Андрей Зубков на сцене и в актерской мастерской (Ярославль)

Выпуск №9-10—189-190/ 2016, Лица

Андрей Зубков на сцене и в актерской мастерской (Ярославль)

Для Ярославского государственного театрального института 2015-2016 учебный год юбилейный. В 1980 году Ярославское театральное училище, открытое в 1962 году по инициативе главного режиссера Волковского театра, народного артиста СССР Фирса Ефимовича Шишигина, получило статус вуза. За эти годы в вузе сформировался уникальный педагогический коллектив, на первом плане которого - мастера, художественные руководители актерских курсов. Андрей Владимирович Зубков - один из них.

Молодой актер Андрей Зубков, закончив в 1992 году обучение в мастерской Сергея Филипповича Куценко, решил не расставаться с ЯГТИ и попробовать себя в театральной педагогике. Сам артист замечает, что не относился к педагогической деятельности серьезно и уж тем более не думал, что однажды станет мастером курса. В это же самое время он делает первые шаги на сцене Театра им. Федора Волкова. Сегодня Андрей Владимирович Зубков - и выпустивший уже два актерских курса художественный руководитель одной из мастерских ЯГТИ, и актер Волковского театра, за плечами которого ряд ярких ролей.

Найти тонкую грань между Зубковым-актером и Зубковым-педагогом трудно. Может быть, он и сам не справится с этой задачей. Наблюдая за его работой в качестве мастера курса, понимаешь, что этот человек не может заниматься ничем другим. Но вот на Волковской сцене очередная премьера - чеховский «Иванов», в котором Зубков исполняет роль Боркина. И тут снова понимаешь, что этот человек не может заниматься ничем другим, кроме актерской профессии.

Без ложного пафоса Зубков-педагог дает понять, что театр в общем и целом - это не только красиво, но еще и очень непросто, что это тяжелый труд. Вспоминая о своих наставниках, среди которых были замечательные мастера ярославской школы Сергей Константинович Тихонов, Вячеслав Сергеевич Шалимов, Сергей Филиппович Куценко, Зубков отмечает, что становление и развитие актера не заканчивается никогда. Уже будучи актером Волковского театра, он открывает новые грани актерской профессии: «В 2002 году я получил роль Алексея Ивановича в спектакле "Игрок" по Достоевскому, который ставил Ростислав Горяев. Это большая удача для молодого актера. Работа с Горяевым над этой ролью дала мне очень много. Режиссер объяснил, что значит проживать на сцене, что значит играть, что такое подлинное актерское существование в роли, а что значит "кривляться". Именно в работе с ним я научился не только играть роль и получать от этого удовольствие, а делать так, чтобы с каждым спектаклем часть моей нервной системы, моего сердца оставались в зрительном зале. Процесс не столько приятный, сколько болезненный, затратный для души». Эта роль для актера стала своеобразной прививкой от того самого «кривляния». А еще эта роль подарила незабываемое партнерство с народной артисткой России Натальей Ивановной Терентьевой.

Зубков, рассказывая о своей работе со студентами, отмечает, что актер должен сам пробираться сквозь преграды, которые возникают на пути к пониманию своего героя. «Сейчас главное - будь органичен на сцене и все. А нас учили, что ты должен жить жизнью другого человека. Я не работаю через показ, как это делают многие педагоги-актеры. Это легко - выйти и показать. Но потом ты видишь, что студент повторяет тебя и это в нем не органично. А когда молодой актер находит, рождает своего персонажа сам, ищет интонации, пластику, тогда это самое ценное и самое интересное. На это можно тратить огромное количество времени, которое обернется потом яркой ролью». В этом сложном процессе рождения персонажа Зубков-педагог готов быть и помощником, и проводником, поскольку так на территории театральной педагогики и происходит рождение актера.

Вспоминая свои первые шаги на сцене, Зубков не скрывает, что сталкивался с трудностями: «Первая работа была в спектакле по Брюсову "Госпожа Натали". И сразу - герой-любовник, молодой возлюбленный главной героини. И в "Зеленой карете", на пару с Валерием Кирилловым, тоже герой любовник. Я очень хорошо репетировал. Надо было быть неврастеником - я был неврастеником. Все как нужно, темпераментно. И мне казалось, будет премьера, и я выйду и покажу всем, как надо играть такого героя, какой я артист! И вот выхожу на сцену, и... Я даже не предполагал, что может быть такой зажим. Руки-ноги вроде слушаются, а язык - нет. Я не могу сказать ни слова, а у меня огромное количество текста. Произношу текст, а сам себя не слышу. Первая сцена - сцена ревности. Я должен пламенную речь произносить: "Я тебя люблю... Ты меня...". А я ничего, кроме ужаса, не испытываю, во рту пересохло. Ухожу за кулисы, спрашиваю: "Было понятно, что я сказал"? Мне говорят - да. Я потом подошел к нашему педагогу по сценической речи Светлане Васильевне Бабарыкиной и спросил, что делать в таком случае. Она сказала, что нужно при себе иметь кусочек лимончика, и я в пакете с собой его носил. Потом все прошло».

В последнее время Зубков больше отдает себя педагогике. Стоит отметить, что он многие годы работает не только с очными, но и с заочными курсами. И к этим студентам педагог нашел свой подход. Сам актер признается, что разница между очниками и заочниками, безусловно, есть: «Заочники уже понимают, что такое театр и для чего им нужна эта профессия. Они учатся с жадностью, их не нужно заставлять. Может быть, многое не могут в силу психофизических или фактурных данных, но отчаянно пытаются справиться и с этим препятствием».

Что касается работы Зубкова-актера в спектакле «Иванов», то роль оказалась отличным примером ярославской театральной школы в сценическом воплощении. Студенты Зубкова, пришедшие на премьеру спектакля, легко обнаруживали в актерской работе своего мастера то, о чем еще вчера они говорили с ним в мастерской. Зная актерскую природу Зубкова, легко согласиться, что роль управляющего имением Иванова Боркина - его роль. Сюжетные линии героев «Иванова» завязываются в один узел. И каждый раз, когда Боркин появляется на сцене, он туже затягивает этот узел. Впрочем, так же, как и Иванов (Валерий Кириллов), своеобразным антиподом которого и является Боркин в своей пустоте, безответственности да и бессовестности. Зубков уверен, что Боркин - современный герой и собственной игрой доказывает это. А вот Ивановых почти не осталось, все меньше людей, которых совесть не просто мучает, а не дает возможности жить.

Зубков-Боркин подчеркнуто современен, эдакий успешный менеджер, готовый продать все, не задумываясь о последствиях, главное - заключить сделку. Ничего, абсолютно ничего не представляющий собой человек, но раздут как мыльный пузырь. Бессовестная и даже жизнерадостная пустота, которая может делать деньги и наслаждаться жизнью. Апофеозом этого наслаждения становится начало второго действия. Все идет так, как Боркин и задумал: граф женится на Бабакиной, Боркин получит заветные две тысячи триста рублей. Лебедев (Олег Павлов), Шабельский (Анатолий Пешков) и Боркин на авансцене сообразили «на троих» и закусывают картошечкой с селедочкой. Как говорится, и жизнь хороша, и жить хорошо. Но вот приходит Иванов, с надрывом, колкими фразами обличает управляющего имением, и мыльный пузырь-Боркин лопнул, чтобы уже в следующей сцене возродиться все тем же самым пузырем.

На следующий день контрольный урок в мастерской доцента, мастера курса Андрея Владимировича Зубкова. И вроде бы и нет никакого Боркина... Так где же проходит эта черта, разделяющая актера и педагога?

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.