Листая памяти страницы / Анатолий Иванов (Воронеж)

Выпуск №2-192/2016, Вспоминая

Листая памяти страницы / Анатолий Иванов (Воронеж)

Он ушел из жизни семь лет назад. Неожиданно для всех своих друзей, многочисленных поклонников и учеников. Сегодня, листая газеты и журналы со статьями о его творчестве, вновь погружаясь в недавнюю историю Воронежского кольцовского театра, понимаешь, как много успел сделать этот одареннейший человек - удивительный режиссер, сумевший найти свой путь, свой творческий почерк, своего зрителя, всем сердцем полюбившего его работы, и своих воспитанников, на актерском поприще продолжающих его принципы и взгляды на искусство. В Воронеже прошли последние двадцать два года жизни Анатолия Васильевича Иванова. Здесь он поставил более сорока спектаклей, был удостоен почетнейшего звания народного артиста России и Государственной премии. Лучшие сценические откровения его, воплощенные на подмостках Академического театра имени А.В. Кольцова, получали престижные призы отечественных и зарубежных фестивалей, а самое главное, заслужили признание публики и театральной критики, отзывающейся на его постановки вдохновенными, впечатляющими рецензиями. Эти отзывы красноречиво свидетельствуют об уникальном таланте театрального мастера, оставшегося в нашей благодарной памяти...

Окончив ГИТИС (мастерскую А.В. Эфроса), Анатолий Васильевич Иванов возглавил Воронежский театр имени Кольцова в 1987 году, успев успешно поработать до этого в Южно-Сахалинске, Тамбове, Пензе. Первая же его постановка в Воронеже - «Женитьба» Н.В. Гоголя - стала лауреатом Всероссийского фестиваля «Лучшие спектакли России - 90». Она была дважды показана в Москве и на Всепольском фестивале в Гожуве, записана Центральным телевидением и радио России и неоднократно транслировалась в эфире. Огромный резонанс имели и следующие спектакли режиссера конца 80-х - начала 90-х годов: «Кабанчик» В. Розова, «Уроки музыки» Л. Петрушевской, «Самоубийца» Н. Эрдмана, «Всё в саду» Э. Олби.

Впервые в России Анатолий Иванов поставил «Коломбу» Ж. Ануя, «Любовь по переписке» В. Войновича. Спектакль «Прости меня, мой ангел белоснежный...» (по собственной сценической версии пьесы А.П. Чехова «Безотцовщина») был показан на пяти фестивалях, включая Международный чеховский в Москве.

Определяя свое устремление к классике, режиссер в одном из интервью говорил: «Сегодня в свои союзники мы берем тех писателей, которые могут выразить судьбу народную через судьбу личности. Это Гоголь, Островский, Розов, Петрушевская, Эрдман, Войнович и, конечно же, Чехов. Это те, кто способен вызвать сострадание к человеку, вернуть уважение к личности, внимание к человеческой Душе».

Особое место в творчестве Анатолия Васильевича Иванова занимала постановка пьес А.Н. Островского: «Резвые крылья Амура...» по «Волкам и овцам» (1994), «Бесприданница» (1996), «Доходное место» (1998), «Банкрот» (2007). Все они участвовали во всероссийских и международных фестивалях.

Среди других спектаклей, отмеченных особым вниманием театральных специалистов, были «Там же, тогда же» Б. Слэйда, «Рэтро» А. Галина, «Театральный романс» по «Кукушкиным слезам» А.Н. Толстого, «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика, «Ненормальная» Н. Птушкиной, «Зойкина квартира», «Собачье сердце» М. Булгакова, «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Утиная охота» А. Вампилова. Спектакль «Вечно живые» В. Розова получил Гран-при на Х Международном фестивале «Славянские театральные встречи» (2002).

Прослеживая творческую биографию режиссера, хочется привести некоторые строчки откликов известных искусствоведов, журналистов и театральных деятелей на спектакли Анатолия Иванова, поставленные на Кольцовской сцене.

«Женитьба» Анатолия Иванова захватывает современностью интерпретации и воспринимается как рассказ о старой, как мир, игре... где каждая ставка - человеческая душа... Выступление театра из Воронежа было удивительно правдивым и чистым источником эстетического наслаждения в программе наших театральных встреч». Данута Пекарска. «Газета Гожовска».

«В вашем спектакле («Уроки музыки». - В.М.) есть ансамбль, мастерство, органика. Поверьте, я редко говорю комплименты. Петрушевская - это очень трудная драматургия. А в вашей постановке есть любовь к человеку, есть настоящая духовность, такая редкая на сегодняшней сцене. Ваш театр, видимо, один из немногих, где, несмотря на такие трудные времена, еще сохранились русская культура и русская духовность. Я буду рад пригласить Кольцовский театр в Москву». Народный артист СССР Е.Р. Симонов.

«Воронежский театр притягивает интеллигентностью, которая прежде всего выражается в полном отсутствии позы и аффектации, серьезном отношении к своей миссии, неравнодушии, которое дает толчок к творческим поискам... Не к низменным инстинктам обращено его творчество, а к уму и сердцу современников». Л. Смирнова. Спасибо, Театр!«Кировская правда».

«Кольцовский театр довольно долгое время был в первую очередь театром публицистическим. Уже первый спектакль А.В. Иванова в Воронеже - гоголевская «Женитьба» - ориентировал труппу на поиски иного рода. Раскрытие человеческой индивидуальности становилось целью и средством сценического творчества. «Подробности» и достоверность проживания актера в роли - его необходимым, обязательным условием». Зиновий Анчиполовский. Режиссер в меняющемся мире. «Воронежский курьер».

«Мужество воронежцев в том, что в своих спектаклях они не боятся показаться старомодными и традиционными. Для них традиция жизни в образе - первооснова искусства сцены, а подлинный авангард - в опыте и заветах Станиславского и Немировича-Данченко. В наши времена, когда театр - увы! - все больше и больше утрачивает интерес к человеческой личности, к подробностям ее существования, к потаенным движениям Души, такая позиция, право же, требует мужества». Валерий Айзенштадт. «Советская культура».

«Всё в саду» Э. Олби в постановке А. Иванова опровергает мнение о безвременной кончине «большой формы» на театре. Пьеса Олби в прочтении режиссера и художника обогащена опытом драматургии Ибсена и Чехова с их «настроением», вниманием к нюансам, исследованием тайников человеческой души». Е. Дмитриевская. «Экран и сцена».

«Первый фестиваль российских театров «Играем Чехова» завершился достойно: прекрасным спектаклем Воронежского академического театра драмы имени А. Кольцова в постановке А. Иванова «Прости меня, мой ангел белоснежный...». Культура, традиция, высокий уровень актерства (какие лица! голоса!) в сочетании с режиссерской чуткостью и изобретательностью - в итоге редко ставящаяся юношеская пьеса Чехова «Безотцовщина» обрела яркую сценическую форму, превратилась в живой, эмоциональный спектакль, в равной степени «зрительский» и «актерский». Марина Мурзина. «Известия».

«Среди экранного разлива порнографии и насилия островком высокого искусства остается в Воронеже драматический театр. С отвагой стоиков коллектив проповедует подлинные ценности: честь, совесть, достоинство человека. Свой новый сезон театр открыл пьесой А.П. Чехова «Безотцовщина». Воронежцы назвали ее «Прости меня, мой ангел белоснежный...». Валерий Степнов. «Правда».

«За последние несколько лет Воронежский театр драмы из вполне обычного периферийного коллектива превратился в интересную творческую лабораторию. Его новый художественный руководитель Анатолий Иванов сумел обнаружить в артистах труппы столько фантазии и мастерства, что зрители и критики просто диву даются. Результат сотрудничества с новым режиссером - несколько замечательных постановок подряд, лауреатские звания, приглашения с гастролями в Москву.

И вот - новая премьера. На сей раз это пьеса итальянского драматурга Марии Летиции Компатанджело «Иллюзии». Не слышали? Неудивительно. А. Иванов не следует тому списку пьес, которые почти каждый провинциальный театр считает своим долгом поставить, а опирается исключительно на собственный вкус и ощущение театрального процесса». С. Беднов. Воронежские иллюзии. «Советская культура».

«Начнем обзор Второго Международного Чеховского фестиваля в Москве с Кольцовского драматического театра из русского города Воронежа, который показал спектакль «Прости меня, мой ангел белоснежный...», сокращенную версию ранней незаконченной пьесы Антона Чехова, в России известной под названием «Безотцовщина», а на Западе под названием «Платонов». Эта постановка, рассказывающая историю падения интеллигентного, но невостребованного и опустошенного сельского учителя, является одной из лучших за последние годы в России. Режиссер Анатолий Иванов, один из наиболее известных учеников выдающегося театрального мастера ХХ столетия Анатолия Эфроса, создал в этом спектакле удивительную атмосферу. Два момента особенно впечатляют в постановке Иванова: отличный ансамбль и прекрасная музыкальная партитура, сопровождающая все действие. Она удивительно гармонировала с манерой общения актеров - мягкой, едва уловимой, почти эфемерной. Особенно это проявлялось в сценах, когда все герои пьесы собирались вместе, как бы создавая групповой портрет общества. И эти непостижимые музыкальные волны общения лились со сцены в зал подобно тому, как легкий вечерний бриз приносит освежающий запах моря...» Джон Фридман, корр. Журнала «American Theatre» в Москве.

«Спектакль А. Иванова, изысканный, празднично театральный, мог быть, вероятно, поставлен не только на русской сцене. В нем нет примет русского провинциального быта и тем более - провинциальной театральности. Это спектакль столичный по выделке своей и европейский по той печати всеобщности, что явно лежит на нем». Т. Шах-Азизова. «Театральная жизнь».

«Анатолий Иванов нашел для своей «Бесприданницы» метафору точную и емкую - режиссер взял за основу слова Карандышева о цыганском таборе, в котором жила до встречи с ним Лариса. Спектакль завораживает красотой сценографического решения и изысканностью стиля... Завораживает уже само пространство, в котором разворачивается сюжет о молодой девушке, осознавшей, что она - вещь, и что у нее, как у каждой вещи, есть, видимо, своя цена». Н. Старосельская. «Театральная жизнь».

«В спектакле («Вечно живые». - В.М.) у всех персонажей - не нынешние лица. Они именно оттуда - из 40-х годов. На них печать того времени. Они будничны, не пафосны: они же не знают, что совершают подвиг. Я думаю, этот спектакль - о достоинстве, которое мы, ныне живущие, утратили. Те люди могли сохранять достоинство в любых, самых тяжких обстоятельствах жизни. Мы же, в более благополучных условиях, его потеряли. «Если я честен, я должен!» - эти слова Федора Ивановича Бороздина звучат упреком нам, которые давно уже забыли, что такое честь». Людмила Остропольская.

«Лишь один спектакль из увиденных мною на фестивале покорил своей абсолютной выстроенностью, стилевой и жанровой точностью, высочайшей культурой режиссуры и актерского ансамбля. Это - «Любовь моя, Мелек!» Воронежского академического театра драмы им. А.В. Кольцова. Анатолий Иванов, режиссер тонкий и глубокий, прочитал лирическую комедию классика турецкой литературы как поэтическое повествование о любви, могущей поднять человека со дна, возвысить его и с его помощью - весь окружающий мир...». Н. Старосельская. По разные стороны Босфора. «Культура».

«Мнимый жених» (воронежская постановка называлась «Любовь моя, Мелек!» - В.М.) - один из лучших примеров комедии нравов турецкого общества 30-х годов. Воронежский драматический театр играет пьесу как мюзикл. Мы видим прекрасный ансамбль, созданный незаурядными режиссерскими находками и необычными мизансценами. Безумно трудно создать столь сыгранный коллектив, так органично использующий пластику. Мало видел я театральных трупп, которые в мюзикле так искусно, гармонично владеют актерским мастерством, далеким от напыщенной демонстративности. «Любовь моя, Мелек!» - это мюзикл, в котором нет изъяна. Поэтому без особого труда понятно, что этот театр не только один из ведущих театров России, но и действительно выдающийся, судя по его актерам и режиссуре». Хаяти Асылязыджи. «Бизим газете». Стамбул.

Надо сказать, что и многие другие постановки Анатолия Васильевича Иванова находили отражение в запоминающихся восхищенных статьях критиков. Отдавая предпочтение русской и советской классике, Иванов успешно ставил и классику зарубежную: пьесы Бомарше и Уильямса, Пинтера... Потрясали зрителей и постановки современников: Ю. Андреева, С. Злотникова, Н. Птушкиной. Приглашали воронежского режиссера на постановки в Венгрию, Чехословакию, Молдову, на мастер-классы в США (г. Анкоридж). Являлся он секретарем правления СТД России и профессором Воронежской академии искусств, где выпустил курс молодых актеров, большей частью влившихся в возглавляемый им театр.

Отмечая 75-летие со дня рождения любимого режиссера, конечно же, хочется сказать, что его всем нам не хватает. Недостает его мнения о положении дел в современном театральном мире, его участия в художественном процессе, его спектаклей, обращенных к человеческой Душе со свойственной ему любовью к ней и состраданием... К счастью, с нами остаются спектакли Анатолия Васильевича, записанные на телевидении и радио. Остаются материалы и фотодокументы, рассказывающие о его репетициях и постановках. Остается память о мудром и талантливейшем Человеке-Художнике.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.