Отец (Владимир Громовиков) и трое сыновей - старший Щепан (Максим Краснов), средний Валек (Дмитрий Голобородов) и младший, совсем мальчик Михась (Евгений Ермаков).

На своем огороде они поймали вора с мешком картошки, избили, привели в дом и всю ночь решают, что с ним делать - убить или отпустить. И вообще, как жить дальше? Размышления на эту тему и есть содержание пьесы. В этих размышлениях перед героями встают сложные моральные проблемы - о любви и ненависти, о вере и лжи, о прощении и возмездии и о Боге. Что есть Бог? Есть ли Бог на небе, которому молятся, и есть ли Бог в душе человеческой? А если он есть, как он мог допустить войну и убийства тысячи невинных людей? Идет спор между отцом и сыновьями, враждующими друг с другом. К сожалению, все это тонет в криках, суете, непрерывном потоке слов, нагромождении многозначительных реплик, скороговорок, и все так и остается набором звуков и шумов.

Актеры, пытаясь что-то доказывать, даже не слышат друг друга.

У Сергея Приставко, играющего вора, грязного, забитого, ждущего каждую минуту очередных побоев, очень непростая задача - на протяжении всего спектакля он не произносит ни одного слова, но все видит, слышит и пропускает через себя. В финале отец и сыновья напиваются, валяются на полу и не могут подняться, даже когда начинается обстрел. И только младший Михась вытаскивает вора, чтобы спасти его и погибает сам от шальной пули проезжающих мимо немцев, походя застреливших его.

Американская пьеса «Горгоны» Дона Нигро впервые поставлена в России в Елецком театре «Бенефис» Радионом Букаевым.

При чтении эта пьеса мне не показалась такой скучной и невнятной, как спектакль. Она актерская, здесь всего два персонажа, две стареющие актрисы - звезда Голливуда Рут (Людмила Луник) и ее вечная соперница Милдред (Татьяна Милова).

Рут просит Милдред подыграть ей в одном голливудском фильме, так как ей нужна партнерша.

Текст пьесы требует искрометных диалогов, юмора, где актрисы по ходу действия, фехтуя, должны перекидываться репликами. Но этого не случилось. Особенно в первой части они невнятно произносили текст, замедляя действие, чего эта пьеса не выдерживает. Кроме того, в роли Милдред выступает еще молодая актриса Милова, которая все время пытается играть возраст, и от этого речь ее становится неестественной и интонационно однообразной и ни слова, как говорится, в простоте ею не было произнесено. А это заставляет и замечательную актрису Луник, играющую Рут (кстати, спектакль был поставлен к ее бенефису), снижать градус своей игры.

И тем не менее Луник создает образ в развитии. Она может быть жестокой и злой, и непримиримой, а порой доброй, доверчивой, особенно, когда рассказывает о своей дочери.

И, конечно, в финале на вручении ей премии «Оскар» она выглядит блестяще - элегантная, помолодевшая, взволнованная и растерянная. В своей ответной речи Рут благодарит всех, «половину населения цивилизованного мира», даже своих попугаев, но не удосуживается упомянуть имени своей партнерши. Этого пережить Милдред-Милова естественно не смогла и, вырвав у Рут статуэтку, убивает ее.

Липецкому Государственному Академическому театру драмы имени Л.Н. Толстого в этом году исполняется 95 лет. Театр показал два спектакля - «Оркестр Титаник» Христо Бойчева и «Отель двух миров» Э. Шмитта.

Хорошо зная болгарскую драматургию, являясь переводчиком многих болгарских пьес, могу с уверенностью сказать, что эта пьеса Х. Бойчева не является украшением афиши любого театра, а тем более такого известного как Липецкий театр драмы имени Л. Н. Толстого, в котором есть хороший главный режиссер и великолепные актеры.

Автор написал абсурдную историю про заброшенную станцию, мимо которой проносятся поезда (подразумевается, видимо, что так проносится жизнь), и про четверых бомжей (определенно людей со сдвинутым сознанием), которые всеми возможными и невозможными способами пытаются сесть в проходящие мимо поезда. Появившийся пятый персонаж иллюзионист, фокусник Хари объясняет им, что поездов нет, станции нет, их тоже практически нет и вообще ничего нет.

Сюжет достаточно банален. Мир - это станция, окружающая действительность - иллюзия, а жизнь человеческая, видимая и невидимая - бегство из реальности, все это сон, все это ирреальность.

Режиссер Сергей Бобровский еще больше усугубил абсурдность пьесы и вывел образы бомжей даже внешне утрированных, хотя, на первый взгляд, компания была ничего себе.

Луко (Владимир Авраменко) - начальник этой железнодорожной станции; Мэто (Вячеслав Болдырев) - дирижер; Доко (Владимир Борисов) - хозяин только что умершей медведицы; Люба (Анастасия Абаева), нарочито беременная с огромным уродливым накладным животом, заставляет зрителей сразу понять, что его обманывают. В спектакле все они абсурдно-театральные, от начала до конца глупые, однообразно беспомощные, и от этого бесконечно скучные. Наиболее органичным среди них, похожим на обыкновенного человека, попавшего в переплет, это Луко-Авраменко и порой Мэто-Болдырев.

Самое обидное, что в спектакле заняты хорошие актеры, они пластичны, хорошо двигаются и не их вина, что режиссер заставил их так беспощадно наигрывать, кричать, беспрерывно валяться, шататься, изображая все время пьяных так, что даже комедийные ситуации становятся не смешными, и при этом ритм спектакля провисает до появления Хари (Эмин Мамедов). Он - паяц, ловкий, похожий на заведенную куклу, выдавая бесконечные «истины», становится их вождем. Все эти люди полностью подчиняются ему и в результате доверчиво входят в какую-то непонятную таинственную дверь и исчезают там навсегда.

Финал спектакля открытый. Непонятно, почему из этой двери выходит целым и невредимым только Доко-Борисов, садится и говорит: «Я буду ждать...»

Из каждой абсурдистской пьесы при нашем воспаленном воображении можно всегда вытащить какие-то философские идеи - обретает или теряет себя человек, делая попытку уйти из реальной действительности? Но чтобы заявить, что наша жизнь иллюзия и что вокруг ничего нет и нас нет, думается, можно было использовать более интересный материал.

В спектакле «Отель двух миров» Э. Шмитта, поставленном Сергеем Бобровским, поднята очень непростая тема - философская притча о том, что же существует между жизнью и смертью? Куда попадают души людей, которые находятся на земле в коме, а их тела обездвижены?

Действие разворачивается в мистическом месте, в загадочном Отеле, который находится между двух миров, являясь лишь короткой остановкой для людей, оказавшихся между жизнью и смертью.

Огромный лифт либо поднимает людей из этого Отеля наверх, в небытие, откуда возврата нет, либо опускает вниз, обратно в земной мир, возвращая их к жизни, дав шанс, быть может, что-то изменить в ней.

Никто из них не знает точно, где они и как сюда попали, а уж тем более когда уйдут отсюда и в каком направлении.

Обитатели Отеля очень разные, равно как и их истории. В спектакле великолепный актерский ансамбль, в котором просто трудно выделить кого-либо, что бывает довольно редко в наших театрах в последнее время.

И все-таки, одной из лучших работ является работа Мага Раждапура в исполнении Хуррама Касымова. Актер сыграл его глубоко, с искрящимся юмором, донес до зрителя всю трагедию своей жизни, оставаясь добрым, мягким, легким. И для него было совершенно естественным отдать свое сердце молодой обитательнице Отеля Лоре, понимая, что только такая операция сможет ее спасти. Очень точно создает образ Президента Дельбека Михаил Янко. Он самоуверен, импозантен, самодоволен, не терпит и не уважает никакого иного мнения, кроме своего, и в своих сентенциях обличает всех и все, особенно современное поколение. Единственное его желание - переписать завещание, чтобы оставить своих «идиотов» сыновей без наследства.

Одинокая, уставшая от бесконечной работы и тяжелой жизни уборщица Мари (Людмила Коновалова) сумела сохранить в себе любовь и доброту, но ее больное сердце было настолько изношено, что лифт первой увозит ее вверх.

В Отеле иногда происходят чудеса, как это случилось с Жюльеном Порталем, молодым человеком, попавшим в аварию и только что очутившимся здесь. Жюльен (Евгений Азманов) - циник, прожигатель жизни, разочарованный в ней, знавший много женщин, но ни разу не любивший по-настоящему. В Отеле он встречает Лору, которую только что сюда доставил лифт, причем уже второй раз. И Лора (Анастасия Абаева) сотворила чудо своей любовью к Жюльену, тоже полюбившего впервые в жизни.

История Лоры пронизана болью, бесконечными тяжелыми болезнями и безмерной жаждой жить, хотя она знает, что жить ей осталось недолго. Восторженная, светлая, она похожа на солнечный лучик, освещающий все вокруг.

Замечательна сцена ее с Жюльеном, когда они, чуть прикасаются друг к другу, и Лора тихо и нежно гладит его лицо, просит запомнить ее глаза, нос, лоб, чтобы он смог узнать ее там, на земле, где они должны обязательно встретиться.

Доктор С... (Ольга Овчинникова) - самый загадочный персонаж спектакля. Абсолютно бесстрастная, натянутая, как струна, она провожает людей в лифт, не имея права ответить, куда он поедет - вверх или вниз. Но постепенно эта сильная женщина, наблюдая, как возникает любовь между Жюльеном и Лорой, становится более мягкой, за ее сдержанностью скрывается сострадание и желание им помочь.

Именно Доктор С... предлагает Магу, который уже полгода находится в коме и у врачей нет надежды на его выздоровление, отдать свое сердце Лоре.

Финал и в этом спектакле остается открытым. Лору лифт увозит вниз, на землю, а когда Жюльен подходит к лифту, мы не видим, куда он его повезет. Спектакль неровный, в первой части проседает ритм, многие монологи интонационно однообразны, действие затянуто, но второй акт все ставит на свои места. Зрители с интересом начинают следить за раскрученными сюжетными ситуациями и эмоционально насыщенной игрой актеров.

Самый молодой профессиональный театр области Липецкий драматический театр на Соколе был основан в 2000 году.

Спектакль «Касатка» А.Н. Толстого, поставленный Геннадием Балабаевым, стал во всех отношениях лучшим спектаклем этого фестиваля.

Написанную в 1916 году пьесу, по оценке многих современников, считали «одним из лучших произведений дореволюционной драматургии А.Н. Толстого».

В «Касатке» автор изобразил реальную жизнь той эпохи и главное - могучую, очищающую силу любви. Спектакль выстроен режиссером очень точно и по атмосфере того времени, и по взаимоотношениям героев. В нем все сложилось в единое целое, где все компоненты дополняют друг друга. Немудреная бытовая декорация радует глаз, что в последнее время бывает редко; замечательная музыка, ставшая действующим лицом спектакля, то звучит еле слышно, только фоном, то достаточно громко, акцентируя тот или иной эпизод действия. И что очень важно - в спектакле прекрасный актерский ансамбль, где у всех актеров хорошая речь, в отличие почти от всех увиденных спектаклей, даже кукольных.

Роман Коновалов создает неожиданный образ разорившегося и проигравшегося дотла князя Бельского, которого уже давно содержит когда-то полюбившая его Маша (Мария Пропастина) со сценическим псевдонимом «Касатка». Он совершенно не похож на жалкого позера и фата, каким обычно его играют. Несмотря на плачевное положение в нем чувствуется дворянское происхождение - он интеллигентен, даже романтичен, по-особому ходит, по-особому разговаривает и во всем чувствуется порода.

С появлением их старого друга Желтухина (Игорь Коробов), роль которого очень любил и долго играл сам Алексей Толстой, несколько затянутое действие превращается в каскад комедийных ситуаций, сочетающихся с лирическими сценами. Желтухин придумывает выход из безнадежной ситуации, в которую они попали - поехать всем троим погостить в имение к тетушке князя Варваре Ивановне (Лилия Журман). А в имении между тем готовится свадьба ее племянницы Раисы с управляющим Ильей. Илья в исполнении Владимира Терновых - прекрасная актерская работа. Он изящно и неспешно существует на сцене, но сколько тонких нюансов, сколько глубины переживаний в его игре! Он борется с собой, считая, что как порядочный человек, он должен идти под венец с Раисой (Александра Иванцова), и со своим вспыхнувшим чувством к Касатке. К счастью, Раиса влюбляется в князя, а Илья соединяется с Касаткой.

К сожалению, Мария Пропастина (а быть может, в этом вина и режиссера) не смогла сделать свою героиню центром спектакля. Очень красивая и талантливая актриса понадеялась лишь на свои великолепные внешние данные и не поискала глубины и разнообразия в решении этого непростого характера.

В спектакле, как уже отмечалось, выстроено все, до блеска отточены даже маленькие эпизодические роли - Анна Аполлосовна, двоюродная тетка князя (Татьяна Фирсова), матрос Панкрат (Дмитрий Фролов), горничная Дуняша (Александра Коробова).

Фестиваль «В зеркале сцены», как и в предыдущие годы, вызвал большой интерес у зрителей, театральных деятелей Липецка, а также членов строгого жюри, которое отсматривало и обсуждало каждый спектакль, выдвинутый на этот конкурс.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.