Кто везет - на том и едут! / Елена Сенько (Чайковский)

Выпуск №2-192/2016, Лица

Кто везет - на том и едут! / Елена Сенько (Чайковский)

Помреж... Так на языке закулисья называют помощника режиссера. Для стороннего наблюдателя это одна из самых невидимых профессий. Однако она - одна из самых важных и необходимых.

«Оборудовано по последнему слову техники», - так сказать о рабочем месте помощника режиссера в Чайковском театре драмы и комедии никому и в голову не придет. В форс-мажорных обстоятельствах это место даже не покроют последними словами - привыкли! В восьмидесятые годы прошлого века в таких условиях работали первые помрежи - актеры Александр Ремнев, Геннадий Малашин и Василий Поливка. В таких же, как и до них, с 1976 года координаторы концертов художественной самодеятельности Дома культуры «Речники», в котором сейчас располагается театр. Для помощников режиссеров актрис Ольги Снимщиковой, Людмилы Трубицыной и Галины Гой-Борзенко ничего не изменилось и в девяностые годы. Как, впрочем, и сейчас - для заслуженной артистки России Инессы Муран и героини этого очерка Елены Сенько...

После репетиций, прогонов, сдачи и премьеры режиссер-постановщик переключается на новый проект. Она же, Елена Сенько, помощник режиссера становится полноправной хозяйкой спектакля. Если точнее - координатором работы актеров и всех театральных служб. Словно большим симфоническим оркестром, Елена Сенько «продирижировала», к примеру, драматической балладой «Не покидай меня» 19 раз, мелодрамой «Тринадцатая звезда» - 20, комедией «Примадонны» - 32, а сказкой чайковского детского драматурга и режиссера Артема Палкина «Как грустный Тушканчик свои ушки искал» - 33 раза!

Приходит Елена Васильевна за час до представления. И проверяет все: правильно ли установлены декорации? Не морщится ли задник, не порван ли он? Загружены ли кулисы (зафиксированы ли они снизу с помощью грузов, не болтаются ли их свободные концы)? Все ли прибито и подтянуто? Расставлена ли по меткам мебель? Укреплены ли на штанкетах подвесные декорации? На месте ли необходимый реквизит и детали костюмов? Обнаруженные неполадки ею сообщаются в соответствующие службы незамедлительно, и они оперативно устраняются.

В прилично оборудованных театрах рабочее место помрежа - это, конечно, его пульт со множеством разноцветных кнопок и удобное кресло. Они дают возможность, не сходя с места, связаться с любым цехом в театре, включить лампы-«дежурки», помещенные вдоль кулис, за задником, лампу с предупреждением «Тихо, идет спектакль!» и другие. Над пультом расположен монитор с изображениями зрительного зала и сцены в разных ракурсах.

Рабочее место в Чайковском театре драмы и комедии давно уже можно объявить филиалом краеведческого музея. Каждый помреж готовит его по своему вкусу. Инесса Муран, к примеру, ставит стулья спинками противоположно друг другу. На один садится она. На сиденье другого раскладывает партитуру - «помрежевский» экземпляр пьесы с пометами. А спинку обвивает видавшей виды металлической настольной лампой в форме вопросительного знака. Елена Сенько же, словно бурятский лама в дацане, садится прямо на пол, подсвечивая во время спектакля партитуру фонариком...

- Прежде всего, я актриса, - в первой же нашей беседе заявила Елена Васильевна, когда ознакомилась с набросками очерка. Затем добавила даже с вызовом:

- А какая именно, лучше спросите у моих коллег.

- Сенько скорее надежный помощник режиссера, - дипломатично не договаривает главный режиссер театра Алексей Орлов.

- Иного ответа от Орлова-постановщика и ожидать не стоило! - оппонирует ему заслуженная артистка России Лидия Волкова. - Тем более, если Леночка была его правой рукой при подготовках комедий «Будьте здоровы!» Пьера Шено, «Примадонны» Кена Людвига, «Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега и фонвизинском «Недоросле»! Если она в последние сезоны немало поспособствовала успеху и аншлагам одних из самых резонансных спектаклей Алексея Алексеевича - мелодрамы «Тринадцатая звезда» Виктора Ольшанского и драматической баллады «Не покидай меня»!

Кстати, свою признательность Сенько-помрежу не скрывал и режиссер-интерпретатор Озерского драматического театра Борис Ходырев. В 2014 году он приглашался для постановки на чайковской сцене сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и «Аленького цветочка» Сергея Аксакова.

- У Сенько есть все данные быть стабильно хорошей актрисой, - продолжает Лидия Ионовна. - Однако видно, с каким трудом ей давалось совмещение исполнительницы роли и должности помощника режиссера в тех спектаклях, которые она вела. К примеру, в притче Тунджера Джюдженоглу «Лавина» Сенько играла одну из центральных и сложнейших драматических ролей Молодой женщины. В «страницах жизни» Захария Станку «Вожак» - Лисандру. А в мелодраме Марии Ладо «Очень простая история» она - Ангел. Кстати, все это тоже постановки Орлова!

- Мне нравится, что рядом со мной работает такая актриса: есть за кем тянуться, к чему стремиться, - восхищается Елена Гречан. - Создавая сценический образ, Елена Сенько не идет по «верхам», а ищет и находит глубинную суть характера своей героини.

«Красное словцо» Елены Гречан исходит от ее давнего знакомства с актрисой Сенько. Еще по Улан-Удэ. Специальность «Актер театра драмы» они обе приобрели в образовательных учреждениях культуры и искусства столицы Бурятии: Елена Гречан - в Восточно-Сибирской государственной академии, а Елена Сенько - в Бурятском республиканском училище. Обе они играли на сцене Государственного русского драматического театра имени Н.А. Бестужева. И Гречан стала свидетелем, как уже в ранних работах Елены Сенько наметились важнейшие черты творчества актрисы: умение создавать на сцене яркие узнаваемые характеры, стремление к полному перевоплощению, простота и доходчивость ее искусства.

В театре Бурятии Елена Сенько переиграла на редкость разноликий репертуар. В этом ожерелье есть настоящие «бриллианты». В их числе порядочная, но глубоко несчастная Наташа Макарская в «Старшем сыне» А. Вампилова (1999) и агрессивный циник-эпикурейка Луиза в «Маленьких трагедиях» Пушкина (2000), верная камеристка шотландской королевы-пленницы Маргарита Керл в трагедии Ф. Шиллера «Мария Стюарт» (2003), Корфинянка в комедии Аристофана «Лисистрата» (2007) и другие радужные «бусины и бусинки». Широта творческого диапазона Елены Сенько не вызывает сомнения! В комедиях Ж.-Б. Мольера она перевоплощалась то в Мартину, «бабу, хуже черта!», - в «Лекаре» (1999), то в прекрасную скромницу Гиацинту - в «Плутнях Скапена» (2001). А в андерсеновских сказках в интерпретациях Евгения Шварца актриса вызывала протест у детворы своей спесивой капризой Марианной в «Золушке» или очаровывала их самой Золушкой. Дерзкий, «трудный ребенок» - Маленькая разбойница в «Снежной королеве», сердечная, любящая дочь Аленушка в «Аленьком цветочке» Сергея Аксакова (2000) - всех сценических образов, созданных ею на сценах бурятских театров (а их тридцать пять!), не перечислить.

Имея такой солидный «послужной список», актриса Елена Сенько и ее муж Виталий Брянский пополнят труппу Чайковского театра драмы и комедии 14 сентября 2009 года. Спустя два года из Улан-Удэ в Чайковский переедет еще одна супружеская артистическая пара - Елена Гречан и Игорь Просянников...

Чтобы дать старт действию и затем проследить за ним, чайковскому помрежу приходится постоянно перемещаться между служебными помещениями театра. Надо проверить явку артистов, каждого увидеть в лицо. Актеры, не занятые в первом действии, имеют право придти к самому началу спектакля. Значит, помреж повторит «инспекцию».

Елена Васильевна не даст третий звонок до тех пор, пока главный администратор Светлана Котельникова не придет и не произнесет свое крылатое: «Мы готовы. Дело за вами!» В смысле, все зрители усажены в свои кресла, успокоились и ожидают начала спектакля. Тогда Елена Васильевна поднимется с пола, спустится по лестнице двумя крупными ступеньками вниз, в «предбанник», как актеры называют комнатку ожидания, подтянется к пульту громкой связи и щелкнет нужным тумблером. Если надо будет дать команду звукорежиссеру Андрею Трубину или художнику по свету Илье Аглееву, или связаться с женской гримеркой и предупредить какую-либо актрису о скором ее выходе на сцену (да мало ли еще с кем необходимо будет связаться!), Елена Васильевна проделает тот же путь. С мужской гримеркой радиосвязи нет. Поэтому помреж заглянет в нее и даст команду устно.

И так от спектакля к спектаклю, из месяца в месяц, из театрального сезона в сезон. Десятки, сотни метров. Десятки километров...

Помощника режиссера не готовит ни один российский вуз. И эта профессия «выковывается в кузнице» самой артистической среды. Причем трудами немалыми! Практика Чайковского театра драмы и комедии показала: в одно десятилетие в нем из актеров «выковывается» не более двух-трех помрежей. За что же обычно актера возводят на «голгофу» помощника режиссера? За хорошую память и предельное внимание, умение сконцентрироваться и быструю реакцию. Но главное - за организаторские способности, умение находить общий язык с людьми и... стрессоустойчивость. Ведь работа помрежа связана с постоянным нервным напряжением. Получается, настоящий помреж - «товар» штучный! Такой «качественный», как Елена Васильевна Сенько.

Молодая женщина в притче режиссера А. Орлова «Лавина» по пьесе Тунджера Джюдженоглу, Прасковья Ильинична в «трагедии» русского народа «Село Степанчиково» по повети Ф.М. Достоевского, помещица Простакова в фонвизинской комедии «Недоросль». Чуть более десятка ролей второго плана во взрослых и детских спектаклях... В отличие от «бурятского» периода творчества, к чайковскому репертуару актрисы Елены Сенько вряд ли подойдут эпитеты «солидный» или «внушительный». Тем не менее черты актерского почерка Елены Сенько довольно привлекательны. Актриса «не жалеет» свою героиню: не сентиментальничает, не нажимает на страдания, не иллюстрирует положительные или отрицательные качества персонажа, а действительно проживает на сцене его жизнь.

Получается, что Елену Васильевну используют в Чайковском театре драмы и комедии по принципу «кто везет - на том и едут». И наблюдая за творческой судьбой Сенько-актрисы, часто задаешь себе вопрос: «А все ли возможности раскрываются чайковскими режиссерами в талантливых артистах?» Ведь талантливых особенно жалко. Часто они не защищены...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.