Она защитила свое звание

Выпуск №7-117/2009, Лица

Она защитила свое звание

Среди нас иногда встречаются люди, которые настолько привыкли все отдавать, что как только общество делает что-то для них - они почему-то считают себя обязанными еще раз доказывать, что это получено не случайно.

Без сомнения, к таким подвижникам относится хорошо известная не только в театральных кругах нашей страны заслуженная артистка России, основатель и художественный руководитель театра «У камина» Анна МАКАГОН. Едва получив очередное «повышение» - звание заслуженного деятеля искусств России, она тотчас стала готовить своеобразный творческий отчет. Вечер Анны Макагон под недвусмысленным названием «Я защищаю свое звание» состоялся в Синем зале СТД. Пронзительные и торжественные звуки трубы оповестили собравшихся о начале этого необычного представления. Вслед за музыкальным вступлением стали звучать стихи Анны Макагон в ее собственном исполнении. Мы уже привыкли, что авторы рвутся читать собственные произведения со сцены, но в большинстве случаев стихи в авторском исполнении проигрывают чтению профессионалов, владеющих голосом, секретами выразительной речи. В нашем случае стихи только выиграли: произошло удивительное слияние богатства смысла с их образным сценическим представлением. Каждое стихотворение превращалось в своеобразный мини-спектакль с «эксклюзивной» интонацией и с уникальной пластикой. Например, в стихотворении «Фантасмогория Арбата» мы как бы начинаем видеть сумасшедшую старуху, обитающую в гофмановском гротескном мире фантазии автора. Иную форму, иную мелодическую ноту мы видим и слышим в стихотворении, посвященном памяти отца Анны «И я горжусь, что я Альфредовна!» Многие строки прозвучавших стихов - «Я плакала и снова поднималась…», «Я зарываюсь в мудрую природу…», «Виктория мой крест позолотила», «Как опасно быть любимой» и др. – своеобразные вехи пройденного поэтом пути, которые накрепко врезаются в память, запоминаются как афоризмы. В режиссерски точно выверенных местах ход поэтического действа вновь прерывали звуки трубы (музыка специально написана и исполнена Валерием Букреевым), превращая зрелище в своеобразный диалог, перекличку двух муз: Слова и Мелодии, глубокого Смысла и чистой Эмоции. Своеобразное резюме композиции прозвучало в заключительном четверостишии композиции:

Когда на часах остановится время,
Когда прилетят к нам иные с планет,
Они подтвердят всей счастливой Вселенной –
Мне имя - актриса, мне имя – поэт.

Если на глазах зрителей наворачиваются слезы – а это было за время вечера не раз – не это ли лучшее свидетельство, что «послание» от сердца автора благополучно дошло и «принято» адресатами…

Несмотря на то, что спектакль «Айседора Есенина» (автор пьесы Сергей Филатов), сцена из которого была сыграна вслед за «поэтическим» разделом вечера, уже несколько лет идет на различных площадках столицы и за ее пределами, игра Анны Макагон поражает свежестью чувств. В небольшом отрывке самая знаменитая возлюбленная Есенина представлена в трагических красках. И это понятно - в пьесе идет речь о последнем периоде связи больших художников. Столкновение двух равноценных талантов и столь противоположных миров неизбежно приводит к болезненному разрыву. Не могут две столь незаурядные и самостоятельные личности ужиться под одной крышей. Так же как и не могут жить друг без друга. На такой печальный вывод наводила зрителей прекрасная игра Анны в роли Дункан и артиста Константина Константинова в роли Есенина. Нельзя не отметить еще один момент. Сейчас, когда в театре процветает коммерческий подход, желание с меньшими затратами заработать большие дивиденды, используя «работу на технике», Анна Макагон не щадит себя, не экономит своих душевных сил. Подобную щедрость не так уж часто можно увидеть на сцене.

Богатство палитры выразительных средств, которыми владеет Анна Макагон, умение перевоплощаться в противоположные по психологическому типажу персонажи продемонстрировал зрителям отрывок из пьесы Ибсена «Кукольный дом». Нора в интерпретации Макагон предстала хрупкой, мягкой, беззаветно преданной и любящей своего мужа женщиной. Она наслаждается милой беседой со своей давней подругой (актриса театра «У камина» Альбина Бокова), расхваливая своего супруга, радуясь жизни, которая не предвещает никаких бед. Атмосфера безмятежного покоя в семейном уютном кругу разительно контрастирует с образом Айседоры из предыдущего отрывка.

Как известно, в репертуаре театра «У камина» 11 спектаклей. Одна из пьес - «Подмосковные вечера» написана Анной Макагон в соавторстве с Тихоном Влади специально для молодых актеров театра. Тема пьесы актуальна – она о том, как трудно пробиться в большое искусство молодым талантам, как их романтические мечты разбиваются о прозу жизни. Действие происходит в театральном общежитии. В комнату к двум девушкам (Наталья Макарова и Ирина Архангельская) подселяется на одну ночь иностранка – молодая актриса из Испании Кармен (Тереза Макагон). Ее цель - познакомиться с «натурой», чтобы лучше сыграть соответствующую роль в будущем фильме. Поначалу «аборигены» встречают пришелицу настороженно, но обаяние испанки, ее простодушие и миролюбие растапливают лед отчуждения. Зажигательный танец (музыка Е.Доги, постановка танца Константина Батманова), который исполнила Тереза в финале отрывка, не мог оставить равнодушными зрителей, наградивших темпераментную и талантливую молодую артистку бурной овацией. Оценивая работу Анны Макагон как драматурга, нельзя не признать, что и в этой области она профессионал, умеющий незаметно завладеть вниманием зрителей умело закрученной интригой, непредсказуемостью событий, яркостью образов. А изобилующие шутками и репризами диалоги дарят возможность не раз от души посмеяться.

В отрывке из пьесы Сергея Филатова «Супруга президента» мы видим Анну в роли Анны Дмитриевны. А сцена серьезного разговора с мужем (Илья Бричкин) – ключевой момент спектакля. Речь идет о появлении в нашей стране нового типа руководителя. Пьеса не скрывает свою социальную направленность, предупреждая общество об опасности, которую представляют для него «роботы без сердца» на руководящих постах. Кроме того, в спектакле проглядывается попытка раскрыть секреты непростой миссии - быть образцовой женой для своего высокопоставленного супруга. Удивительная метаморфоза произошла с Анной и в этом отрывке. Она полностью преобразилась - в парике блондинки ее поначалу было трудно узнать. В заблуждение вводил не столько ее внешний вид, сколько внутреннее состояние. Зрители видели совершенно неизвестного ранее человека - женственную и одновременно твердую в своей гражданской позиции современную женщину-личность, которая может влиять на ход дел в своей семье, в своей стране.

Художественную программу вечера прервала информация: Анна Макагон в Каире была удостоена большого приза «Хрустальная Ника» за выдающийся вклад в развитие российско-египетских отношений. Дело в том, что в Александрии был проведен Международный Чеховский театральный фестиваль, в котором принял участие спектакль театра «У камина» «Встреча в Воловьих лужках» (по мотивам ранних произведений А.П.Чехова). По решению жюри Анна Макагон была удостоена высшей награды - ей был вручен главный приз фестиваля «Маска» с формулировкой: «За воплощение чеховских героинь».

Как бы в подтверждение того, что египетская награда получена не просто так, был сыгран отрывок из чеховской пьесы. Искрометный диалог (роль незадачливого жениха героини замечательно сыграл Илья Бричкин), отточенная техника, атмосфера беззаботной радости, карнавального веселья постоянно заставляли зал взрываться раскатами смеха. Комедийный талант Анны Макагон в характерных ролях был продемонстрирован более чем убедительно.

Полной неожиданностью было появление героини вечера в образе клоунессы в «Пунчи». Озорная и искрометная хореографическая миниатюра в очередной раз вызвала искреннее удивление и восхищение зала. Анна, облаченная в красочный костюм арлекина, выполняла самые невероятные движения: кульбиты, прыжки, вращения и прочие манипуляции со своим телом. Казалось, что этот шаловливый и задорный номер исполняла студентка циркового училища, а не именитая актриса, снискавшая успех в ролях классического и социального, романтического и современного репертуара. Знатоки отметили, как точно была найдена маска персонажа, как удачно подобрано музыкальное сопровождение (французский шансон), как мастерски, стильно, «вкусно» был отработан весь номер от начала до конца. Крики «браво» и рукоплескания зала Анна заработала вполне заслуженно.

Видимо решив окончательно «добить» публику разносторонностью своих талантов, Анна под занавес предстала в роскошном вечернем туалете в качестве исполнительницы своих собственных песен. В заключение впервые на публике прозвучала песня «Ах, Пари» - своеобразная премьера и анонс новой постановки театра «У камина». Гром аплодисментов, букеты цветов, восторженные слова, поздравления. Анна тут же поблагодарила представителей СТД своим четверостишием-экспромтом:

Твой Синий зал мне дал приют
В ноябрьском вихревом соте,
В нем дети смелые растут –
За что целую СТД!

Было ясно, что вечер закончен, но никто не хотел уходить, обступив виновницу торжества плотным кольцом. Анна пошутила: «Если вы сейчас не разойдетесь, то я начну все сначала – сил у меня достаточно!»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.