Три юбилея под золотым крылом "Жар-птицы"

Выпуск №9-10—189-190/ 2016, Мир кукол

Три юбилея под золотым крылом "Жар-птицы"

Для театра русской сказки, каким задумывался Московский театр кукол «Жар-птица», лучшее название не придумаешь. Напомню, что на поиски этого персонажа русских сказок всегда отправляется главный герой. И обязательно ее находит. И все 25 лет, сколько существует этот театр, сюда приходят девчонки и мальчишки в поисках своей «жар-птицы» - чуда, радости, удивления и понимания, что такое добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо, и «ловят перья жар-птицы» - сказки.

Живет наша «Жар-птица» в «райском саду» (в Москве, в районе Сокольники), в «золотой клетке» (на улице Стромынка, 3), из которой вылетает каждый день, раздаривая перья-сказки самым маленьким зрителям.

Директор театра заслуженный работник культуры РФ Людмила Викторовна Неруш убеждена в том, что кукольный театр - это своего рода «первый класс». Вы ведь не поступите в институт, если не учились в школе и не знаете азбуку. Так и театр кукол - это маленькая ступенька на пути, который ведет в ТЮЗы, оперетту, оперу, драму, балет, кино, а значит, его роль в воспитании малышей очень важна и преувеличить ее невозможно. И ни телевидение, ни компьютеры не заменят ребенку живую эмоцию, которую можно получить только в театре.

В начале 1990-х годов в Москве был театральный бум, когда появлялось огромное количество всевозможных театральных студий, театров и театриков. Большинство из них так же быстро и исчезли, но некоторые стали брэндами современной театральной Москвы.

- Основали его актеры Московского театра кукол на Бауманской, которому в этом году исполнилось 85 лет, - рассказывает Людмила Неруш. - Начинали работать без помещения, имея в репертуаре несколько спектаклей. В 1996 году Комитет по культуре предложил мне возглавить этот коллектив (это случилось ровно 20 лет назад. Вот и второй юбилей. - А.О.). Уже тогда он находился в этом здании, но только на правах аренды. Это был один большой зал для партийных заседаний, без сцены и необходимого звукового и светового оборудования, без чего чудо театра просто невозможно. И начался процесс решения технических проблем, в котором огромную помощь оказали Александр Васильевич Куликов, человек с огромным инженерным опытом, и Эрна Дмитриевна Технерядова, заместитель по зрителю, с которой мы до сих пор работаем бок о бок. А творческие поиски мы начинали с режиссером, который разделил со мной груз ответственности в этом театре, - петербуржцем Юрием Петровичем Гориным, с ним мы работали еще в драматическом театре Нижнего Тагила.

Не секрет, что творческим людям самоорганизоваться очень сложно, поскольку театр - это не только спектакли, прокат, зритель, это жесткая система, которую надо простроить. И еще, как оказалось, длительная борьба за площадку.

- Значит, театр «Жар-птица» не первый в Вашей биографии?

- У меня к тому времени был опыт работы директором театра 15 лет. Первым в моей биографии был Нижнетагильский кукольный театр, в котором тоже требовался капитальный ремонт. Я его провела. Меня перевели в Нижнетагильский драматический театр имени Д.Н. Мамина-Сибиряка. И там пришлось начинать с капитального ремонта. Занималась поиском режиссеров, формированием репертуара. Потом в моей биографии был Брянский ТЮЗ, который до меня тоже не имел собственной площадки.

- Вы типичный кризисный директор.

- По судьбе так получилось. Это моя планида.

- Возвращаясь в театру кукол, у кого арендовался тогда зал?

- У управы района Сокольники. Это была мощная борьба. Всегда буду с благодарностью вспоминать председателя Комитета по культуре Сергея Ильича Худякова, который помог попасть к мэру Юрию Михайловичу Лужкову и в результате решить все наши самые глобальные проблемы. Потом год мы проводили реконструкцию и капитальный ремонт. Потом нужно было все оснастить звуковым и световым оборудованием, пошить одежду сцены и т.д. В итоге получился вот такой уютный театр.


Сегодня Московский театр кукол «Жар-птица» занимает первый этаж того же ведомственного здания. Здесь нет просторных фойе и холлов, но действительно уютно и по-домашнему тепло. Есть огромный аквариум, от которого порой трудно оторвать малышей, водоем с черепахой, разноцветные диваны и всегда пахнет кофе. А еще здесь есть оригинальные удивительные картины главного художника театра Сергея Клевакина, которые дополняют атмосферу, присущую только детским театрам (от зайцев, сидящих на краю рамки одной из картин, просто глаз оторвать невозможно - одно умиление).

Людмила Викторовна убеждена, что театр существует только при наличии двух тесно взаимосвязанных составляющих - актеров и зрителей. В нем должно быть по-домашнему комфортно, а на сцене должно происходить чудо. И здесь это чудо происходит каждый день. А потому посещаемость практически стопроцентная, приходят целыми семьями, и не по одному разу на один и тот же спектакль.

Говорили мы с Людмилой Неруш не только об уже счастливо решенных проблемах, но и о том, чем сегодня живет театр.

- Как известно, один в поле не воин. Нужно быть достойным руководителем, чтобы люди с тобой работали. Надо любить артистов. Но любовь - это не только зарплата, но еще и формирование репертуара, равномерная занятость, приглашение хореографов, педагогов по вокалу, по кукловождению. Все это очень важно. Сегодня у нас стабильная и сильная труппа, постоянно приходит молодежь, а уходят разве что в декрет.

- Людмила Викторовна, вы не единожды говорили о том, что в Москве очень мало детских театров...

- Москва не приучена к детским театрам в той степени, в какой приучены провинциальные областные центры, где обязательно присутствуют кукольный, ТЮЗ, драматический и оперетта или опера, которые создают универсальное культурное театральное пространство, где происходит постепенное «взросление» зрителя. А в Москве при таком огромном количестве «взрослых» театров количество детских не соотносимо. И даже эти несколько (!) театров теряются среди всевозможных детских центров, дворцов культуры, самодеятельности. И если мы говорим о русской культуре, то она начинается именно здесь, в детских театрах, и в семьях, конечно. Но сегодня родители очень мало читают детям. И зачастую услышать и увидеть сказку ребенок может только в театре.

Я, например, помню даже интонации, с которыми мне папа читал сказки, а я переворачивала страницы, чтобы посмотреть картинку. И только благодаря чтению я стала рано рисовать и пошла в художественную школу.

- Мы сейчас говорим об одной очень важной функции театра - воспитательной.

- Совершенно верно. Из театра дети уносят образы. Театр формирует интеллект, восприятие мира. Он будит в детях эмоции любви, ненависти, сопереживания, понимания доброты, помощи близким, поддержки. И только потом включается ассоциативный ряд. И когда ребенок вырастет, он будет напитан ими. Вот как раз в этом и роль театра.

- Я не понаслышке знаю о проблеме пьес для детских театров. Как вы ее решаете?

- Мы за эти 25 лет поставили практически все русские сказки. Некоторые режиссеры сами пишут инсценировки. Вот постепенно добрались до Хармса и Андерсена. Сегодня у нас в репертуаре 25 спектаклей. И мы все время в поиске. Экспериментируем с разными системами кукол и манерой существования на сцене. В «Холодном сердце» В. Гауфа - марионетки, «В клочках по закоулочкам» - перчаточные куклы, есть спектакли с ростовыми куклами, а в последнем премьерном спектакле «Плюх и Плих» по Даниилу Хармсу актеры работают в живом плане.

- Двадцать пять лет для Московского театра кукол «Жар-птица» - это этап юности или уже зрелости?

- Этап развития. Пора расцвета и эксперимента. Этот юбилейный сезон открыли «Русалочкой» Ханса Кристиана Андерсена в постановке художественного руководителя нашего театра Александра Янкелевича, а закрыли сезон премьерой «Плюх и Плих» в постановке Александра Анфёрова. В следующем сезоне выпускаем спектакль «Карлик Нос» по В. Гауфу. Мы уже готовы перейти на взрослый репертуар. И начало этому эксперименту положено спектаклем по пьесе Славомира Мрожека «Серенада». Прокатываем его достаточно редко, поскольку сломать убеждение зрителя, что в кукольном театре могут ставить не только спектакли для детей, очень сложно.

- Где за эти годы побывал ваш театр?

- В Ханты-Мансийском округе, Пскове, Калуге, Туле, Обнинске, Великих Луках, объездили все города Московской области.

- Оглядываясь назад, какие события в жизни вашего театра считаете самыми знаковыми?

- Фестиваль молодых режиссеров - выпускников Щукинского училища, который мы придумали с Александром Куликовым. Это был 1998 год. Ровно через месяц после дефолта! Председателем жюри была Наталья Старосельская. Я была молодая, дерзкая, уверенная в себе. Все пять фестивальных дней с нами работал канал «Культура»! Мы сделали хрустальную Жар-птицу. Закрывала фестиваль Евгения Симонова с моноспектаклем «Анна Каренина». Сейчас мне самой очень странно, что мы смогли все это поднять. Очень помогла нам тогда Галина Боголюбова (сегодня она заместитель художественного руководителя Театра им. М.Н. Ермоловой). Потрясающий человек.

- Для вас лично этот год тоже юбилейный (это третья дата. - А.О.). Были знаковые события в жизни?

- Конечно, были, но одно из самых ярких - поездка в 1990-х годах на театральный фестиваль в Данию. Именно тогда я поняла, что мы в «первобытнообщинном театральном строе». Думаю, что за это время не многое изменилось. Меня приглашали остаться при Королевском датском театре, закончить курсы топ-менеджеров. А к тому времени я уже была «топ-менеджером» - директором театра! Поэтому в этой учебе не было никакого смысла. Но если бы осталась, наверное, вся жизнь сложилась бы по-другому. А другого мне не нужно!

- Как восстанавливаете душевные и физические силы?

- Я отдыхаю по-своему: делаю зарядку, читаю, смотрю Оскаровские фильмы, гуляю по парку. Могу набросать эскиз для себя, для души. Радуюсь успехам своих детей и внука.

- Думали когда-нибудь уехать в какой-то более тихий город подальше от суеты?

- Мой родной город Москва. И другого себе не мыслю. На много лет уезжала отсюда: училась в Челябинском институте культуры, долгие годы работала вдали от дома. На Урале прошла моя юность, молодость, взросление. С удовольствием вспоминаю Брянск. Но все-таки вернулась домой. И счастлива.

Очень люблю театр. В детстве меня звали «Люська-артистка». Но когда папа спросил меня, действительно ли хочу стать артисткой, оказывается (это мне напомнили через много-много лет), я ответила: «Нет. Я хочу быть директором театра». И стала им.

- Вас театр когда-нибудь разочаровывал?

- Сам театр разочаровать не может. Люди разочаровывали, плохие художники, малоталантливые артисты, а театр - никогда! Театр - это копия нашей жизни, это учеба. Пригласи другого мастера, и будет гениальный спектакль.

В день тройного юбилея «Жар-птицу» «слетелись» поздравить все самые знаменитые представители класса пернатых: Буревестник, Курочка Ряба, Чайка, Синяя птица из всех кукольных театров Москвы: Камерного кукольного, Областного кукольного, Театра теней, Московского городского театра кукол. Было много цветов, подарков, пожеланий и, конечно же, добрых слов, в искренности которых нет ни малейшего сомнения, потому что люди, работающие в детских театрах, особенные. Они добры, благожелательны. Они понимают детей и в какой-то степени детьми и остаются, иначе не могли бы дарить детям радость и счастье.

Для всех, с кем работала и работает Людмила Неруш, у нее есть несколько эпитетов: если режиссер, то гениальный, если актер или художник, то талантливейший. В такой однозначности можно было бы усомниться, если бы не одно твердое убеждение, что хорошие люди тянутся только к хорошим.

В разное время в Московском театре кукол «Жар-птица» ставили спектакли: народный артист России В. Вольховский, заслуженный деятель искусств РФ Л. Устинов, заслуженные артисты РФ Г. Цветков, Л. Доля, А. Заболотный, С. Савельева, режиссеры О. Васильков, Ю. Горин, И. Ларин, М. Ошарина, Ю. Фридман, Т. Сапегина, А. Анфёров, а с приходом в театр заслуженного деятеля искусств РТ, режиссера-кукольника Александра Моисеевича Янкелевича, который сегодня руководит всеми художественными процессами в театре, кукла здесь стала главенствующей.

Сегодня в репертуаре особое место занимает, конечно же, русская классика: «Ау, Машенька», «Три медведя», «Три поросенка», «Конек-горбунок», «Сокол ясный», «Про Петрушку и царевну лягушку», «Приключения Колобка», «Терем-теремок», «Как Емеля слез с печи» и другие. Не обходят вниманием и классику мировую: «Золушка», «Маленький принц», «Новое платье короля», «Снежная королева», «Холодное сердце», «Мальчик-с-пальчик», «Любопытный слоненок» и другие.

Любой юбилей всегда ассоциируется с подведением каких-то итогов. Конечно, можно подсчитать, сколько за эти 25 лет было поставлено и сыграно спектаклей, количество зрителей, наград, но совершенно невозможно подсчитать самое главное, - ради чего этот театр и существует, - количество детской радости, восторга, положительных эмоций и аплодисментов. И снова напомню, что Жар-птица - символ света и красоты. И хочу пожелать театру сохранять способность к творческому полету долгие-долгие годы.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.