Сад Александра Папыкина (Оренбург)

Выпуск №9-10—189-190/ 2016, Гость редакции

Сад Александра Папыкина (Оренбург)

В Оренбургском драматическом театре имени М. Горького состоялся бенефис заслуженного артиста России Александра Папыкина, посвященный его 80-летию. Бенефициант исполнил в этот вечер роль деда Нечипора в музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке». Трудно поверить, но этот загорелый, подтянутый, лучащийся улыбкой человек, с вьющимися до плеч волосами отметил свое 80 летие. 60 лет (кажется, что это опять не про него) он служит на сцене Оренбургского драматического театра. При этом всю жизнь занимается различной общественной работой: руководит народным театром, преподает в институте искусств, пишет в различные издания об истории оренбургского театра. И до сих пор не сбавляет оборотов.

- Александр Иванович, своей выправкой и бодрым настроем вы похожи на военного человека. А вы в армии служили?

- А как же? Два года отслужил матросом на Тихоокеанском флоте. Закончил свою армейскую эпопею в звании старшины второй статьи. Был годен для любого рода войск, но решил стать матросом. Во время войны двоюродный брат служил на флоте. Приезжал на побывку в красивой форме. Вот и мне захотелось.

- За 60 лет служения театру вы сыграли более трехсот ролей. Среди них, наверняка, были и военные...

- О-о, у меня послужной список большой - от солдата до генерала. «Соловьиная ночь», «Перебежчик», «Русские люди», «Оптимистическая трагедия», «Разлом», «А зори здесь тихие...», «Офицер флота». О каждом спектакле можно целый рассказ написать. Вот «Перебежчик». Я там играл сержанта Сударикова, только-только окончив Школу-студию МХАТ. В этом спектакле приезжал играть народный артист СССР Евгений Самойлов. Хорошая была постановка. Мы показывали ее на Байконуре космонавтам. Они приходили к нам за кулисы, благодарили. Кстати, это были Волков, Пацаев и Добровольский, которые вскоре погибли. Это было для нас потрясением. Или спектакль «Офицер флота» про блокадный Ленинград, где я играл матроса Границу. Когда мы показывали его в Ленинграде, пришли люди, которые пережили блокаду. Мы очень старались, но они нам сделали замечание. В сцене, когда мы стояли в очереди за водой на Неве, мы себя похлопывали, притопывали, щеки растирали. Мороз же. Но старые ленинградцы сказали, что тогда очередь за водой была очень тихой. Не было сил шевелиться. Такое было трагическое замечание.

- Но и вы о войне знаете не понаслышке...

- Мой отец погиб на фронте в 1944 году. В 1941 его отправили на курсы председателей колхозов, а когда началась война, прямо оттуда - на курсы молодого бойца. Мне было пять лет, но я помню, как мы с матерью поехали проститься с отцом. Помню жару, плац и зеленую баклажку, в которой отец принес нам воды. Было удивительно, что вода лилась из какого-то столбика, потом я узнал, что это колонка. У нас в деревне воду черпали из колодца. Это была последняя встреча с отцом. А знаешь, сам я конфеты не ем, но молодежи в театре раздаю. Это из глубины детства. Уж очень мы бедно жили во время войны. Хлеб из желудей ели, лепешки из подорожника. А вместо конфет - силиглину. Нынешние дети не знают, что это такое. А это вот что: во время половодья в овраги сносило с круч глину, и на дне пересохших к концу июля ручьев образовывалась ломкая корочка. Вот этими корочками мы и лакомились. Они напоминали по виду, не по вкусу, конечно, шоколад.

- Вы не только конфетки раздаете молодежи, но и делитесь своим опытом в качестве профессора института искусств им. Л. и М. Ростроповичей.

- Да, 37 лет преподаю, еще с училища культуры - мастерство актера и сценическую речь. Сейчас ввели предмет - оперный класс, где я ставлю сцены из оперных спектаклей. Четверо моих студентов уже работают в академических театрах.

- Вы с раннего детства подмечали детали, вроде той колонки, которые складывались в актерскую копилку...

- А вот стать артистом и в мыслях не держал. Хотел стать врачом после того, как во втором классе сыграл доктора в школьной постановке. Но когда увидел, чем приходится заниматься доктору, приехавшему на вскрытие погибшей в нашем селе женщины, о медицине больше не мечтал. После школы поступил в сельхозтехникум на отделение строителей малых гидроэлектростанций. Учился хорошо, поэтому после окончания отправили не на стройку, а в проектный институт - в Саратов. В качестве гидротехника тогда и посетил впервые Оренбург. В то время он назывался Чкалов. Тогда же увидел Оренбургский драматический театр и афишу, на которой значилось - «Любовь Ани Березко». Все годы учебы, а это было в Пугачеве, занимался в самодеятельности. Мой творческий энтузиазм был замечен профессионалами. Меня пригласили работать в городской театр. Категорически отказался. Мне хватало и любительской сцены. Играл потом и в Саратове - в окружном Доме офицеров, и в проектном институте. Отслужив на флоте, приехал в Самару. Некоторое время работал прорабом в лагере заключенных. При этом состоял в двух кружках самодеятельности. А тут в Самарском, тогда еще Куйбышевском, драматическом театре задумали открыть студию. И руководитель одного из самодеятельных кружков настоятельно посоветовал поступать. Меня приняли, не дослушав до конца «Записки сумасшедшего», которые я читал на экзамене. Так я попал в профессию артиста, совершенно не мечтая об этом.

- А как оказались в Оренбурге?

- Учился я у Петра Монастырского, ставшего впоследствии знаковой фигурой советского театра. Наш дипломный спектакль увидел главный режиссер Оренбургского театра Александр Иоффе. Он и попросил распределить меня в Оренбург. Театр был на подъеме, труппа только вернулась из Москвы, получив признание столичных критиков, коллег и зрителей. Так что я начал свою профессиональную артистическую карьеру в самое золотое время. Я и сейчас плотно занят в репертуаре. Очень дорожу ролями последних лет - Ярослав Мудрый из одноименного спектакля по пьесе П. Рыкова, Иннокентий из «Невидимок» Л. Зорина, Рикардо из «Берега неба» Т. Гуэрро, дед Благушин из «Грибного царя» Ю. Полякова. С большим удовольствием играю в комедиях.

- В вашем творческом багаже есть две роли, между которыми дистанция огромного размера - Ленин и Дед Мороз...

- У меня была целая Лениниана - «Кремлевские куранты», «Третья Патетическая», «Семья», где я сыграл молодого Володю Ульянова. А первый раз сыграл вождя мирового пролетариата в самодеятельности. Работал над этой ролью с профессиональным артистом, который создал образ Ильича еще в 1937 году на сцене Куйбышевского театра. Эта школа очень пригодилась, когда мне доверили роль Ленина в Оренбургском театре - в спектакле «Чрезвычайный посол». Так и пошло. Видимо, я был очень убедителен в роли вождя, потому что меня пытались переманить в Омск на эту роль. Но не поехал. А с Дедом Морозом такая история. Я всегда относился к этому приработку со снобизмом. Но преобразиться в этого персонажа пришлось из-за трагедии, разыгравшейся накануне Нового года. Убили моего коллегу и товарища артиста Владимира Бурдакова, который должен был в качестве Деда Мороза вести городскую елку. И передо мной упали на колени, чтобы я согласился облачиться в костюм Деда Мороза. Пришлось согласиться. За ночь выучил текст. И утром уже стоял под елкой. Продолжать дедморозовскую карьеру не намеревался. Но втянулся. Живое общение с детьми понравилось. Поневоле полюбил своего персонажа, с которым не расставался больше 30 лет.

- Александр Иванович, вы не единственный артист в семье. Кроме вашей жены Елены Могельницкой, отработавшей на оренбургской сцене 45 лет, есть еще и Мерилин Монро, в миру Масяня - королевская мальтийская болонка. Зрители помнят ее по спектаклям «Шикарный мужчина», «Свидание в предместье» и «Милые люди»...

- Масяни уже нет. Но дочь привезла новую воспитанницу. Мы ее назвали Мальтяня. У меня в доме сорок с лишним лет живут собаки. И все одной и той же породы - мальтийская болонка. Первая была Инга. Представь, она с нами от Карпат до Сахалина проехала с гастролями. В гостиницах нельзя было собак держать, я ее мимо дежурных в спортивной сумке таскал. Очень преданная. Помню в Магнитогорске утром несу ее выгулять, заодно, думаю, поплаваю. Ныряю в реку, отплыву метров десять, смотрю, она за мной. Сама еще щенок, а хозяина «спасает». И все последующие собаки такие же были. Мальтяня еще маленькая - полтора года. Но команды выполняет. Думаю, актрисой стать может.

- Часто вижу вас разъезжающим на велосипеде. На машину не пробовали пересесть?

- Когда-то мечтал о машине. Но в 70-е годы это была несбыточная мечта. А сейчас только марки автомобилей разглядываю. Мне хватает велосипеда. И на рынок на нем езжу, и на работу. Хотя ехать один квартал. Каждое утро летом езжу через рощу на Старицу. Там есть, где поплавать. Переплываю на ту сторону и обратно, сажусь на велосипед и еду в город.

- А помните свой первый велосипед?

- Это был велосипед, которым наградили отца за ударную работу. Правда, к той поре, как я подрос, камеры были стерты, и колеса набивали гофрированными трубками от противогаза. Я ездил на этом велосипеде, а он был тяжеленный, на сенокос. Мне было в ту пору 11 лет. Надо было матери помогать.

- Чехов говорил: каждый должен вырыть колодец, воспитать человека и посадить дерево. А вы вырастили во дворе своего многоквартирного дома целый сад...

- У меня там и акация, и черемуха, и сирень. Жаль, рябину не удалось спасти засушливым летом. Когда высадил белую сирень, боялся, не примется. Каждую ночь, выходя погулять с Масяней, поливал саженцы. В позапрошлом году тракторист сбросил кучу снега на нее. Поломал. Но я ее «наладил». Сейчас она уже выше меня. Когда моей внучке Полине было два с половиной годика, я ей из полуторалитровой бутылки сделал ведерко, и она со мной ковыляла поливать деревья. Сейчас ей 23 года. Значит, 20 с лишним лет я этот сад выращивал. Деревья уже выше четвертого этажа вымахали. Зачем мне это надо? Сам не знаю. Видишь ли, я родился на юге Саратовской области. Летом сушь, никакой зелени вокруг села, колодцы вычерпывались к вечеру до песка. Поэтому, наверное, и сажал деревья.

- Александр Иванович, вы такой занятой человек! Зачем вам это надо? Царское ли дело?

- Моя бабушка говорила: «Саша, не бойся никакой работы, корона с тебя не упадет», поэтому никогда не делю работу на черную и белую, царскую и не царскую. Тем и живу.

 

Фото автора и из архива театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.