Театральный роман Кларины Шадько

Выпуск №7-117/2009, Лица

Театральный роман Кларины Шадько Восьмого марта в старинном городе на Волге, в городе Ульяновске, в старейшем российском театре празднуется не только Международный женский день. Каждый год в этот день многочисленные поклонники таланта и коллеги ведущей актрисы ульяновской сцены, народной артистки России, Лауреата Государственной премии России Кларины ШАДЬКО празднуют ее день рождения.

Ульяновский театр более чем за 220 лет вписал приметные страницы в историю российской театральной культуры. На ульяновской сцене играли великие русские актеры П.Стрепетова, В.Андреев-Бурлак, М.Писарев, работал замечательный режиссер А.Таиров.

50 лет назад девочка, выросшая в простой семье и со школьных лет мечтавшая стать актрисой, и помыслить не могла, что станет украшением этой сцены, Национальным достоянием России.

Клара Шадько поступила в ульяновское культпросветучилище на театральное отделение и с 1958 года, с 1 курса, играла в массовке и эпизодах в Ульяновском театре, ставшем ее настоящим домом. Впервые она вышла на сцену в образе нищей старухи в «Кремлевских курантах» Н.Погодина. Позже, работая в театре, заочно окончила актерский факультет ГИТИСа. У Кларины Шадько состоялась с театром счастливая взаимная любовь - ведь полвека она служит только ульяновской сцене, хотя у нее были лестные приглашения из Москвы и Петербурга. Бросить свой театр она не смогла - ведь Ульяновский театр для нее живое существо, потому что творческая натура актрисы одушевляет все, чему она верна. «Театр — мой отец, брат, муж, любовник, сын. Это – все», – говорит Шадько. Окна ее квартиры, где она живет уже 40 лет, смотрят прямо на здание театра. Самым нелюбимым днем недели актриса считает понедельник, когда в театре выходной и театральный подъезд мертв. И каждое утро она подходит к окну, здоровается с театром, а каждый вечер желает ему спокойной ночи. Удивительная актриса Клара Шадько, мягкая и добрая в жизни и искрометная на сцене, где за полвека она сыграла более 200 ролей, очень разных - трагических и комедийных, лирических и острохарактерных. Она не признает рамок - амплуа, возраста, жанра. В ней каскад фантазии, изящество мастерства, мудрость чувств.

Кого только не сыграла Кларина Шадько! Старую экономку Михеевну в «Последней жертве» А.Островского Клара сыграла в 20 лет, и этих хитрых и мудрых нянек, мамок и свах в ее репертуаре было немерено. Но была одна Старуха, о которой Кларина Ивановна вспоминает, не скрывая слез: «Старуха в «Последнем сроке» В.Распутина была одной из моих любимых ролей. Это моя мама. Здесь она сама мне открылась и меня открыла, суть жизни донесла. Боже, какая глубина! Да... и вообще, в этой жизни мне очень помогает мамино благословение. Я всегда думаю: а как бы в этой ситуации поступила она? Вспоминаю, какая она была - как пела, как умела прощать, как умела любить, как умела скрывать слезы... И цветы я люблю мамины, которые она разводила, - астры. Они скромны, без претензий на роскошь. Они грустны, что отвечает моему душевному складу. Они мягкие и нежные по запаху - ближе к зиме, снегу...»

Не каждой, даже столичной актрисе, судьба дарит такие роли - Варька в «Поднятой целине», Тоня в «Долгах наших», Любовь Яровая и Васса Железнова, Надежда в спектакле «Любовь и голуби», Леди Мильфорд в «Коварстве и любви», фру Алвинг в «Привидениях», Кручинина в «Без вины виноватых», Мамаша Кураж, госпожа Журден, Бабушка в «Обрыве»... Всего не перечислишь. И за каждой работой – часть жизни.

Особое место в репертуаре актрисы принадлежит Мамаше Кураж и Бабушке в «Обрыве», ролям, которые стали для Шадько этапными. Именно в ульяновском театре впервые Мамашу Кураж сыграла 40-летняя актриса. До этого ее отдавали пожилым примам (ведь Брехт написал роль для своей немолодой жены, блистательной Елены Вайгель). Любовные похождения молодой Мамаши, страстные зонги в ее исполнении стали настоящей сенсацией на Международном театральном фестивале немецкой драматургии, проходившем в Советском Союзе. Зрители, в том числе из Германии, и жюри фестиваля пережили настоящий шок и присудили Кларине Ивановне «Гран-При».

Работать над образом Бабушки в инсценировке романа И.Гончарова было, по воспоминаниям актрисы, и радостно, и трудно. «Я для себя открыла Гончарова. Раньше я относилась к нему как к скучному писателю, как это преподавали нам в школе. А здесь меня заразил Гончаровым, открыл мне глаза на его творчество художественный руководитель нашего театра, его строитель, замечательный режиссер Юрий Семенович Копылов. И, читая «Обрыв», я стала ловить себя на мысли, что не могу оторваться от гончаровского творения. Роман стал для меня настольной книгой. Полюбив Гончарова и Бабушку, почувствовала, что меня полюбила и моя роль. Получаю истинное наслаждение, пребывая в этом образе».

За роль Бабушки актриса получила из рук Президента России В.В.Путина высокую награду – Государственную Премию России.

Ровно 40 лет назад я впервые приехала в Ульяновск как член жюри первого фестиваля болгарской драматургии на советской сцене. Шел спектакль «Каждый осенний вечер» Ивана Пейчева. Мое внимание привлекла героиня спектакля – Клара Шадько, игравшая подпольщицу (действие происходило в годы Второй мировой войны). За эту роль она получила премию фестиваля, а я навеки отдала свое сердце замечательному Ульяновскому театру.

После этого спектакля судьба крепко связала Клару Шадько с Болгарией. Ни одна российская актриса не сыграла столько ролей и таких разных во всех болгарских пьесах, которые ставились за эти годы на ульяновской сцене.

Маленькая роль матери Георгия Димитрова Параскевы в «Красном и коричневом» Ивана Радоева - всего трехминутная встреча с сыном в тюремной камере. Но Шадько играла так проникновенно, что зал плакал, а критика признала «образ матери центральным в спектакле». За исполнение этой роли она была награждена поездкой в Болгарию.

В пьесе Недялко Йорданова «Любовь необъяснимая» она сыграла целых три роли. После этой постановки пьеса триумфально прошла в 70-е годы по сценам более чем двадцати советских театров.

Бонка в «Сказке о четырех близнецах» Панчо Панчева, Мата Хари в одноименной пьесе Недялко Йорданова, Она – в пьесе Кирилла Топалова «Играем в мужа и жену». И, наконец, моноспектакль «Ай-кю» («Жених из Интернета») Веселины Цанковой.

Кларина Ивановна Шадько преподает в Ульяновском государственном университете студентам актерское мастерство.

«Мои ученики дают мне возможность самой каждый день делать открытия. Молодежь многому учит: это тренинг, тонус, партнерство. Только через молодых мы можем возродить потребность в культуре. Мы, педагоги, прежде всего учим детей найти себя в профессии. Пусть не все они станут артистами, но они уже заражены вирусом творчества и понесут культуру дальше», - говорит о своих студентах профессор университета Клара Шадько.

Шадько по гороскопу – Рыба и без воды не представляет жизни. Раз в неделю она обязательно плавает в бассейне, отдыхать предпочитает на Черном море, а накопленную за день усталость смывает ледяной водой, стоя босыми ногами прямо на снегу.

«В этот момент устанавливается связь со Вселенной. Я мысленно обращаюсь к Богу со словами благодарности», – говорит актриса. Может быть, поэтому коллеги-актеры называют ее «Космической женщиной».

8 марта нынешнего года на сцене Ульяновского театра состоялся юбилей замечательной актрисы, превратившийся в театральный праздник. Была сыграна бенефисная премьера «Дорогая моя Памела» Джона Патрика в постановке Евгения Редюка. Любимица всех ульяновских зрителей и гордость Ульяновского театра вновь блистала на своей родной сцене, поражая глубоким проникновением в сложный душевный мир своей героини, вызывая смех и слезы.

Переполненный зал, даже все ярусы, гром аплодисментов, море любви, цветов, теплых поздравлений от Губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова, от Председателя Союза театральных деятелей России Александра Александровича Калягина, от других официальных лиц, от коллег, друзей и благодарных зрителей – все это награда за преданность и беззаветную любовь к театру, которому Кларина Ивановна Шадько отдала всю свою жизнь.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.