Владивосток. Забыть Герострата невозможно

Выпуск №1-191/2016, В России

Владивосток. Забыть Герострата невозможно

Чуткий к своему времени драматург Григорий Горин, написавший пьесу «Забыть Герострата!» - страшно представить! - почти 50 лет назад, с присущими ему едкостью и сарказмом утверждал, что не получится у человечества предать забвению чудовищное преступление мелкого лавочника, который решил прославиться на века тем, что сжег великое творение - храм Артемиды Эфесской.

Приморский краевой академический театр им.М. Горького вслед за драматургом утверждает то же самое, только к авторскому сарказму постановщик спектакля Ефим Звеняцкий добавил горечь и знаковые сегодняшние реалии, которые оказались абсолютно органичными для горинской трагикомедии.

Я давно живу во Владивостоке, и на моей памяти это третий «Герострат». Первый в начале 70-х поставил незабываемый Изакин Гриншпун. Это было в здании старого театра, где нынче - филармония, и играли в нем любимые горожанами Андрей Присяжнюк и Татьяна Данильченко. А больше 10 лет назад мы увидели «Герострата» Звеняцкого, достойный, крепкий спектакль. Мне порой кажется, что такую прекрасную пьесу просто невозможно испортить. Новый «Герострат», на мой взгляд, - убедительная победа любимого мной коллектива. Это победа постановщика Звеняцкого, художника Владимира Колтунова, который интересно освоил сценическое пространство: с одной стороны - классические строгие белые колонны - то, что осталось от великого храма после пожара, с другой стороны - издевательски выполненная трибуна, с которой будут произнесены бесконечные фальшивые речи, это нагромождение современных металлических конструкций в одиночной камере преступника Герострата. Что вполне соответствует жанру: траги и комедия. Помогает художнику и современное сценическое оснащение театра, когда на глазах зрителей становится объемнее пространство сцены за счет эмоционального и точного видеоряда (Александр Рудаков). И зритель видит страшный пожар, потрясший мир в начале первого тысячелетия, и сегодняшние «Майданы», и драки в парламентах мира... Дело Герострата, увы, живет и побеждает. Хороши костюмы Жанны Усачевой, в которых неожиданно и точно узнаются абсолютно сегодняшние приметы и в то же время - это античные одеяния.

Сегодняшние приметы легко и ненавязчиво вкраплены в общую ткань спектакля: ксерокс в камере Герострата, современные планшеты или фотоаппараты у героев и т. д. А почему бы и нет, ведь герои постоянно общаются с нашим современником, которого автор назвал Человеком театра и который оценивает происходящее с позиций нашего времени. И вот с этих-то позиций открываются потрясающие вещи. Пожалуй, никогда прежде так современно не звучал горинский текст, не было так горько от узнаваемости событий трагикомедии: всепобеждающее варварство, национальный вопрос, зависимость суда от власть предержащих, растерянность правителей, связь церкви и государства и т. д. и т. п...

Если по Станиславскому театр начинается с вешалки, то спектакль, наверное, начинается с программки и афиши. Не интересовалась, чья задумка, но, по-моему, получилось здорово. Если у Горина в названии пьесы стоит восклицательный знак (автор как бы повелевает: «Забыть мерзавца!»), то в программке и на афишах спектакля в конце странный изломанный восклицательный знак, и этот излом делает его скорее вопросительным. Хотя что уж лукавить: театр понимает, что забыть Герострата невозможно, что в разных ипостасях он будет возникать в разных странах и в разное время.

Заняты в спектакле ведущие артисты труппы. И не просто выделить кого-то особенно. Есть ансамбль, есть общение, партнерство, которые доставляют явное удовольствие господам артистам. Зрелый опытный Александр Славский загоняет внутрь природное обаяние, его Герострат неожиданно огненно рыжий, может быть, отсюда начались его комплексы? Сразу после поджога он напоминает нервного, загнанного, хищного, не очень крупного зверя. И постепенно на глазах изумленных зрителей приобретает не просто уверенность, но и наглость. Он абсолютно точно знает, что все его пороки в мире чистогана, в мире лжи, лицемерия - это великие достоинства, которые востребуемы и необходимы сильным мира сего. Этот Герострат страшен и узнаваем.

Как неожидан актер с мощной энергетикой Владимир Сергияков. Его повелитель Эфеса Тиссаферн поначалу производит впечатление милого слабохарактерного правителя. Этакий царь Федор Иоаннович. Он мягок, не очень умен, любит молодую красивую жену. И актер смиряет свои темперамент и мощь, чтобы передать столь не свойственные ему качества. Но, видит Бог, власть портит людей, да еще убедительные речи Герострата с его манией величия, и вот уже Тиссаферн становится мерзавцем и предателем собственного народа, и вот уже он готов предоставить Герострату неограниченные полномочия и власть.

Умен и изворотлив Криссип в исполнении Александра Запорожца. Неисчерпаема тема скупости в искусстве. Но актер нашел яркие краски для своего ростовщика, его Криссип как истинный лицедей принимает разные личины в зависимости от обстоятельств, но над всеми личинами довлеет скупость.

Не предполагала такой Эриты - жрицы храма Артемиды, какой играет Марина Волкова. Ее героиня молода, зловеще, дьявольски красива. Обычно Эрита - фанатик Артемиды, а у Волковой - это знающая себе цену, карьерная хищница, к тому же еще и женщина с присущими ей слабостями. Хорош Денис Неделько в роли тюремщика. Огромный, этакий человек-гора. Природа не поскупилась на его тело, но явно поскупилась на мозги. Кажется, слышишь, как туго они у него поворачиваются, чтобы родить какую-то мысль. Ощущаешь, как нравится он сам себе, разбогатев на подачках Герострата, как приобретает вес в собственных глазах, напялив на себя золотые цепи.

Убедителен Владислав Яскин в роли нашего современника. Он лишен всяческого пафоса, он прост и естествен. И действительно веришь ему, когда он поднимается на сцену из зрительного зала, да, он такой же, как и та публика, что пришла на спектакль. Нелегкая задача у артиста Николая Тимошенко. Его герой - архонт Эфеса, который выбран народом Эфеса, единственный из всех абсолютно порядочный человек, стремящийся верой и правдой служить своему народу и главное - сохранить свою независимость от власти, а уж мы-то, нынешние, знаем, как это непросто. Игра Тимошенко представляется достойной и скромной, он нигде не выпячивает благородство и честность своего персонажа. И зритель воспринимает эти качества как само собой разумеющиеся.

Две актрисы играют главную женскую роль Клементины, жены Тиссаферна, повелительницы Эфеса: зрелая опытная Лариса Белоброва и совсем юная, недавно пришедшая в труппу Александра Аубекерова. У них одинаковый рисунок роли: дорвавшаяся до власти и упивающаяся ею особа. Она знает, как беззаветно любит ее престарелый муж и уверенно крутит им как хочет. Когда что-то не по ней, ведет себя как истеричная базарная торговка (как самозабвенно скандалят, готовые вцепиться в волосы друг другу, две достойные дамы: Клементина и Эрита). Правительница Эфеса у Белобровой более мудра и самоуверенна, героиня Аубекеровой порой напоминает капризного избалованного ребенка. При этом хороши обе необыкновенно! Буду честна сама с собой: никак не ожидала, что третья постановка в одном и том же театре может оказаться победой. И победа эта стала возможной прежде всего благодаря великой драматургии Горина, благодаря постановщику Ефиму Звеняцкому, благодаря полной отдаче, погруженности в материал всего постановочного коллектива.


Фото Вероники Стахеевой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.