Путешествие в страну фантазии / Творческий центр "Театр Неформат"

Выпуск № 8-188/2016, Гости Москвы

Путешествие в страну фантазии / Творческий центр "Театр Неформат"

«...Ну а он, как будто в воду канув,

Вдруг при свете, нагло, в две руки

Крал тоску из внутренних карманов

Наших душ, одетых в пиджаки...»

В. Высоцкий

Знакомьтесь - Творческий центр «Театр Неформат», созданный два с половиной года назад на базе Воронежского Дома актера имени Л.Кравцовой по инициативе актера Воронежского академического театра драмы имени А. Кольцова Антона Тимофеева. Коллектив молодой, бесстрашный, в поиске новых форм и тем смело экспериментирующий, созданный с целью дать возможность актерам, режиссерам, балетмейстерам, художникам и представителям других театральных (и не театральных) профессий возможность вырваться за привычные рамки. Так в чем же неформатность этого коллектива?

- В нашем небольшом городе, - говорит Антон Тимофеев, - каждый театр занимает свою нишу. И работая в том или ином театре, актеру сложно «прыгнуть» за рамки репертуарной политики. Более того, режиссеры очень редко экспериментируют с актерским амплуа, а потенциал у многих колоссальный. Когда творческих идей накопилось предостаточно, мы обратились в Дом актера с предложением дать нам возможность их воплотить. Получается, что, во-первых, для Воронежа неформат - это выход из каких-то личных рамок, а во-вторых, это атмосфера студенческого, студийного театра.

Судить по одной постановке о театре сложно, но если она содержательна, интересна актерскими и режиссерскими, сценографическими решениями и удивляет, с одной стороны, своей простотой и легкостью, а с другой - философской глубиной осмысления литературного первоисточника, тогда можно порадоваться за театр, в котором есть такой спектакль. И за себя, что имеешь возможность его увидеть.

«Театр Неформат», еще ни разу не выезжая за пределы своего родного города, совершил первую гастрольную поездку сразу в столицу. И те, кто в вечер показа спектакля «Сердце в кармане» оказался в Центральном Доме актера имени А.А. Яблочкиной, испытали полную гамму чувств, став свидетелями трогательной, глубокой, тонкой по эмоциям постановки, осуществленной режиссером Антоном Тимофеевым и актером Ярославом Козловым по новеллам Леонида Енгибарова.

По признанию Тимофеева, у спектакля два режиссера. В первую очередь, сам Ярослав, которому и принадлежит идея обратиться к прозе Леонида Енгибарова. Моноспектакль целиком и полностью - концепция актера, которая воплощалась в течение пяти (!) лет: компоновался текст, создавались декорации (художник А. Тимофеев), писалась музыка (композитор А. Чернявская). И это время «не остудило» творческий пыл, что вполне было бы логично, а наоборот - сыграло на результат. Но даже при этом спектакль, по словам режиссера, с каждым показом растет, меняется, в нем появляются новые интонации. Все это говорит только о том, что постановка - живая. И в ней живет лирический, драматический и трагический герой, умеющий в любом бытовом предмете увидеть необыкновенные его превращения. Скажем, метла. Что еще прозаичней можно придумать? Для большинства из нас - ничего особенного. Но в руках фантазера и мечтателя она становится гитарой, винтовкой, секирой, хоккейной клюшкой... Способность фантазировать и верить в свои фантазии мы утрачиваем, когда покидаем прекрасную Страну Детства. И только избранным даровано свыше сохранить это умение на всю жизнь. Один из них - Леонид Енгибаров - уникальный актер, клоун-мим, писатель, человек с тончайшей душой и постоянной грустью... Она была в его цирковых номерах, она была в его необычайно поэтической прозе, поражающей удивительными образами, сравнениями и эпитетами. И не растерять присущую ей легкость при переводе на сценический язык мог только человек, имеющий подобную душевную организацию. Это - об актере Ярославе Козлове.

Спектакль удивительно атмосферный. В нем отражена душа актера-исполнителя. В нем все - от рассыпанных по полу кленовых листочков с цитатами (мне попались три: «По-моему, счастье - это познание прекрасного. И этот процесс бесконечен», «Когда-нибудь мы с вами станем историей: будьте осторожны!», «Опьянел от счастья, что бросил пить») и программки к спектаклю до музыкального и художественного образов - «работает» на Автора. И за это отдельное спасибо его создателям: тем, кто имел счастье видеть Леонида Енгибарова на арене, он «ожил» в лице Ярослава Козлова (к слову, некоторые даже видят внешнее сходство), а тем, кто впервые услышал это имя (и таких, чем дальше, тем больше), его открыли. И это открытие, я уверена, будет одним из самых светлых в их жизни. Убеждена, что многим, как и мне, после спектакля захочется открыть книгу новелл Енгибарова и закрыть, только дочитав последнюю страницу.

Это Леониду Георгиевичу посвятил Владимир Высоцкий слова, вынесенные в эпиграф. В них точно была подмечена уникальная способность актера - вселять в души зрителей уверенность в том, что счастье возможно и что в нашей жизни есть место смеху и радости.

В обыденное городское пространство, наполненное звуками проезжающих автомобилей, пения птиц, шорохов осенних листьев под ногами, врывается главный герой - молодой человек в черном костюме, белой рубашке и с красным шарфом на шее, ставшим продолжением красной нити-ленты с программки и символичным напоминанием о трагической судьбе Автора. Актер сообщает нам, что он бывал в стране фантазии, давая понять зрителю, что все происходящее дальше должно быть похоже на сказку. Но нет. «Фантазия» оказывается формой, в которую большинство из нас не умеют «облекать» прозу жизни.

Как поэтично звучат строки из новеллы «Желтая роза»: «Мне кидали их на сцену. И все их я помню и люблю. И гордые гладиолусы, которые молчали даже тогда, когда ломались их хрупкие стебли, и скромные гвоздики, такие счастливые, когда их поднимаешь над головой, печальные и добрые георгины, болтливые ромашки, томные лилии, желанные пунцовые розы, готовые даже в счастливые для вас минуты исподтишка выпустить свои шипы, и многие-многие другие. Я их все люблю и помню».

Все без исключения предметы, оказывающиеся в руках актера (роза, мяч, метла, красный зонт, звездное небо), или предметы мебели (шкаф, кресло, стол) становятся живыми действующими лицами спектакля: красное платье, надетое на вешалку, превращается в манекенщицу, которая никогда не улыбалась, а мяч - в земной шар...

Точная и образная придумка расписать шкаф и кресло как будто детской рукой (а там и морской пейзаж, и дома со светящимися окнами, и машинки) все время погружают нас в атмосферу Страны Детства и Фантазии. И невозможно не улыбнуться: кто-то, вероятно, вспомнит собственные детские художества или шедевры уже своих детей.

По ходу спектакля актер жонглирует, показывает чудеса эквилибристики на одноколесном велосипеде и лестнице (в этот момент, признаюсь, отвлекаешься от текста и переживаешь, чтобы не случилось ничего непредвиденного). Он заставил нас волноваться. И не только тем, что выполнял сложные для драматического актера трюки, но тем, что рассказал нам эту трогательную, светлую историю, в которой прозвучали слова из новеллы «Дом» Леонида Енгибарова: «Наш светлый, огромный, как океанский корабль, дом плыл среди сосен... На нашем корабле жили чудесные люди. Главное, что большинство из них умело волноваться. А это очень важно - уметь волноваться».

И закончить хочу еще одной цитатой: «...в углу, на свежевыкрашенной стене гаража было мелом написано: "Витька + Люда = любовь"....

Именно плюс. Не расчетливый минус (кто больше), не корыстное умножение (на сколько раз), не мелочное деление (дающее только часть), а плюс, безоглядный, щедрый, соединяющий двух обыкновенных людей, дает фантастическую сумму - любовь.

Пользуйтесь знаком плюс».


 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.