Между Востоком и Западом / Международный фестиваль "Гостиный двор" в Оренбурге

Выпуск №2-192/2016, Фестивали

Между Востоком и Западом / Международный фестиваль "Гостиный двор" в Оренбурге

С 27 мая по 2 июня в Оренбурге в восьмой раз прошел Международный фестиваль «Гостиный двор». На церемонии открытия Ю.А. Берг, губернатор Оренбуржья, много и активно помогающий театрам, отметил, что фестиваль этот - не просто показ спектаклей, а зрительский компас в мире театра и драматургии. Главное, по мнению губернатора, это укрепление дружественных связей и творческого сотрудничества.

Благодаря фестивалю связи действительно расширяются - на последний приехали театры из Астаны, Симферополя, Уфы, Баку, Москвы, Бугуруслана, Орска.

А начался VIII фестиваль с юбилейного обозрения «Театр и время», где ведущие в образе Времени и Театра рассказали историю этого коллектива от истоков до сегодняшнего дня.

Началось действо в 1856 году при генерал-губернаторе Перовском, к которому обратился с прошением разрешить иметь в городе постоянную актерскую труппу известный в России антрепренер Борис Соловьев. К счастью, сохранились документы, беспристрастные свидетельства очевидцев, согласно которым театральная жизнь в городе не всегда была безоблачной. В любой момент театр мог закрыться, что и происходило из-за безденежья, равнодушия чиновников, отсутствия помещения. Но городу театр был необходим. Находились и градоначальники, поддерживающие искусство, приезжали гастролеры, а в ХХ веке в театре сложилась сильная по российским меркам труппа, во главе которой в разные годы стояли Михаил Куликовский, Нальбий Тхакумашев, Александр Зыков, Николай Воложанин, Владимир Подольский, Анатолий Солодилин.

«Театр и время» - это по-новому сыгранные сцены из лучших спектаклей последних лет, шлягеры в исполнении звезд театра и, конечно, воспоминания о кумирах прошлого.

Когда огромные часы показали «наше» время, на сцену вышел коллектив - корифеи, среднее поколение и молодежь, многие из которых пришли сюда при Рифкате Исрафилове, возглавившем театр почти двадцать лет назад. Сегодня они все вместе продолжают писать историю.

Фестиваль открылся музыкальным спектаклем Оренбургского драматического театра «Свадьба в Малиновке». Рифкату Исрафилову, постановщику спектакля, оперетта как жанр не интересна. Для него «Свадьба в Малиновке» - тоже часть нашей истории. С юмором и сочувствием режиссер реставрирует время, создает свой эпос про войну и революцию, любовь и женщин, которым очень плохо без мужчин. Версия Исрафилова построена на народных песнях с их пронзительным лирическим началом и лихой разухабистостью, и две эти музыкальные темы лейтмотивом проходят через спектакль, задают тон и настроение действию. «Свадьба в Малиновке» в Оренбургском театре - счастливая история деревенской любви батрака Андрейки и сироты Яринки. История простая, без затей, без трагического надрыва, и как только на пути влюбленных появляется настоящее препятствие в виде пана атамана Грициана Таврического и его банды, история про любовь уступает место другому сюжету. Впрочем, и Андрейка (Максим Меденюк) и Яринка (Альбина Демченко) и дальше активно вплетены в действие. Для Исрафилова-режиссера любой поворот сюжета содержателен, рифмуется с поворотом судьбы. Красные или белые приходят в Малиновку, требования и обещания у них одинаковы, здесь нет классовых предпочтений. И в селе ничего не меняется, оставшиеся без мужей бабы хотят получить свой кусочек счастья. И для каждой из них - молодой ли, старухи или девицы - режиссер придумывает историю, эпизод, характер. Исрафилов вообще любит и умеет выстраивать массовые сцены, пластичные по внутреннему рисунку и смыслу эти сцены постепенно складываются в объемный спектакль с мощным сегодняшним подтекстом. Да и не всегда его героям нужны реплики, чтобы оказаться в центре событий. Софья Натальи Ренёвой, Комариха Алсу Шамсутдиновой, Трындычиха Марии Губановой, Старуха Натальи Пановой, Молодуха Лейлы Гусейновой во главе с Гапусей - Зинаидой Карпович работают как отлично отлаженный театральный механизм, где у каждого, вне зависимости от объема роли, свое очень важное место.

Отдавая дань шуткам и песням, фольклорным традициям, Исрафилов не мог не заговорить о том, что сегодня волнует всех. В его спектакле нет прямых ассоциаций с днем сегодняшним, но в общем контексте фестиваля окажется, что «Свадьба в Малиновке» задаст тон серьезному разговору о войне.

Событием фестиваля стал приезд Крымского государственного академического музыкально-драматического с опереттой У. Гаджибекова «Аршин мал алан». Мощным аккордом прозвучали «Отцы и дети» Русского драматического театра из Уфы. Автор инсценировки и режиссер-постановщик Петр Шерешевский переносит спектакль из позапрошлого века в наше время, использует «живую» музыку, микрофоны, с помощью которых отцы и дети декларируют свое жизненное кредо. Театр смело вступает на территорию романа, не боясь проиграть первоисточнику, смело исследует и обнажает сюжет, и обретает огромное количество поклонников как у себя дома, так и на фестивале. Среди друзей и постоянных участников «Гостиного двора» - Орский театр им. А.С. Пушкина. В этот раз они показали театральную сказку Алексея Слаповского «Невероятная любовь» в постановке нового художественного руководителя Авгура Кове.

Спектакль «Летят журавли» по драме Валентина Ежова «Соловьиная ночь» представил фестивальному зрителю Государственный академический музыкально-драматический театр им. К. Куанышбаева. Для режиссера Талгата Тименова сюжет пьесы знаменитого сценариста и драматурга - не только история войны. В первые дни Великой Победы юный сержант Пернебек Баранбаев (в спектакле он казах, впрочем дело совсем не в национальности) знакомится с немецкой девушкой Ингой. Естественно, любовь, вспыхнувшая между молодыми людьми, дарит и мечты о будущем. А на рассвете сержанта арестовывают - ему грозит трибунал. Для Талгата Теменова понятия долг, честь, великодушие, ответственность - воплощаются в одном слове: судьба. В его спектакле обитают герои с разной группой крови. Таких как Лукьянов (Балат Ибраев), Гура (Сырым Кашкабаев) и Тимофеев (Куандык Кыстыкбаев) Окуджава когда-то назвал «часовыми любви». Именно они и становятся объектом режиссерского интереса, симпатии театра. Вслед за драматургом, чье внимание к каждой судьбе данью моде тех лет, когда была написана пьеса, сопряжено с делением героев на плохих и хороших, Теменов деликатно усиливает их и отрицательные, и положительные качества, правда, с поправкой на время и место. Режиссер не боится быть сентиментальным, он сознательно усиливает напряжение так, чтобы до самого финала оставался открытым главный вопрос - что ожидает героя. И когда обстоятельства сложатся так, что командиры поспособствуют его поспешной демобилизации, и в истории с немецкой девушкой тоже возникнет какая-то капелька надежды, сплоченный общим состраданием зрительный зал вздохнет облегченно, многие сентиментально вытрут слезы, и шквал аплодисментов станет естественной реакцией на талантливый спектакль.

«Войну» Ларса Нурена показал Азербайджанский Театр юного зрителя. Спектакль из Баку стал открытием фестиваля, покорил публику, заставил говорить о себе как о событии. Режиссер Бахрам Османов вслед за Ларсом Нуреном не побоялся рассказать зрителям очень жестокую историю. В их «Войне» нет выстрелов и взрывов, убийств и смертей. Это все осталось в прошлом, но для тех, кто войну пережил, она не кончится никогда. Драматург говорит о том, как страшно, режиссер - как больно и стыдно терять человеческое достоинство. Место действия этого удивительного высказывания - разрушенная вселенная, ограниченная столом и парой старых матрасов. Нет нужды пересказывать нагромождение ужасов, о которых говорит автор. Конечно, миновать их режиссер не может, но в спектакле политический радикализм переплавляется в жесткую, психологически выверенную систему отношений. Для театра это важнее. Эта система цементируется общим страхом и ненавистью. Что первично - режиссера не интересует, его герои живут в другой системе координат, где суть и определение ее постепенно уравниваются. Война поменяла отношения к жизни, а не только семейные ценности. Три женщины - мать и две дочери и два мужчины, один из которых слепой отец девочек, вернувшийся с войны, другой - невоевавший его брат, не могут понять друг друга. Любя, они скатились до ненависти, понимая, что с ними происходит, и не могут простить друг друга. Выжить не значит жить. Бахрам Османов говорит не про жестокость мира, скорее, про отсутствие сострадания и понимания, про распад семьи и невозможность любви. На той войне, про которую он ставит спектакль, любви места нет.

Одним из главных событий фестиваля стал приезд двух ведущих столичных театров - РАМТа со спектаклем «Сотворившая чудо» и Московского театра юного зрителя со спектаклем «Скрипка Ротшильда».

Для зрителей Оренбурга «Гостиный двор» - театральный праздник. Город, где проживают зрители разных национальностей, всегда ждет в гости театры из бывших союзных республик. И оказывается, что казахам, проживающим в Оренбурге, и татарам, и азербайджанцам интересно увидеть спектакли на родном языке. И в этом социальная функция фестиваля «Гостиный двор». Как и в желании приезжать и принимать гостей, собираться всем вместе. Впрочем, благодаря устроителям и организаторам фестиваля «Гостиный двор» сегодня - не только важный культурный проект, а прежде всего - одна из визитных карточек города.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.