С любовью о Калмыкии

Выпуск № 8-188/2016, Взгляд

С любовью о Калмыкии

Всякое упоминание в спектакле о городе, где его играют, или же о реальных исторических событиях здешних мест действует на зрителя безотказно. Он откликается тепло и радостно, а театральная история становится глубоко личной. В репертуаре Национального драматического театра им. Б. Басангова Республики Калмыкия немало пьес, которые создаются специально для него, а какие-то спектакли посвящены конкретно Элисте.

Сюжет комедии Б. Наминова «Из Нью-Джерси в Элисту» незатейлив. Утро после свадьбы становится для жениха кошмаром, потому что он ничего не помнит и не понимает, как это вообще могло с ним произойти. Ситуация усугубляется тем, что вот-вот нагрянет его дядя из Нью-Джерси, чтобы буквально озолотить - оплатить лучшее образование, в будущем завещать все свои деньги, а также укрепить экономику Калмыкии, построив здесь животноводческий комплекс. При одном условии - племянник должен быть холост, потому что дядя ненавидит женщин. Молодоженам Аюшу (Баатр Санджиев) и Кюсле (Дельгир Канкаева) приходится проявлять чудеса изворотливости, чтобы богатый родственник ничего не заподозрил, а матери невесты Янкуре (Марина Кикеева), которая только что удачно выдала дочь замуж, устроить и свое личное счастье с этим «американцем» (Джангар Ванькаев). В лабиринте событий легко запутаться, но режиссер-постановщик Василий Пектеев легко проводит персонажей сквозь зигзаги взаимоотношений к счастливому финалу.

Из двух актерских дуэтов несомненный центр спектакля - Янкура и Тевердык. Притягательные и пластичные Марина Кикеева и Джангар Ванькаев легко и свободно существуют в заданной тональности комедии-шутки, отчего простоватый юмор пьесы обретает интересные оттенки. Создавая образ Янкуры, которая находится в вечном поиске счастья, Марина Кикеева примеряет самые разные маски - от еврейской мамаши до женщины-вамп, надевает странные костюмы и парики, но за внешним эпатажем не скрыть ее внутреннего достоинства и чувства меры во всем. И абсолютно ясно, что для Тевердыка встреча с Янкурой большая удача. Персонаж Джангара Ванькаева этакий перевертыш: для женоненавистника он слишком падок на слабый пол, а в его характере очень много от Синей Бороды. Грубоватый американизированный дядюшка, отправляясь на свидание с Янкурой, меняет гавайскую рубашку на элегантный костюм и вмиг становится лондонским денди.

Это удивительно, но в финале, когда открывается вся правда, и перед нами две счастливые пары, авторы спектакля ненавязчиво и тактично подводят зрителя к теме родины, которая дает человеку силы, одаривает любовью. Как в поговорке - где родился, там и пригодился.

Если в пьесе Б. Наминова Элиста звучит фоном, а основной акцент сделан на человеческие взаимоотношения, то «Элистинский вальс» Алексея Балакаева самое настоящее посвящение главному городу Калмыкии. Музыкальную комедию (композитор Аркадий Манджиев) поставил Сергей Гаданов вместе с Еленой Варовой (сценография), Ириной Самсоновой (хореография) и Инессой Месхешвили (педагог по вокалу). История перекликается со старым фильмом «Волга, Волга», только вместо Дуни-письмоносицы, мелодию для песни о родной Элисте сочиняет крановщица Кермяш (Деля Эрдниева), а участникам самодеятельности из ДК «Строитель» выпал шанс побывать не в Москве, а на всемирном фестивале в Париже. Новость будоражит умы и таланты, начинается нешуточная борьба за право участвовать в поездке, плетутся интриги. В итоге главная идея - рождение песни о родном городе - растворяется во множестве сюжетных линий, иногда откровенно лишних, оставляя ощущение плохо прочитанной пьесы.

Да, в «Элистинском вальсе» немало смешного, есть интересные актерские работы, среди которых забавные уборщицы Дома культуры (Юлия Муджиева и Эльза Бембеева), обаятельная Бальта (Амуланга Убушиева) и невероятно пластичный Бурдан, легко переходящий с рэпа на фолк (Алексей Сарангов), наделенная всеми чертами хищницы Харада (Нина Найминова), наивный охранник Шувтр, собирающий компромат на всех участников этих событий (Санджи Каджиев), директор-бюрократ Шонта (Бюрча Оргадыков). И все же не покидает ощущение общего хаоса, вставных музыкальных номеров и множественных ложных финалов. Огорчает явное переигрывание молодой и несомненно одаренной актрисы Дельгир Канкаевой, исполняющей роль жены директора Дома культуры Пантюш, так же как и отсутствие яркого характера у главной героини Кермяш. Девушка-композитор, обладающая привлекательной внешностью и красивым голосом, могла бы стать камертоном, по которому настраивается «Элистинский вальс», но этого не случилось. Хотя сама идея рождения песни во время зарождающейся любви Кермяш и молодого режиссера Эрдни (Эренцев Авяшкиев), сочинившего в итоге для мелодии стихи, символична. И когда в финале звучит вальс, посвященный Элисте, а на фоне документальной кинохроники кружатся пары, зритель в зале начинает подпевать. Это очень сильный момент спектакля, примиряющий со всеми его шероховатостями и путаницей.

Спектакль «Калмыцкая свадьба» обозначен в афише как фольклорное действо, но более точным определением могло бы стать такое - спектакль-оберег. Потому что он не только духовно обогащает, но и возвращает к самым истокам. Автор пьесы и режиссер Борис Манджиев сконцентрировал внимание на свадебном обряде кочевников-калмыков, потомков великих ойратов, что, по его убеждению, «и есть один из первых шагов к осознанию великого богатства предков, которое, к сожалению, мы иногда не ценим, легко утрачивая и дилетантски смешивая с элементами обычаев других народов, веруя в то, что это и есть наше». Постановка стала возможной благодаря реализации творческого проекта «Реконструкция свадебного обрядового действа калмыков-кочевников» на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

Манджиев шаг за шагом погружает зрителя в древний обряд, заново осмысливая его философию и словно приглашая в соавторы всех, кому дорога история Калмыкии и кто считает себя потомками ойратов. В спектакле используются фрагменты из книги народного писателя Калмыкии Константина Эрендженова «Золотой родник», а в качестве консультантов к работе привлечены сотрудник Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук Татьяна Шараева и заслуженная артистка Республики Калмыкия Ольга Надвидова. Художник Саглара Чулкаева постаралась приблизиться к максимальной аутентичности в элементах декораций и костюмах, а благодаря педагогу по вокалу Анне Очкаевой и хореографу Ирине Самсоновой «Калмыцкая свадьба» обрела подлинность.

Казалось бы, существовал риск превратить спектакль в красивую этнографическую картинку, но этого не произошло. Режиссер построил действие на переключениях из настоящего в прошлое, когда бабушка с дедушкой начинают рассказывать внукам о своей молодости, и эти воспоминания незаметно становятся глубокими, погружая в народную память. Этот режиссерский ход, когда актеры надевают костюмы другого времени и становятся уже персонажами эпоса, очень важен. Погружаясь в хитросплетения давно ушедшей жизни, отчетливо понимаешь, что все мы существуем в едином пространстве и с нашими предками, и с потомками, и ничто не исчезает бесследно.

В спектакле занята значительная часть труппы, но нет ощущения главных персонажей и массовки, настолько гармонично и осмысленно существует на сцене каждый актер. Трогает искренняя, внешне очень простая игра Ивана Уланова и Ольги Надвидовой, исполняющих роли Дедушки и Бабушки. Им удается говорить о любви к родной земле и своим близким, избегая возвышенных нот или морализаторства. И так трогательны их взаимоотношения с Внуком (Бюрча Оргадыков), который только что был довольно инфантильным парнем, но уже через секунду, шагнув в иное время, превращается в ловкого батора, становится Женихом. Яркие и запоминающиеся персонажи у тетушек со стороны жениха и невесты Веры Тепкеевой и Людмилы Довгаевой, Отца жениха Вячеслава Хургунова и весельчака Ясты Бадмы Пюрвеева, младшего брата невесты, мастерски исполнившего танец с трубкой Гаря Бюляева. Гармоничен дуэт Невесты (Дельгир Канкаева) и ее Матери (Любовь Лазарева), а в строгом рисунке сцены их прощания отражаются судьбы тысяч и тысяч женщин, провожающих своих дочерей в новую жизнь, чтобы она продлилась в веках.

«Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества». Эта метафора принадлежит Чингизу Айтматову, и, кажется, точнее не скажешь. Авторы спектакля «Калмыцкая свадьба» и актеры Национального драматического театра им. Б. Басангова Республики Калмыкия сделали узор своей национальной культуры еще ярче и объемней. А самое главное, с большой любовью к Калмыкии.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.