Актриса из легенды / Выставка памяти Руфины Нифонтовой в Доме-музее М.С. Щепкина

Выпуск № 8-188/2016, Выставки

Актриса из легенды / Выставка памяти Руфины Нифонтовой в Доме-музее М.С. Щепкина

Вынося в название экспозиции данную фразу, ее инициаторы (во главе с куратором Галиной Бескиной), наверняка, подразумевали мечту о природной, одухотворенной внутренним светом красоте, о величии человеческих чувств или об иных, возвышенных, увы, не слишком жалуемых сейчас не меркантильных категориях. Словом, мечту обо всем том, что неизменно воплощала в своих работах народная артистка СССР Руфина Дмитриевна Нифонтова.

Выпускница ВГИКа образца 1955 года, почти сорок лет, с 1957-го до кончины в 1994-м, она служила Малому театру. Но, думается, не только по этой причине местом проведения выставки был избран Дом-Музей Михаила Семеновича Щепкина. Просто Руфина Дмитриевна разделяла максималистскую жизненную позицию реформатора русской сцены, считавшего театр храмом, где надлежит либо «священнодействовать», либо «убираться вон». Недаром же говорила, что ее институтские педагоги - Ольга Ивановна Пыжова и Борис Владимирович Бибиков учили своих воспитанников всегда играть так, «если бы в зале сидели одни Станиславские».

Это высказывание Нифонтовой наряду с цитатами из посвященных ей статей театроведов, отзывов коллег и сотрудничавших с актрисой в разное время режиссеров авторы выставки написали на отдельных плакатах и в качестве своеобразного обрамления сделали их частью экспозиции.

Прием не новый, уже не единожды использовавшийся коллективом Дома-Музея. Причем, успешно. Однако в случае с настоящей выставкой он показался лишним. Потому что представленные в трех небольших выставочных залах экспонаты и, в частности, фотографии многое способны были «поведать» нам самостоятельно, без каких-либо пусть и очень содержательных комментариев.

Тем более что здесь размещены снимки, на которых запечатлены и кинематографические, и сценические создания актрисы Руфины Нифонтовой - Эвелина Ганская в картине «Ошибка Оноре де Бальзака», Мама Татьяны Николаевны в фильме «Вам и не снилось...», конечно, Катя в экранизации романа А.Н. Толстого «Хождение по мукам», Илона в спектакле «Каменное гнездо» по пьесе Х. Вуолийоки, Комиссар в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского, Тетушка Руца из «Птиц нашей молодости» И. Друцэ, естественно, роли в спектаклях по классическим произведениям отечественной и мировой драматургии - основе репертуара Малого театра. В том числе Варвара Михайловна в «Дачниках» М. Горького и Одинцова в тургеневских «Отцах и детях», Глафира в «Холопах» П. Гнедича и Федра в «Федре» Ж. Расина, Катерина в «Грозе» А.Н. Островского...

Рассматривая эти фотографии (в основном черно-белые), нельзя было не удивиться тому, как удавалось актрисе деликатно, не прибегая к радикальным средствам выразительности, подчеркивать в своих героинях женственность и чувственность, загадочность, непостижимость женских характеров вкупе с их независимостью и личностным достоинством.

Последнее, судя по воспоминаниям партнеров Нифонтовой, отличало и Руфину Дмитриевну. И это роднило актрису с легендарными корифеями и Малого театра, и кино, с которыми ее сводила судьба. А среди них были Вера Пашенная и Елена Гоголева, Михаил Жаров и Борис Бабочкин, Евгений Весник и Иннокентий Смоктуновский, Виталий Доронин...

Сегодня она сама - легенда. Актриса, чьи достижения вошли в историю российского искусства. Не забыта Руфина Нифонтова и зрителями. Кто-то из давних и преданных почитателей таланта Руфины Дмитриевны даже предоставил Дому-музею рукотворный альбом об актрисе. Альбом, выполненный с большой любовью и уважением к его героине.

На подобном фоне стала особенно досадной небрежность сотрудников Дома-музея, зачастую ошибавшихся в аннотациях к фотографиям (скажем, на подписи к фрагменту из «Дачников» было указано, что там вместе с Никитой Подгорным-Рюминым изображена Элина Быстрицкая - Юлия Филипповна, тогда как на фото ясно различима Нифонтова-Варвара Михайловна). И - в написании фамилий режиссеров и драматургов. К примеру, постановщик «Агонии» С. Жигон стал С. Жиговым, режиссер «Обрыва» В. Ефремова - В. Ефремовым, а та же Х. Вуолийоки - Х. Вуомийоки.

С одной стороны - это мелочи, на которые можно было бы и не обращать особого внимания. Но, к сожалению, такие промахи с недавних пор вошли у работников ГЦТМ (а, как известно, Дом-музей М.С. Щепкина - один из его филиалов) в систему. И редко на какой выставке (и в главном здании ГЦТМ, и в помещении филиалов) не обнаруживаются те или иные недочеты. А это мешает в полной мере оценить результат, без сомнения, кропотливого труда. Да и как-то неудобно становится перед центральными «действующими лицами» выставок - как правило, подлинными профессионалами своего дела, никогда не позволявшими себе быть небрежными, дабы не опускалась взятая ими однажды высокая планка мастерства.


Фото предоставлены ГЦТМ имени А.А. Бахрушина

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.