Скрытые пружины творчества / Новый сезон в московских театрах

Выпуск №2-192/2016, Взгляд

Скрытые пружины творчества / Новый сезон в московских театрах

Принято считать, что самая главная новость, которая всегда нова, - это талант. А вот с ним, любимым, признанным и непризнанным, большие проблемы, так как это зависит от культурного уровня публики, ее вкусов, моды и так далее, ибо театр без зрителей ничто.

Казалось бы, главным фильтром в оценке спектаклей должна быть объективная критика, но она, к сожалению, поделилась на кланы и поддерживает своих режиссеров, рекомендуя их на разные фестивали. Те же, кто остались не охваченными продвинутыми «добролюбовыми», уповают на добрую молву. Возьмем, к примеру, два МХАТа, разделившихся еще при жизни Олега Ефремова, когда Татьяна Доронина взяла часть артистов, отринутых Ефремовым, и создала труппу нового общедоступного художественного театра имени Максима Горького. С тех пор большая часть пишущей братии исключила из своего поля зрения этот театр, как будто его нет. А он есть, работает на Тверском бульваре, празднует премьеры, куда приходят зрители, потому что знают: здесь можно увидеть настоящие классические произведения, чуждые завиральным новациям и режиссерским кунштюкам «потяни меня за нос».

Неслучайно сюда на постановки приглашаются режиссеры Малого театра, близкие по духу и художественным принципам доронинской труппе, а так же проверенные временем друзья, как Валерий Белякович с пьесами Уильяма Шекспира. Вот и в новом сезоне верных почитателей традиционного искусства ждет встреча с «Варварами» М. Горького в постановке Владимира Бейлиса, малоизвестной комедией Грибоедова «Студент» (режиссер Михаил Кабанов), «Стеклянным зверинцем» Теннесси Уильямса в интерпретации художественного руководителя театра Татьяны Дорониной, продолжающей выходить на сцену и блистательно играть Вассу Железнову, равной которой нет ни на Малой Бронной, ни в чеховском МХТ.

Впрочем, о нынешнем коллективе в Камергерском переулке, где рядом со служебным входом театра в окне филиала ВТБ стоит огромная фотография Владимира Машкова, которого чаще видишь в рекламе денежных вкладов, чем в театре, можно сказать, что выживание взяло верх над высоким искусством. А народ ходит сюда ради зоологического интереса - увидеть живьем прославленных звезд и «насладиться» «чернухой», которую с удивительным постоянством пропагандирует хорошо усвоивший законы дикого рынка, а значит и дикого общества Константин Богомолов. Художественный руководитель театра Олег Табаков пытается примирить «коня и трепетную лань», отдавая должное психологическому театру, в основном на Малой сцене и тем спектаклям, в которых играет сам. В то же время, будучи хорошим менеджером, пытается «бежать впереди паровоза» и ни в чем не уступает приметам бездушного европейского театра. Иначе как можно расценить тот факт, что в новом сезоне Табаков доверил две постановки крутому провокатору Богомолову. Это «Централ парк вест» по сценарию Вуди Аллена и «Голый король» Евгения Шварца, от которого, думаю, останутся «рожки да ножки», так как экстремал Константин подобно Константину Треплеву из чеховской «Чайки» бредит авторским театром. Кроме того, МХТ нащупывает новые пути в освоении музыкальных спектаклей, надеясь, что мюзикл «Гордость и предубеждение» по роману Джейн Остин в постановке Алексея Франдетти привлечет молодежь, и лишний билетик будут спрашивать у метро.

Но где уж точно будут скупать все билеты подряд, так это в новом помещении «Табакерки» на Малой Сухаревской площади, куда после 20 лет ожидания переехал Театр под руководством Олега Табакова, оставляя подвал на Чаплыгина за собой, где было выращено целое поколение знаменитых артистов. Теперь на сцене, оснащенной по последнему слову техники и с залом на 400 мест, артистам не надо крутиться на маленьком пятачке и выжимать рубашки от пота из-за отсутствия кондиционеров, а «перезагрузив» новым актерским составом легендарную «Матросскую тишину», сыграть ее как премьеру. Говорят, Олег Павлович не мог сдержать слез от счастья, когда ему показали, какие чудеса таит в себе новая сцена, пространство которой артистам еще предстоит приручить.

Театр Наций во главе с Евгением Мироновым тоже осваивает Новое пространство открытой сцены. Она должна объединить разных художников с их инсталляциями и перформансами для создания особой культурной среды. Ну а на Большой сцене состоится премьера «Ивонны, принцессы Бургундской» Гомбровича в постановке польского режиссера Гжегожа Яжина, где собрана мощная актерская команда из разных театров. Это Дарья Урсуляк, Александр Феклистов, Агриппина Стеклова, Сергей Епишев. Метод «сборной солянки» из приглашенных артистов на конкретный спектакль оправдывает себя в рамках репертуарного театра и, скорее всего, за ним будущее. Но самое интересное событие припасено на конец этого года, когда в роли Иванова в одноименной пьесе Чехова на сцену театра Наций, а в прошлом Театра Корша, где впервые она игралась, выйдет Евгений Миронов - раздираемый внутренними противоречиями и больной совестью.

Удивит зрителей и Олег Меньшиков, выступив в роли Макбета в кровавой трагедии Уильяма Шекспира на сцене театра имени Марии Ермоловой. Интересная трансформация происходит с бывшим киношным артистом. Будучи назначенным худруком в Театр у Красной площади, он начал перестройку с реставрации внутренних помещений, открыл Малую сцену и, ничуть не смущаясь, стал показывать там новые фильмы, проводить творческие вечера. Одним словом, возникло творческое объединение типа клуба по интересам, и зритель потянулся к этому формату, как и артисты, поначалу иронизирующие над новым проектом.

К этой новой форме выживания, как ни странно, склоняется и знаменитая Студия имени Петра Фоменко, уже в начале этого сезона объявившая цикл лекций по истории кино и современной поэзии, одновременно устраивая в фойе художественные выставки. Скорее всего, нынешний худрук Евгений Каменькович в союзе с дирекцией делают это, чтобы к театру не зарастала тропа с уходом из жизни Петра Наумовича, но, по-моему, суетиться здесь особенно не надо, поскольку все эти новации лишь малая доля в дополнение к «легкому дыханию» фоменковцев, постоянный состав которых надо обязательно сохранять. Недаром все так радовались, когда в начале сезона в театр вернулась Полина Агуреева, а вместе с ней в репертуар возвратились «Бесприданница», «Одна счастливая деревня», «Пять вечеров». Что в очередной раз подтверждает: клонирование в искусстве обречено на провал, ибо талант - штучный «товар». Как, впрочем, и талант худрука, берущего ответственность за судьбы людей, под чутким руководством которого они расцветают и театр возрождается.

Сегодня это явление можно проследить на примере Пушкинского театра, долгое время прозябавшему на обочине зрительского внимания вопреки выгодной топографии в центре Москвы. Поначалу Евгения Писарева никто не принимал всерьез, но постепенно его настойчивое желание вывести театр в первачи стало давать ощутимые плоды. И вот уже спектакль «Мера за Меру» приглашен на Эдинбургский фестиваль, где на него обращают внимание западные менеджеры. Один из лучших режиссеров России Юрий Бутусов собирается в новом сезоне во второй раз ставить Бертольта Брехта «Барабаны в ночи» после нашумевшего «Доброго человека из Сезуана» с великолепной работой Дарьи Урсуляк, а «Дом, который построил Свифт» награждается премией «Принцесса Турандот».

Эта загадочная принцесса незримо витает в стенах Вахтанговского театра вот уже 95 лет, где одна из лучших исполнительниц сказочной китаянки Юлия Борисова после долгого перерыва играет в «Пристани», «Возьмите зонтик, мадам Готье». И публика опять ее носит на руках, и годы не в счет, и мастерство по-прежнему при ней. 12 сентября на сборе труппы появился министр культуры Владимир Мединский, редко балующий театры своим присутствием. Казалось бы, причина была веская - Юлия Рутберг получала звание народной артистки России, и не только это. Вахтанговский коллектив по всем показателям опередил в прошлом сезоне все столичные театры, дал 539 спектаклей и обслужил около 300 тысяч зрителей, не считая гастролей, чуть ли не по всему земному шару от Сахалина до Америки. Так что у высокого чиновника были все основания признаться в любви к артистам и худруку Римасу Туминасу. Каким образом литовский режиссер поднял театр из руин, это долгая история, растянувшаяся на восемь лет. По-моему, успех пришел не только благодаря талантливым спектаклям и колоссальной заинтересованности артистов, но также из-за честного и ежедневного диалога о скрытых пружинах творчества и весьма сложной профессии артиста, требующей «полной гибели всерьез». И только тогда европейский театр будет лежать у ног русского театра, не побоявшегося сыграть «Царя Эдипа» Софокла 21-22 сентября в Акрополе, а потом перевести на основную сцену в Москве. А после этого в мучительных поисках вынашивать «Фауста», чтобы весной вместе с пробуждающей природой сказать: «Остановись мгновенье, ты прекрасно»!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.