Якутск. Живое дыхание истории

Выпуск №9-10—189-190/ 2016, В России

Якутск. Живое дыхание истории

Когда говорят о театрах Якутии, московские критики прежде всего вспоминают Саха-театр и работы ученика А. Гончарова, одного из лучших современных режиссеров Андрея Борисова, полюбившийся театр из Нюрбы.

Государственный академический русский драматический театр имени А.С. Пушкина, успешно работающий в Якутске, знают меньше, хотя несколько лет назад коллектив показал в Москве спектакль «Созвездие Марии», поставленный на его сцене Андреем Борисовым. Этот спектакль, рассказывающий об освоении Берингом сурового края, и о любви, которая сильнее смерти, стал завершением театрального триптиха Андрея Борисова и Владимира Федорова (автора) на сцене Русского театра из Якутска - «Одиссея инока якутского», «Апостол государев» и «Созвездие Марии», с которого началась новая страница в истории театра. Страница историческая и, одновременно, жгуче современная.

Было бы неверным представлять жизнь русского театра как следование одному, пусть серьезному и значительному, направлению в искусстве.

Если взглянуть на репертуар, то увидишь названия, знакомые по афишам многих других театров страны. Зритель хочет отдыхать, веселиться, любит комедию положений и мелодрамы.

Два спектакля по Рею Куни - куда же без него! Комедия Э. Скарпетто «Голодранцы и аристократы». «Энергичные люди» В. Шукшина - пьянство и стяжательство никто не отменял! Чехов и модный нынче МакДонах. Ануй и трогательная мелодрама М. Ладо «Очень простая история».

Итак, шесть часов на самолете, и мороз минус 43 градуса, совсем не экзотика в этих местах, а нормальная январская температура, которая не останавливает местных жителей, спешащих в любимый и посещаемый Государственный академический русский драматический театр имени А.С. Пушкина.

В театре - хорошо обученные актеры, молодой энергичный «играющий» художественный руководитель - директор Александр Лобанов. Уже несколько лет он возглавляет коллектив, последовательно выстраивая репертуар. Однако два спектакля - «Два берега одной Победы» и «Страсти по ямщику» - занимают особое место в репертуаре. И в сердцах зрителей.

Они представляют собой волнующее направление - я бы его назвала течением исторической памяти. История этой земли богата драматическими и героическими эпизодами, и театр возвращает на сцену людей, ставших гордостью сурового края.

Год назад, к 70-ти летию Победы в театре вспомнили один из героических и драматических эпизодов битвы за Победу и обратились к теме АЛСИБА. С 1942 года по ленд лизу Америка через Аляску начала переправлять в СССР истребители и бомбардировщики, которых так не хватало на фронте. Аэрокобры вылетали из Фэрбенкса и транспортировались до Красноярска, а оттуда - на поля сражений, на Запад. В Якутске был перегон. Об эпизодах той героической истории поведал театр. На этом спектакле зал всегда полон, овации нескончаемы, а на глазах зрителей - слезы. Среди них нередко сидят и потомки тех, кто работал на авиабазах. Работал в страшные морозы, в особом режиме.

Пьесу написал местный драматург В. Федоров. Он уже сотрудничал с театром. Пьеса «Два берега одной Победы» имеет подзаголовок «хроника любви, жизни и подвига», она проста и бесхитростна, но именно в этой простоте ее обаяние и подлинность. Короткие эпизоды сменяют друг друга, знакомя с самыми разными судьбами, реальными и собирательными персонажами, наполняя действие живым дыханием подлинности. Это история про молодых людей - им, в основном, по 18-20 лет. А, значит, никакая война не мешает влюбляться, строить планы на будущее. В калейдоскопичности - своеобразная «оптика» и проникновенность зрелища. Встречаются молодые советские пилоты (Владимир Кропотов, Сергей Ацегейда) и отважные летчицы-американки (Марина Слепнёва, Ксения Еремеева) - конечно, возникает взаимная симпатия. Солидный американец и юная заправщица на аэродроме (Мария Хайдина) - их чувство носит оттенок горечи - НКВД-эшники неотступно следят за моральным обликом советских работников. Лейтенант Илья (Евгений Кузьмин) и метеоролог Нина (Ксения Кочнева) счастливы, и, кажется, ничто не может помешать их юной любви. Но у этих любовных историй нет счастливого финала. Гибнут американки, разбивается советский летчик, навсегда уезжает американский инженер -пилот Николас Толли (Илья Шумкин). В действии органично соединяются пафосные, лирические и забавные сцены, позволяя воссоздать картину реальной жизни аэродрома в Якутске в годы Великой Отечественной войны.

Есть в спектакле и реальные персонажи. Особая линия - история легендарного Александра Покрышкина (Степан Березовский), впоследствии трижды Героя Советского Союза, а пока еще - непокладистого ершистого опытного летчика, разработавшего новую тактику боя, его борьба с упертым начальником, свободолюбие и острый ум. Именно Покрышкин всю войну летал на американском истребителе «Аэрокобра», сбил 59 (!) фашистских самолетов.

Александр Лобанов создает образ полковника Ильи Мазурука, командира перегоночной авиадивизии, уверенного, мудрого. Скупость актерских средств, сдержанность позволяют почувствовать значимость дела, которое возглавил Герой Советского Союза полковник полярный летчик И. Мазурук. Через 36 лет в Москве встретились два бывших пилота - Илья Мазурук и Томас Уотсон с бомбардировщика В-24, который сел в Якутске в 1942 году.

Сменяются ситуации, мелькают герои, но зритель успевает полюбить их, поэтому такой болью отзывается их гибель.

Спектакль поставил знаменитый Андрей Борисов, мастер эпического, метафорического театра. На сей раз его выразительные средства скупы, но он изысканно соединяет камерные сцены с контекстом истории. Время от времени на голубом заднике появляются кадры кинохроники военного времени. А в центре сцены - макет знаменитого американского истребителя «Аэрокобра» практически в натуральную величину. Именно вокруг этой машины выстраиваются мизансцены, многообразие вертикальные площадок позволяет достигать стремительной смены картин (художник-постановщик Михаил Егоров). Этот истребитель и обозначает конкретное место действия, и воспринимается как символ, памятник. И сквозь все представление проходит песня - мелодичная, напевная, чем-то неуловимо напоминающая любимые мелодии той поры (музыка В. Климина).

В зале сидят молодые, но память генетическая, родовая передается им, делает их сопричастными широкому дыханию истории.

Спектакль «Два берега одной Победы» явление как художественное, так и социально значимое.

Историческую линию продолжает и спектакль по пьесе В. Харысхала «Страсти по ямщику». Жанр обозначен как «народная быль» и поставлен Андреем Борисовым как притча, где этнографическая точность соединяется с поистине шекспировской широтой охвата событий и характеров. История ямщицкого тракта, который позволял решать важные государственные задачи, стал значимой составляющей в освоении сурового края, и был разгромлен в первые десятилетия ХХ века, становится трагическим повествованием о личном мужестве, характерах жителей края, о верности и благородстве ямщицких родов. Драма социальная тесно переплетается с любовной историей. И снова - мощное соединение лирического и эпического начала, истории, разворачивающейся на фоне темного звездного неба и картин прочной жизни, подчиненной вековой традиции. Михаил Егоров, художник-постановщик, использует дерево, крепкие бревна изб, деревянные настилы. Быт, поднятый до бытия. Актеры Владислав Мичурин, Татьяна Медвинская, Степан Федоренко, Александр Борисов, Валерий Тверитин, Владимир Гоношенко создают яркие, запоминающиеся образы.

Для приезжего сюжет спектакля «Страсти по ямщику» отдает экзотикой. Для местных жителей, знакомых с историей края, - это живые, яркие, подлинные события. Попутно замечу - в городе небольшой, но умно, профессионально, с любовью и научной добросовестностью сделанный краеведческий музей (Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского), любимый горожанами и приезжими, отмеченный маститыми коллегами из других регионов.

Родная история - это не «вчера» и не «давно», это то, что длится, обогащая, наполняя смыслом сегодняшний день.

А закончить свои впечатления о знакомстве с Русским театром Якутска хочу рассказом о детском спектакле.

Театр целенаправленно готовит себе новых зрителей, поэтому так внимателен к юным театралам. В его репертуаре четыре спектакля для детей. Яркие, музыкальные, они с восторгом принимаются публикой лет от пяти и старше.

Мне удалось посмотреть музыкальную сказку «Бременские музыканты», поставленную Галиной Карасевой внятно, изобретательно, весело. На сцене - настоящий дворец, домик разбойников, и все это сделано минимальными средствами, с использованием «веселого» ситчика, еще раз демонстрируя, что театр - это выдумка, фантазия, вкус и заразительность актеров.

Персонажи появляются и в зале, превращая его в игровую площадку, общаясь с ребятишками, вовлекая их в действие.

Живой, ищущий коллектив Русского театра Якутска оправдывает любовь зрителей. Его залы полны, спектакли дарят радость встречи с настоящим искусством.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.