Йошкар-ола театральная-2016

Выпуск №9-10—189-190/ 2016, Фестивали

Йошкар-ола театральная-2016

Фестиваль «Йошкар-Ола театральная» ведет свою историю с 1994 года, когда в прямом смысле для спасения театрального искусства Марий Эл он был придуман Марийским отделением СТД РФ и поддержан Министерством культуры Республики Марий Эл. И сейчас Национальная театральная премия им. Й. Кырли, вручаемая на фестивале, стала очень престижной для людей марийской сцены. Помимо лауреатства были учреждены значимые премии: «За честь и достоинство», вручаемая тем, кто верно, искренне, с любовью много лет служит Театру, в этом году ее был удостоен заслуженный артист РМЭ Юрий Алексеев - актер Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана; премия «За поддержку театрального искусства», присуждаемая людям, компаниям, которые вносят большой вклад в развитие театров Марий Эл, на этом фестивале премия вручена директору ВГТРК Марий Эл Марии Митьшевой. Мэр города Йошкар-Ола также вручает свою премию служителям сцены, и в этом году ее удостоен заслуженный художник РФ, главный художник Академического русского театра драмы им. Г. В. Константинова Леон Тирацуян.

В 2016 году прошел уже XX фестиваль. Теперь он проводится ежегодно, как изначально и задумывался. «Йошкар-Олу театральную» на сегодняшний день поддерживает не только Министерство, но и администрация города Йошкар-Ола, а также партнер - Банк ВТБ24. Безусловно, без них фестиваля бы не было, как бы театры ни хотели.

Фестиваль начался 23 марта, практически сразу после XXI Отчетно-выборной конференции Марийского отделения СТД РФ, на которой действующий Председатель - заслуженный артист РФ, народный артист РМЭ, художественный руководитель Марийского театра оперы и балета им. Э. Сапаева Константин Анатольевич Иванов был переизбран еще на 5 лет. Итоги фестиваля были подведены как всегда в Международный день театра. XX фестиваль по многим причинам был не таким масштабным, как предыдущие. Театры выставляли только по одному спектаклю, но это не уменьшило значения события для театральной жизни Республики Марий Эл: фестиваль ждали зрители, готовились театры, готовился организатор - Марийское отделение Союза театральных деятелей РФ. В жюри вошли профессиональные театральные критики: Владимир Спешков (Челябинск), Антон Сергеев (Санкт-Петербург) и Нина Ефимова (Йошкар-Ола). Приезжие критики никогда не были в Марий Эл и не видели ее театров, Нина Ефимова, наоборот, изнутри знает театральный мир республики, поэтому внимать обсуждениям спектаклей было крайне интересно, а для театров - информативно и полезно.

Республиканский театр кукол представил на фестивале спектакль «Котенок на снегу» по пьесе К. Мешкова и П. Катаева (режиссер Алексей Ямаев, художник Людмила Иванова). Их снежная фантазия, разноцветная, вписанная в панораму родного города кукольников, была лирична и неспешна, что, кстати, не очень совпадало со зрительским темпераментом детей старшего дошкольного возраста. Милое существо, в данном случае рыжий Котенок, ищущее друзей, - извечная тема спектаклей для маленьких. И, возможно, это необходимо в воспитательных целях, хотя, как уже доказано, театр вряд ли может кого-то воспитать. Критики отметили «обычность» постановки типичного репертуарного театра, оценив тем не менее актерские работы, и Галина Ковалева стала лауреатом Национальной театральной премии им. Й. Кырли в номинации «Лучшая роль в театре кукол» за роль Вещей Вороны.

Республиканский театр-центр для детей и молодежи в рамках фестиваля показал спектакль «И с нами голуби» по пьесе марийского драматурга Геннадия Гордеева, который поставила его дочь Эрвина Гордеева. Семейный тандем не позволил режиссеру жестче обойтись с текстом, спектакль получился крайне многословным, а говорить много на тему переживаний детей, оставшихся без родителей, было трудно. Но свежая струя в Театре-центре была необходима, и пусть молодая режиссер делает свои первые шаги, они уже имеют индивидуальный почерк, их новизна вызывает надежду на будущие интересные постановки. И именно премию «Надежда» получила Эрвина Гордеева на фестивале.

Горномарийский драматический театр (г. Козьмодемьянск) привез крайне популярную среди марийских театров пьесу Ф. Булякова «Святое дело» (режиссер Ольга Искоскина, художник Сергей Алдушкин). Практически лубочная история о любви двух стариков обусловила комическое существование актеров Михаила Анисимова (Старик) и Светланы Зотиной (Старуха), что трепетно перекликалось с воспоминаниями их молодости (Василиса - Елена Васильева, Григорий - Дмитрий Тораев), где не было ничего комичного, а была трудная жизнь, за которую Старик ни разу не сказал Старухе, что любит ее. Сцены молодых героев были сценами боли и крика души, которые Старик со Старухой несли глубоко в себе, смешно ругаясь о «любовнике» Старухи Василисы Петре, который пятый год лежит и ждет смерти Старика Григория, чтобы встать и прийти к Василисе. Елена Васильева - молодая Василиса, была удостоена номинации «Лучшая женская роль второго плана».

«Лучшей женской ролью» стала работа Евгении Москаленко в роли Клары Цаханассьян в спектакле «Визит дамы» по пьесе Ф. Дюрренматта (режиссер Сергей Васин, художник Юлия Горнова) Академического русского театра драмы им. Г. В. Константинова. А Сергей Васин стал лауреатом в номинации «Лучшая режиссура». Первая работа молодого режиссера (интересно, что на фестивале среди профессиональных театров было 3 работы молодых режиссеров из 7) стала, как часто бывает, выплеском всех идей, умений и навыков постановщика, и спектакль получился шумным, многоречивым, но крайне интересным. Разгадывание загадок «что хотел сказать режиссер» заставляло лихорадочно работать ум и пристально следить за происходящим на сцене. А на сцене в серых тонах жил слаженный актерский ансамбль, которым даже маленьким движением пальца руководила Клара.

Безусловным фаворитом фестивальной афиши у зрителей была рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова, А. Вознесенского, поставленная Надеждой Репьевой с художником Борисом Голодницким в Марийском государственном театре оперы и балета им. Э. Сапаева. Самой главной задачей театра было не повторить знаменитую ленкомовскую постановку, и театр с этой задачей справился безусловно.

«Лучшая сценография» была заслуженно отдана Борису Голодницкому за емкое и краткое художественное оформление рок-оперы. Струганный ствол дерева в виде ладьи и канаты стали не только символом корабля, но и сетями вишневых очей, в которых запутался граф Резанов, воротом, который он с трудом вращал, преодолевая трудности пути и жизни. Граф Резанов был показан нам в двух ипостасях: молодой, отчаянный (Максим Палий), и пожилой, умудренный опытом и как бы взирающий на все сверху и со стороны (Дмитрий Репьев). И пусть по тексту граф не дожил до старости, но раздвоение личности главного героя позволило режиссеру создать живое, почти подлинное повествование, которое из прекрасной легенды становилось историей. Исполнители главных партий: Анастасия Ершова - Кончита и
Н. П. Резанов - Максим Палий, не остались без внимания жюри и зрителей. А. Ершова получила «Приз зрительских симпатий», а М. Палий стал лауреатом в номинации «Лучшая партия в опере». Пожилой Резанов - Дмитрий Репьев - был удостоен премии «За лучший драматический образ». «Лучшая мужская роль второго плана» также состоялась в этом спектакле: Сергей Гарашкин за роль Фернандо, пылкого, трепетного влюбленного с горящими глазами и благородным сердцем. За партию графа Румянцева, хитрого, высокомерно-внимательного царедворца, Владислав Калашников был удостоен премии «Лучшая эпизодическая роль».

Исполнение знаменитой, звучащей в сердцах людей рок-оперы на сцене Марийского театра оперы и балета, было трудной задачей, ведь специфика такого произведения именно в эмоциональности и энергетике, а не в идеальном вокале, но солисты-вокалисты вжились в образы своих героев и пели словно душами. Необычные хореографические зарисовки в спектакле, которые нельзя назвать танцами, - матросы, гости бала, апостолы - были созданы современным языком хореографии, которая помогала параллельно проживать историю главных героев.

Несомненно было для зрителей да и для многих театралов, что «Юнона и Авось» станет обладателем Гран-при фестиваля «Йошкар-Ола театральная 2016». Но Гран-при присудили балету «Письма с фронта» В. Гаврилина в постановке Нины Мадан. Молодая балетмейстер со всей страстностью юной души погрузилась в историю войны, войны не как трагедии государства, а как личных трагедий ее участников. Без пафоса, зримо, ясно и до боли близко говорит язык современной хореографии о людских судьбах, сломанных войной, об их надеждах, любви и горе. Война разлучает главных героев в исполнении Кирилла и Светланы Паршиных, и линия героини смыкается с линиями других пар, которые пишут письма, ждут, воюют, умирают, возвращаются. Главная героиня стремительна, страстна, ее ломаная пластика, широкие движения, большое количество прыжков - это смятение, страх и боль человека, который ждет, а потом не может смириться с утратой. Каждая пара влюбленных в балете «говорит» своим языком, кто нежным и тягучим, с медленными движениями, плавными поддержками и прыжками; кто озорным и трепетным, с частой сменой поз, игривыми движениями рук и ног. Враги в спектакле страшны своей геометрической, жесткой пластикой, они, особенно Немец (Роман Стариков), напоминают ожившую свастику - страшный символ, архетип которого есть в нашем сознании, и столкновение с ним всегда вызывает ужас.

Солисты Светлана и Кирилл Паршины стали лауреатами фестиваля в номинации «Лучшая партия в балете», Роману Старикову была вручена номинация «Лучшая мужская роль второго плана».

На счету балетной труппы Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева уже не одна марийская «Ника», но балет продолжает свое победное шествие в театральном мире Республики Марий Эл. Несмотря на то, что в фестивале «соревнуются» между собой разножанровые театры (и в этом его уникальность), у жюри практически никогда не возникало сложностей с выбором победителя: всегда в фестивальной афише есть спектакль-лидер. Пока таким лидером остается марийский балет, хотя в этом году их победа была для многих неожиданностью. Что ж, будет новый фестиваль - будет новая интрига, осталось подождать всего-то год.


Фото Евгения НИКИФОРОВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.