Сохраняя наследие / XXIX международный фестиваль классического балета им.Р.Нуриева

Выпуск №1-191/2016, Фестивали

Сохраняя наследие / XXIX международный фестиваль классического балета им.Р.Нуриева

В самое красивое время года цветущая и благоухающая Казань встречает гостей и участников Нуриевского фестиваля, который, как и в всегда, богат премьерами, созвездием авторитетных имен в мире балета, контрастами исполнительских трактовок и технического совершенства танца.

Нынешний фестиваль представил достижения балетной труппы Театра им. Мусы Джалиля, накопленные за годы становления уникального форума, который носит имя выдающегося танцовщика второй половины XX века. Художественное руководство на протяжении 27 лет осуществляет Владимир Яковлев, выпускник Академии русского балета им. А. Вагановой, солист в прошлом и балетмейстер в настоящем. На Шаляпинском оперном и Нуриевском балетном фестивалях постепенно формировались художественные идеи музыкального театра Казани, обогатившие современные культурные традиции отечественного и мирового театрального искусства. В развитии казанского балета действует давно сложившаяся программа, в которой «правит бал» мировая балетная классика. Казанский зритель отдает ей предпочтение, хотя и с живым интересом воспринимает спектакли, созданные на языке современной хореографии.

«У нас своя, определенная дорога в искусстве. Основа нашего репертуара - лучшее, что отобрано временем, балетные шедевры. Многие считают, что балетная труппа развивается, если в ее репертуаре имеются сочинения современных хореографов с нерусскими фамилиями. Откуда эта страсть ко всему иностранному? Неверно думать, что русский классический балет архаичен. Я «Баядерку» Петипа уже сорок лет смотрю, но каждый раз восхищаюсь этим балетом! Уверен: классический балет был, есть и будет всегда!» (из интервью В. Яковлева газете «Вечерняя Казань». 17 мая, 2016).

Главный постулат в формировании репертуарной политики казанского балета - хранить наследие выдающихся мастеров академического классического танца. На XXIX Международном фестивале классического балета было показано 11 спектаклей: 9 - казанской труппы и 2 спектакля Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана. Бесценный классический репертуар составил основу фестивальной афиши, в которую вошли премьерная «Эсмеральда», «Жизель» (в хореографии Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа), «Лебединое озеро» в хореографии М. Петипа и Л. Иванова, «Дон Кихот» (хореография М. Петипа, А. Горского в редакции В. Яковлева), «Баядерка» в хореографии М. Петипа. Балетная классика XX столетия представлена «Анютой» в хореографии В. Васильева, «Шурале» в хореографии Л. Якобсона и редакции В. Яковлева, «Спартаком» в хореографии Г. Ковтуна. Организаторы фестиваля включили в афишу грандиозную композицию «DONA NOBIS PACEM» на музыку Мессы И.С. Баха h-moll в хореографии Владимира Васильева (постановка стала событием года и отмечена республиканской театральной премией «Тантана» («Триумф»)) и спектакли «Евгений Онегин» и «Роден» в хореографии Бориса Эйфмана.

На титульные и отдельные партии второго плана приглашены более 30 солистов ведущих театров России и Европы - Большого и Мариинского театров, Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславсого и Вл.И. Немировича-Данченко, Парижской Национальной Оперы, Ковент-Гардена из Лондона, Национального балета Нидерландов. Среди солистов - признанные мастера Мэтью Голдинг (Альберт), Сара Лэмб (Жизель) из Королевского балета Великобритании, лауреат премии «Золотая Маска» Геннадий Янин (Модест Алексеевич в «Анюте») из Большего театра России, лауреаты приза «Душа танца» Оксана Скорик (Одетта-Одиллия) и Владимир Шкляров ( Былтыр в «Шурале») - оба из Мариинки. А также талантливая молодежь - Сэ Ын Пак (Гамзатти), Франсуа Алю (Слоро), Леонора Болак (Никия) из Парижской оперы, Кристина Андреева (Эсмеральда), Михаил Тимаев (Квазимодо, Спартак), Олег Ивенко (Пьер Гренгуар), Антон Полодюк (Феб де Шатопер) из Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля, Дарья Хохлова (Анюта) из Большого театра России и другие молодые дарования.

Мощный старт Нуриевского фестиваля обозначила премьера «Эсмеральды» в хореографии Московского балетмейстера Андрея Петрова (либретто, хореография, постановка) по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Здесь использованы фрагменты хореографии Ж. Перро, М. Петипа и А. Вагановой. Постановщик, оттолкнувшись от признанных балетных версий, создал свою концепцию на основе классики и обогатил ее элементами современной хореографии. В итоге получился волнующий драматический спектакль о жизни и смерти чистой, благородной Эсмеральды, олицетворяющей идеалы духовной и физической красоты романтической эпохи. Потрясает трагический финал: казнена юная невинная цыганка, возмездие настигает коварного хладнокровного убийцу Клода Фролло, а горбатый звонарь Собора Парижской Богоматери Квазимодо умирает от горя, сжав в объятиях мертвую Эсмеральду.

Грамотно выполнены музыкальная редакция балета Цезаря Пуни, Риккардо Дриго с оркестровкой современным композитором Владимиром Качесовым, выделившем драматургические акценты и логику развития ведущих персонажей драмы на фоне живописных массовых хореографических картин. А музыкальный руководитель постановки Ренат Салаватов со своей превосходной техникой дирижирования вдохнул жизнь в героев романтической драмы. Звездный состав солистов казанской труппы украсил спектакль в первый премьерный вечер. Эсмеральда - восходящая звезда казанского балета Кристина Андреева блестяще исполнила титульную партию, сопереживая трагическим изломам судьбы героини. Все гармонично в танцовщице - совершенство балетной фигуры, редкая музыкальность, броский аристократизм, артистический темперамент, эффектные жесты, движения гибких рук, повороты изящной головы и корпуса, свободное владение техникой. А главное, умение сердцем почувствовать истинную природу балетного образа и показать на сцене становление своей героини в сложных жизненных ситуациях во взаимодействии с другими персонажами.

В балете представлен сильный мужской состав - премьеры труппы Нурлан Канетов (Клод Фролло), Михаил Тимаев (Квазимодо), Олег Ивенко (Пьер Гренгуар), первый солист Антон Полодюк (Феб де Шатопер). Каждый из них неповторим по артистическому темпераменту и техническим возможностям, им по плечу самые сложные в жанровом отношении балетные партии. Все они давно завоевали популярность за пределами России, несмотря на свою молодость. Публику покорил концертный хит на античный сюжет Па-де-де Дианы и Актеона (в хореографии Агриппины Вагановой) из 4 картины II действия в эффектном исполнении интернационального дуэта Мидори Тэрада (Диана) и Коя Акава (Актеон).

Балет замечателен чудесными живописными массовыми сценами в I картине «Площадь перед Собором Парижской Богоматери» (Цыганские танцы), в III картине «Двор чудес» (приют бродяг, воровских шаек и нищего люда) в сцене развлечения гостей на помолвке Флер де Лис с Фебом в доме герцогини (V картина), в колоритной сцене на Средневековом празднике шутов (II действие, 1 картина). Массовые сцены оживляют балетное действие, вносят полифонический контрастный фон, а также предвосхищают движение сюжета к трагической развязке. Кордебалет танцует на одном дыхании, четко, слаженно, артисты сосуществуют на сцене как единый организм, над которым властвуют энергия, полет и эмоциональная наполненность каждого движения.

Сценограф Григорий Белов и художник по костюмам Ольга Полянская воссоздали особый колорит спектакля, трагические события которого развертываются на фоне знаменитого католического храма Нотр-Дам де Пари, городской площади перед Собором, в доме герцогини Аллоизы Гонделорье, в таверне на окраине Парижа. Удачно выполненные живописные декорации Белова усиливают зрелищность «Эсмеральды» и ее историческую подлинность.

Во второй премьерный вечер казанские зрители увидели солистов «Кремлевского балета». На мой взгляд, это был уже другой балет, в котором не оказалось того блеска, очарования и органики в танцевальном действии, захватившем нас в первый вечер. В памяти остались две серьезные работы: партия Клода Фролло в трактовке Кирилла Ермоленко («Кремлевский балет») и Квазимодо Артема Белова (Татарский академическй театр оперы и балета им. М. Джалиля). Оба артиста имеют свое видение роли, они нашли свой шифр к разгадке этих сложнейших драматических партий.

В каждом из фестивальных спектаклей публика открывала для себя новые грани в прочтении шедевров балетной классики. В «Жизели» всех очаровала блистательная пара из Ковент-Гардена Сара Лэмб (Жизель) и всеобщий любимец Мэтью Голдинг (граф Альберт). Журналисты назвали Сару Лэмб одной из лучших Жизелей наших дней, хотя в биографии балерины это ее второе исполнение после лондонской. Публику поразил их неразрывный союз двух сердец в трагической истории любви, а также эмоциональное напряжение в раскрытии образов и духовная наполненность внутреннего состояния героев. «Жизель» - спектакль-размышление о благородстве человеческих чувств, возвышенном состоянии женской души и красоте настоящей любви. Такого редкого чувства партнерства в танце, как в «Жизели», не произошло в «Лебедином озере» у солистов Мариинского театра. Первую скрипку вела страстная, экспрессивная, не знающая технических преград танцовщица Оксана Скорик (Одетта-Одиллия), владеющая фантастической пластикой тела. Это истинная прима-балерина, неповторимая в своем выразительном танце. Евгений Иванченко (Принц Зигфрид), несмотря на свой обширный репертуарный список, был невыразителен и явно не дотягивал до мастерства своей партнерши.

Ликующим фейерверком можно назвать фестивального «Дон Кихота», посвященного 65-летию художественного руководителя балета заслуженого артиста РФ и Республики Татарстан Владимира Яковлева. Искрометную воздушную ауру спектакля, наполненного весельем и забавным юмором, легко поддержала харизматичная пара из Национального балета Нидерландов Майя Махатели (Китри) и Артур Шестериков (Базиль). Фантастическая техника примы, ее яркий темперамент, артистизм и точное прочтение характера Китри. Лучезарный, обаятельный Базиль, тонко чувствующий эстетику классического танца и составивший достойный дуэт Махатели. Нельзя не отметить великолепное звучание в тот вечер оркестра под руководством главного дирижера казанского театра Рената Салаватова.

Прелесть народных сказок, самобытного творчества культового поэта Татарстана Габдуллы Тукая и удивительной красоты музыки Фарида Яруллина, давно ставшей классикой, сумели ощутить солисты Мариинского театра Мария Ширинкина (Сююмбике) и Владимир Шкляров (Былтыр) в балете «Шурале». Их богатая пластика органично сливалась с пульсацией орнаментальных татарских мелодий и зажигательных национальных ритмов народных танцев.

В финале XXIX Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева были показаны постановки Бориса Эйфмана «Евгений Онегин» и «Роден», обогатившие мир классического балета новыми направлениями, идеями современной хореографии и непредсказуемыми приемами пластического языка этого Мастера.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.