Искатели сокровищ

Выпуск №9-10—189-190/ 2016, In brief

Искатели сокровищ

Московский творческий центр «Театральный ОсобнякЪ» под руководством Леонида Краснова, известный своим ежегодным фестивалем независимых коллективов «Театральная обочина», завершив сезон, предоставил на пару летних дней площадку очередному коллективу. Артисты творческого объединения «Олимпик» показали в межсезонной программе «Лето с комедией» (еще одна инициатива «Особняка») премьеру пьесы драматурга Николая Железняка под скучноватым для комедии названием «Большой сейф». Пьеса, однако, показалась свежей и интересной.

Автор легко выстраивает авантюрный сюжет про компанию нелепых неудачников, попытавшихся, разумеется, с приключениями, ограбить некое предприятие, выкрав оттуда большой сейф с большими, как они надеялись, деньгами. Здесь все смешно хотя бы потому, что мозговым центром аферы становится закомплексованный непризнанный художник-копиист, ход операции контролирует, пытаясь придать ей хоть какую-то логику, его жена, а исполнителями оказываются ее сводный брат-заика с прибалтийским акцентом и некий молодой клерк, - люди, от уголовного мира крайне далекие. Наблюдает же за всеми лукавый мент, который, кажется, сам не прочь войти в долю, а мимоходом еще и даму, приятную во всех отношениях, соблазнить. Разумеется, в последний момент афера благополучно лопается.

Но сюжет движется не только механизмом авантюры. Во-первых, у драматурга есть чутье на репризу, без чего настоящей комедии не получилось бы. Персонажи разговаривают на некоем собственном наречии, как люди одного круга, единой природы. Хотя «опознать» их природу уже трудно: дачники это, обитатели поселка городского типа или зачумленные безденежьем смурные интеллигенты. Но неопределенность лишь прибавляет им обаяния. Николаю Железняку, кроме прочего, удалось написать текст, из которого действие рождается как бы само собой, а странные, гротесковые отношения людей возникают, кажется, помимо и поверх сюжета. Так сочиняли характеры своих героев «классики нового времени» Лобозеров или Гуркин, живописавшие их портреты внимательно и влюбленно.

Молодой режиссер Валерий Кулигин авантюрный дух комедии Железняка сохраняет, всецело доверившись актерам, их интуиции и темпераменту. Лидируют в спектакле двое. Жена художника-неудачника Надежда, которую молодая артистка Алиса Донская наделяет комичной сосредоточенностью и умением выкрутиться из любого положения. Основной же фигурой истории становится лукавый мент Пал Палыч в остроумном, изящном и зорком воплощении Сергея Юркина. Артист точно чувствует буфонно-фарсовую природу пьесы, где каждый прежде всего жертва собственного энтузиазма. Пал Палыч, чья служба вовсе не опасна и трудна, повадками схож с хитрюгой-котом, предвкушающим поживу. «Гуляет» он в сюжете вроде бы сам по себе, но не теряет внимания к суетливым горе-авантюристам, умело пользуясь удобной двойственностью своего положения. А загнанные в тупик искатели сокровищ, не сходя с места, вынуждены признать себя очередными пленниками Страны дураков.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.