Серпухов. "Островский в обиде точно не останется"

Выпуск №3-193, В России

Серпухов. "Островский в обиде точно не останется"

обещала молодой режиссер Ольга Дунаева, анонсируя свой спектакль «Женитьба Бальзаминова». И правда, как выяснилось после премьеры, классик не имел оснований обижаться. В отличие от многих собратьев по перу, которые после некоторых современных постановок от обиды и в гробах, должно быть, переворачиваются...

Ольга Дунаева, несмотря на молодость, добилась уже многого. Она играет на сцене, ставит спектакли и представления (нынешняя постановка для нее - двенадцатая), снимается в кино; закончила Московский Университет культуры, сейчас учится в Щукинском театральном институте на режиссерском факультете, и «Женитьба Бальзаминова», открывшая новый сезон в Серпуховском музыкально-драматическом театре, - ее дипломная работа. А еще она десять лет занималась журналистикой; член правления Молодежного центра Союза кинематографистов России, пресс-секретарь Гильдии актеров кино, стипендиат Правительства России и Министерства культуры...

И выбор именно этого коллектива для дипломной постановки был для Ольги совсем не случайным. Услышав от коллег о том, что в Серпухове работает отличный театр, она пришла туда со своей идеей спектакля по Островскому - «хотелось сделать что-то яркое, на классическом материале» - и очень быстро поняла, что выбор правильный.

- Как только вошла, сразу почувствовала особую энергетику этого театра, неповторимую одухотворенность. И приняли меня так, как редко в каком театре встречают. Поговорила с худруком Павлом Аркадьевичем Цепенюком - и поняла, что это настоящий режиссер. А труппа какая великолепная! Я видела несколько спектаклей, очень понравилось, сразу наметила, кого хотела бы превратить в своих будущих персонажей...

По мере приближения премьеры волнений становилось все больше. Худрук предоставил дебютантке полную свободу, в процесс не вмешивался (хотя удержаться от этого, наверное, было нелегко!), ограничивался только советами и надеялся, что они принесут пользу. А Ольга испытывала счастье от того, что в совместной работе можно было задавать любые вопросы...

И получилось - то самое, яркое, нарядное, классическое и современное. Огромный веер, который «осеняет» собой замоскворецкий быт, трансформирующийся забор (и веер и забор - придумка постановщицы), необъятные купеческие юбки (художник спектакля Анастасия Данилова)... И в этом мирке такие органичные обитатели - и наивный до инфантильности Бальзаминов, которого блестяще сыграл Родион Баулин, и неукротимая сваха - Людмила Капелько, и несдвигаемая с места Белотелова (Екатерина Гвоздева), и рвущиеся на свободу сестры (Татьяна Чурикова и Анастасия Собина), и переживающая мать (Ольга Синельникова), и дающая событиям свой особый комментарий Матрена (Виктория Дроняева). Все хороши, все на своем месте и выкладываются всеми силами и красками, наяву и в снах Бальзаминова, которые так впечатляюще являются из тумана...

В сравнении с известным кинофильмом спектакль и его актеры вовсе не теряются, сохраняют своеобразие, и, надо сказать, когда смотришь эту версию, понимаешь слова режиссера спектакля о том, что пьеса сложнее фильма, что в ней отчетливее социальные мотивы. Во всяком случае, на серпуховской сцене эти мотивы полнозвучны, в чем особая заслуга постановщика. Ведь Островский всегда актуален, а сюжет «Бальзаминова» и вовсе вечен.

Отметим, что спектакль талантливого режиссера стал еще и настоящим подарком Павлу Цепенюку и к открытию сезона, и к его недавнему юбилею. Павел Аркадьевич нередко высказывал мысль о том, что в театре должны быть разные режиссеры, с разными художественными позициями. И хотя актеры театра иногда берутся за эти нелегкие обязанности (ставили здесь свои спектакли Л. Капелько, Т. Чурикова, С. Кирюшкин, со студийцами - Р.Азимов), творческая манера Ольги Дунаевой тоже очень интересна и совпала со стилистикой серпуховской сцены, и дополнила ее.

Хочется подчеркнуть, что Ольга - человек, как говорится, активной жизненной позиции, что с очевидностью сказывается не только в творческих проектах, но и в общественной деятельности. Ольга родом из Брянска, и в родном городе она - ведущая молодежного киноклуба. К этой своей должности, как и ко всем остальным, относится тоже творчески. В газетном интервью об этом клубе есть такой вопрос журналиста и ответ Дунаевой:

«Как неопытному зрителю распознать, что перед ним действительно качественное и хорошее кино?

- Очень просто. Настоящее кино никогда не бывает однозначным и прямолинейным. Оно не выпячивает основную мысль, а подает ее деликатно, заставляя зрителей задуматься над увиденным и сделать выводы»...

Далее в этом интервью Ольга говорит о том, что и в провинции снимается кино, и там можно воспитывать молодых кинематографистов; ребята должны видеть больше хорошего кино, тогда расширяются культурные горизонты, появляется интерес к киношным профессиям.

Это говорится о кино, но справедливо и для театра. Важно, чтобы в творчество приходило побольше людей с таким вот неравнодушием к окружающему, с художественными принципами, в которых главное место отведено человеку, а не сомнительным изыскам «чистого искусства». Нам кажется, к таким людям бесспорно относится Ольга Дунаева, и хочется пожелать ей, чтобы все ее проекты становились столь же успешными, как премьера на открытии 12-го сезона Серпуховского музыкально-драматического театра!

Осталось сказать слова благодарности тем, кто помог претворить проект в жизнь. «AlexPartners» - так называется бизнес-студия, в которой Дунаева - художественный руководитель. Это фирма, работающая в разных направлениях (одно из них - продюсерский центр, организующий зрелищные мероприятия), еще и бизнес-школа, где предприниматель может, например, научиться основам актерского мастерства, которые очень нелишние при его общении с партнерами и клиентами... Генеральный директор бизнес-студии - Елена Алексеева, тоже актриса, познакомились они с Ольгой, когда работали в одном театре. И теперь, можно сказать, обе являются примером такого замечательного сочетания - когда творческая личность еще и вполне деловая, что становится, особенно в наше время, залогом плодотворного созидания. Красочные декорации и костюмы спектакля помогла обеспечить компания ОПИН, генеральный директор которой Артемий Крылов тоже выступил на открытии сезона с поздравлением.

 

Фото Бориса МАРТЫНОВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.