Большие истины большого мира кукол

Выпуск №7-117/2009, Портрет театра

Большие истины большого мира кукол К 75-летию Тамбовского театра кукол

Каждый театр – это особый мир. Но, пожалуй, нет ничего более неповторимого, чем театр кукол. В нем главенствует кукла. Недаром многие артисты, работающие с куклой, всерьез, без тени иронии, признаются, что это не они ведут куклу по сцене, а она управляет ими. Театр кукол родился много веков назад вместе с искусством скоморохов. Именно они в свои представления перед народом стали вставлять номера диалогов с куклой. Постепенно выработался и образ кукольного народного героя, тоже скомороха – Петрушки. Чтобы все внимание сосредоточить на куклах, некоторые скоморохи спрятались за ширму. Такой передвижной кукольный театр был неизменным элементом каждой русской ярмарки. Являлся он непременным атрибутом и базаров Тамбовской губернии. За злободневность сценок ярмарочных представлений, в которых Петрушка мог лихо поколотить куклу - стража порядка, актеру за ширмой зачастую доставалось. Реальные стражи порядка не прощали критики. Народ же, наоборот, приветствовал такие представления, и театр кукол становился все популярнее.

Постепенно кукольные театры появились и в дворянских усадьбах, сначала, правда, как детское развлечение. Ставились кукольные спектакли и в тамбовских учебных учреждениях. А затем кукольный театр стал обосабливаться как вид искусства. Шли годы, века, менялись государственные уклады, но оставалась неизменной востребованность кукольных представлений. Сегодня практически во всех крупных российских городах есть стационарные театры кукол.

В Тамбове живет и успешно творит-трудится Тамбовский театр кукол. В сентябре он открыл 75-й юбилейный сезон. Своим появлением наша «Куколка», как любовно порой в городе называют театр кукол, обязана супружеской паре Ефимовых. Александр Петрович и Наталья Николаевна переселились в Тамбов в 1930 году. Они переехали из Борисоглебска, где художник Александр Ефимов еще в 1918 году создал студию живописи и рисунка, которую среди прочих учеников посещала и юная Наташа Сонина. Впоследствии она стала женой Александра Ивановича. При студии был организован кукольный театр. Правда, успел он тогда поставить только два спектакля.

Супруги Ефимовы очень скоро и весьма заметно вписались в культурную жизнь Тамбова. Александр Иванович плодотворно трудился на живописной ниве, ярко проявив себя как зрелый мастер пейзажа, портрета и жанровой композиции. Наталья Николаевна устроилась учителем рисования и черчения в 6-ю школу и поступила в художественный техникум. Вот по ее-то инициативе и возник школьный кружок юных кукловодов. Директор школы предоставил для занятий комнатку в подвальном помещении. Эта комната да квартира Ефимовых во дворе школы и стали творческими мастерскими кукловодов. Борисоглебский опыт пригодился. Уже к годовщине существования кружка было готово четыре спектакля, которые показывались школьникам.

Ребята собственными руками мастерили декорации, реквизит и кукол, шили для них костюмы. И одновременно репетировали спектакли. Так, по замыслам Ефимовых, соединилось трудовое и эстетическое воспитание молодежи. Причем не только школьной, но и учащихся ФЗУ, прикрепленного к 6-й школе. Вадим, сын Ефимовых, будущий герой Советского Союза, вспоминал: «Пьесы были разными. Мне запомнились больше «Самбо» из африканской жизни и пьеса про зимовщиков и эскимосов «Юкки и Лол». Интернациональное воспитание было в большом почете. Хорошо помню кукол-китайцев, негров и других. Было у школьного театра и музыкальное сопровождение, что-то вроде шумового оркестра того времени. Кружковцы, не занятые в вождении кукол, составляли оркестр».

Как говорится, слухами земля полнится. Вскоре в Тамбове уже знали о кружке кукловодов во всех учебных заведениях города. Самодеятельный театр стали приглашать с в детские сады, школы, клубы. Показывались постановки и в подшефной сельской школе. Лето 1932 года ознаменовалось приездом Ленинградского театра кукольного искусства. Спектакли «Рис» и «Самбо», увиденные ленинградцами, сподвигли их взять шефство над тамбовским кружком. По поручению городского отдела образования Наталья Николаевна принялась за организацию театра кукол. С 1 января 1934 года Ефимова уже официально, в качестве художественного руководителя и директора, укомплектовала штат из семи профессиональных артистов и музыкантов. Но к работе также были привлечены кружковцы и муж, Александр Ефимов, ставший художником театра. Показ спектаклей, начавшийся в зимние каникулы 4 января, и положил начало деятельности Тамбовского театра кукол.

«Отец и мать, - вспоминал Вадим Ефимов, - были увлечены театром. А в те годы жизнь не делилась на «работу» и «не работу». Занимались театром все время. Дома у нас столы и подоконники были завалены эскизами, макетами, куклами. У нас проходили обсуждения пьес, прослушивания музыки, опробования новых конструкций кукол. Родители следили за всем новым, что делалось в этой области. У них была большая библиотека по искусству. Они посещали театры, концерты. Любили природу, все прекрасное...». Хотя Ефимовы и назвали свое детище «Театром Петрушки», но вскоре, в поиске новых форм, стали применять не только перчаточные, но и тростевые куклы, а репертуар шагнул далеко за рамки русского фольклора. Через год в арсенале театра было около ста кукол и более десяти спектаклей. Необходимо было только свое помещение. И горсовет постановлением от 27 февраля 1935 года выделяет театру кукол помещение на втором этаже левого крыла Тамбовского драматического театра. Территория не ахти какая большая, но все-таки зал и две комнаты. Театр Ефимовой еще больше активизировал свою деятельность, готовя постановки как для малышей, так и для подростков. Он начинает выезжать в районы. И восторженные дети пишут в газету «Тамбовская правда»: «Кукольный театр мы увидели впервые. Мы очень удивились – вдруг обыкновенные куклы сами ходят, пляшут, разговаривают и поют». Как это сегодня звучит мило и наивно. Но именно эти слова как нельзя более ярко подтверждают огромную просветительскую деятельность кукольного театра на Тамбовщине в те годы.

Театр на подъеме, популярность его растет. Но неумолимый Молох настигает и такое невинное, казалось бы, учреждение, как театр кукол. В 1937 году Александр Ефимов был арестован, органы ВЧК припомнили его офицерское прошлое в царской армии. Лишь после реабилитации в 1957 году стало известно, что его расстреляли еще в январе 38-го. В мае того же 38-го случилась и другая беда – пожар в здании театра уничтожил практически все имущество. Кукольники стали работать вновь по клубам и школам. После реконструкции помещения они вернулись в родные стены. Но вскоре грянула Великая Отечественная. Сначала все актеры, а затем и некоторые актрисы ушли на фронт. Оставшиеся, создав концертную бригаду, по госпиталям показывали антифашистскую «Петрушкину эстраду».

Свою работу театр кукол возобновил в 1944 году. Но постоянные смены директоров и художников на протяжении почти восемнадцати лет не способствовали полноценной и плодотворной жизни. И все же и в этот период были свои победы. В 1958 году на Всесоюзном фестивале театров кукол спектакль «По щучьему велению» был удостоен диплома I степени. Но настоящий расцвет театра кукол начался с приходом в 1962 году на должность главного режиссера А.Трапани (см. «СБ, 10» № 3-113, рубрика «Театральная шкатулка»). Андрей Петрович очистил репертуарную афишу от случайных пьес и стал ориентировать ее на мировую и русскую классику. Коллектив стал пополняться молодыми силами. Театр не раз занимал призовые места на различных фестивалях, награждался Почетными грамотами Министерства культуры и проч. Успешную эстафету Трапани затем подхватили и другие режиссеры, как работавшие, так и сотрудничающие с нашей «Куколкой». Это В.Чадаев, Н.Одинцов, Н.Леонтьева, В.Авраменко, А.Истомин, Д.Смагин, Б.Ходырев, С.Железкин.

Именно Трапани в своих спектаклях интенсивно задействовал живой план. Соединение «живого» актера с куклой в единое действующее лицо оказалось весьма обогащающим приемом. Интересно, что в наши дни живой план окончательно утвердился на сцене Тамбовского театра кукол. И, похоже, юная публика только выигрывает от этого, ибо спектакли, таким образом, воспринимаются более эмоционально, они зрелищны и убедительны. Так сказка «Царь, Иван и дудка», премьерой которой открылся 75-й сезон, режиссером Б.Ходыревым выстроена именно на взаимодействии актеров с куклами. И простые истины о Родине и хлебе, взаимовыручке и сострадании становятся еще более понятными маленькому зрителю. Благодаря осознанию того, что добро все-таки побеждает, благодаря теплу взаимоотношений главного героя с окружающим миром, прекрасно сделанным декорациям и куклам публика еще раз утверждается в мысли, насколько мир кукольного театра близок душе человека, насколько он ее обогащает.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.