Летняя театральная стихия / "Фестиваль "Коляда-Plays"

Выпуск №2-192/2016, Фестивали

Летняя театральная стихия / "Фестиваль "Коляда-Plays"

«Коляда-Plays» уже давно стал больше чем просто фестиваль. Десятидневный праздник театра, ежегодно проходящий в Екатеринбурге в июне, подобно стихии, захватывает все городское пространство.

Вот уже второй год подряд конкурсную программу Международного театрального фестиваля современной драматургии открывает детский уличный спектакль Пермского театра кукол «Туки-Луки».

Постановка Ярослава Колчанова «Люди и птицы» - представляет детский уличный спектакль, который становится интересным не только детям. Это связано с тем, что мы видим настоящее живое действо. Спектакль радует отсутствием дидактических интонаций, которых достаточно сложно избежать в той проблематике, которая выбрана для постановки. Перед зрителями предстает простая история о том, что с животными нужно жить в мире и согласии, рассказанная очень озорным языком с помощью пластики и кукол. Вообще озорство - некий маркер этого спектакля. Этим эпитетом можно охарактеризовать и кукол птиц, и актерские работы живого плана Натальи Белочицкой и Валерия Погорелова, которые при помощи пластики раскрывают сложносочиненные характеры капризной девушки, увереной, что птицы должны жить в клетке, и озорного добряка, выбирающего свободу для птиц.

Несмотря на то что это уличный спектакль, в нем особое место занимает пространство, придуманное Артуром Кучукбаевым. Действие происходит на фоне занавеса, являющегося неким знаком театральности, не менее интересны придумки с маленькими лесенкой и клеткой, которые на фоне больших кукол и актеров, поставленных на ходули, выглядят особо комично. Спектакль оставляет теплые и светлые чувства.

Однако не только уличные спектакли в репертуаре пермского театра. Впервые в рамках фестиваля театр «Туки-Луки» представил взрослый спектакль, поставленный по мотивам «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина в сценической редакции Натальи Белочицкой. Постановка Алексея Миронова и Ярослава Колчанова производит сильное эстетическое впечатление. Прекрасные костюмы, придуманные Аленой Ивановой, удивительное пространство Артура Кучукбаева, которое постоянно трансформируется и модифицируется. На сцене настоящие яблоки, столы разной высоты, театральные маски, напоминающие посмертные слепки, марионетки, планшетные и тростевые куклы. Но, к сожалению, все это вместе перестает работать на смысл и спектакль так и остается на уровне картинки. Ткань спектакля рвется на глазах, остается непонятной жанровая принадлежность, постановка постоянно лавирует от трагедии к комедии, но так и не превращается в трагикомедию. Спектакль режиссерски выстроен как некая театральная игра, но ее правила оказываются непонятными не только зрителю, но и, думается, самим актерам.

Эстетика игры наиболее интересно в конкурсной программе фестиваля была представлена в спектакле «Кот стыда», поставленном Мариной Брусникиной на сцене РАМТа. В основе постановки - три одноактные пьесы: «Кот стыда» Таи Сапуриной, «Март» Ирины Васьковской и «Ба» Юлии Тупикиной. Отсутствие единого сюжетного стержня превращает действие в театральную игру, вырастающую в подлинный ансамблевый спектакль, где заметными становятся не только центральные персонажи: Дарья Семенова в роли Первого лица в «Коте стыда», Маша из «Марта» в исполнении Нелли Уваровой или же эксцентричная Ба Анны Ковалевой, но и роли второго плана: удивительно сыгранный Виктором Панченко Кот, Максим Керин в роли ушедших родственников. Актеры мастерски воплощают все три истории: мгновенно переходя из одной роли в другую, они остаются искренними и правдивыми. Юмор пронизывает все действие, при этом не снижая проблематику пьес, выстроенную на сложных семейных взаимоотношениях, что, казалось бы, может способствовать превращению историй в повседневную «пустышку», а наоборот, добавляет трогательности и проникновенности. На сцене подлинные семейные драмы, окрашенные в светлые тона мелодраматизма и комизма.

Спектакль Марины Брусникиной ярко демонстрирует современный театральный язык на материале современной пьесы.

Среди спектаклей фестивальной программы выделяется постановка «Баба Шанель» Марийского национального театра драмы им. Шкетана. Пьеса, написанная Николаем Колядой в традиционной авторской манере с движением сюжета от комизма к подлинному драматизму, в исполнении актерского ансамбля театра из Йошкар-Олы превратилась в настоящую народную историю.

На театральной карте России особое место занимают национальные театры, соединяющие основы русского психологического театра с национальными фольклорными традициями. Спектакль Романа Алексеева - яркий пример такого соединения и, нужно сразу заметить, пример удачный. Остро написанная комедия в марийском народном облачении предстает в первом действии как настоящий фарс, а во втором превращается в трагикомическую притчу. Народные марийские костюмы, выполненные в традиционных цветах, с монистами, национальной обувью и головными уборами, придают особый колорит истории и выводят пьесу на вненациональный уровень проблематики. Простой по форме спектакль позволяет подробно рассмотреть актерские работы, которые сливаются в единый многоголосый хор. В нем особенно ярко звучит голос народной артистки Республики Марий Эл, заслуженной артистки РФ Маргариты Медиковой, правдиво воплощающей трагифарсовый, но не карикатурный, а живой образ Капитолины Петровны.

Одним из главных открытий фестиваля «Коляда-Plays» 2016 года стала актерская работа Алексея Карабанова в спектакле «Как Зоя гусей кормила» Саратовского академического ТЮЗа им. Ю. Киселева. В постановке молодого режиссера Андрея Гончарова пьеса Светланы Баженовой обретает черты мелодраматизма, на фоне которого образ Плоцкого в исполнении Алексея Карабанова становится ужасающе страшным, отталкивающе отвратительным, но самым живым. Безусловная кульминация спектакля - изнасилование Плоцким девушки Жени. Сцена решена таким образом, что Женя (Александра Карельских), помещенная в ванну, пытается отмыться от той грязи, которую несет собой Плоцкий, а он, захлебываясь, читает монолог и ест ало-красный борщ, обливая им белоснежную сорочку...

Интересными решениями был наполнен и спектакль «Отрочество» Кировского ТЮЗа «На Спасской». Постановка Юлии Батуриной переносит историю из века XIX в день сегодняшний, вкладывает в уста толстовских героев реповые четверостишия, а самих героев помещает в пространство вневременное. Наполненный множеством режиссерских ходов, некоторые из которых остаются брошенными, спектакль теряет свою искренность, заложенную в тексте инсценировки Ярославы Пулинович и первоисточнике Льва Толстого, и лишь в диалоге Николеньки (Александр Андрюшенко) с Катенькой (Наталья Сидорова) теплота и искренность семейных взаимоотношений является зрителям. Однако у спектакля есть другая важная особенность - современное звучание, которое проявляется и в активном использовании видео в первом действии, и в музыкальном оформлении, и даже в прямом взаимодействии со зрителем, которое, к сожалению, разрушает действие, а не помогает его развитию. Но именно эта яркая режиссерская форма цепляет подростков, заставляет если не сопереживать, то следить за историей Николеньки. А попадание в аудиторию - это важная составляющая спектакля.

«Коляда-Plays» - фестиваль ярко выраженного лабораторного характера, который в 2016 году был выстроен Николаем Колядой таким образом, что на протяжении всех десяти дней заставлял активно, бурно и подробно говорить о месте актера в современном театре. Этому способствовали и яркие актерские работы, и некоторые режиссерские промахи. Именно поэтому фестиваль не оставлял ни на минуту в покое, держал, увлекал, заставлял следить, переживать и думать.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.