Григорий Лифанов: "Каждому дать возможность реализовать себя..."

Выпуск №3-193, Гость редакции

Григорий Лифанов: "Каждому дать возможность реализовать себя..."

Летом 2015 года возникла идея сделать интервью с художественными руководителями севастопольских театров. Тема для разговора была общая - насколько легко или сложно происходит процесс вхождения театральных коллективов в российское театральное пространство. Итогом тех встреч стали два интервью: с художественным руководителем Севастопольского Театра юного зрителя Людмилой Оршанской и художественным руководителем Севастопольского драматического театра им. Б.А. Лавренева Черноморского Флота РФ Юрием Маковским («Иные берега», №№(39). Что же касается художественного руководства Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В.Луначарского, то именно на тот момент в театре только ожидался новый художественный руководитель. Назначение произошло в августе того же года - главным режиссером и художественным руководителем стал Григорий Алексеевич Лифанов. Режиссер, которого уже хорошо здесь знали, поскольку к тому времени он поставил на этой сцене семь полюбившихся севастопольскому зрителю спектаклей, среди которых «Фабричная девчонка», «Ханума», «Осторожно: дети», «Иванов», «Любовный хоровод» и другие.

Увидев репертуарную афишу год спустя и насчитав 12 (!) премьерных спектаклей по произведениям А.П.Чехова, А.Н. Островского, Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева, А.С.Пушкина, О. Уайльда, Ж.Кокто, Д.Самойлова, А.Соколовой, стало очевидно, что театральный сезон 2015/16 стал чуть ли не одним из самых плодотворных в истории этого театра. О том, как жилось и «творилось» и какие дальнейшие творческие планы театра, мы говорили с Григорием Лифановым.

- Григорий Алексеевич, год назад вы возглавили хорошо знакомый вам коллектив, поскольку не единожды ставили здесь спектакли...

- В течение шести лет я поставил на сцене театра Луначарского семь спектаклей. Наше сотрудничество проходило в том числе и в рамках Программы поддержки русских театров за рубежом.

- В одном из первых интервью в новой должности вы назвали этот театр «ярким театральным образованием на российском пространстве», «профессиональным театром со сложившейся профессиональной труппой, со своим языком». В контексте украинского театрального пространства этот коллектив был таким же ярким?

- Речь идет о русском драматическом театре, поэтому он всегда занимал особое место в российском театральном пространстве. Да и Севастополь, даже будучи в Украине, воспринимался русским городом. И у меня никогда не было ощущения, что ставлю спектакли за границей, как, например, в Польше, Чехии или Швейцарии. Изменилось ли что-то? Думаю, что очень сильно, и сейчас все интенсивно меняется. Во-первых, коллектив оказался в совершенно другом законодательном поле. И даже в творческом деле это чрезвычайно важно.

- Насколько оправданно и необходимо было в такой непростой для театра переходный период выпускать столько премьер?

- Совершенно оправданно и необходимо, поскольку, во-первых, к моменту моего прихода репертуар, как мне кажется, достаточно устарел. За последние четыре года в театре сменилось четыре или даже пять директоров! И то, что я увидел, меня не могло устроить. Все, что было поставлено за последний период, нужно было снимать с репертуара, поскольку финансирование постановок практически отсутствовало, все оформлялось из подбора. Да и труппа, на мой взгляд, стала растренирована, появилась усталость, апатия...

Одной из первостепенных задач была занятость актеров. И от такого напряженного «рабочего графика» выиграли все: и театр, потому что в афише появилось много новых названий, и актеры, которые получили интересную и разнообразную работу, и, в итоге, зрители, ради которых театр и существует.

Я как главный режиссер обязан каждому дать возможность реализовать себя, продемонстрировать свои профессиональные качества.

- В результате этой возможности в репертуаре появилось несколько самостоятельных актерских работ...

- Совершенно верно. Наступил момент, когда мы поняли, что наша малая сцена настолько мала, что там полноценные спектакли идти не могут. Малые сцены во многих театрах существуют как экспериментальные площадки, но наша, выстроенная по принципу итальянской коробки, не предназначена для подобных экспериментов. Зал на 60 мест и сценическое пространство меньше зрительного зала... А вот дать возможность высказаться тем, кто чувствует в себе творческий потенциал, вполне возможно. Появились интересные моноспектакли.

Предложенные нашими артистами самостоятельные работы сложились в довольно интересное направление. Мы назвали его «Классики». И сегодня эта отдельная афиша театра представляет имена Ивана Бунина, Александра Сергеевича Пушкина, Давида Самойлова, Анны Ахматовой... Рассчитана она не только на старшее поколение, которое тянется к хорошей классической литературе, но и на молодое - на тех зрителей, которые изучают эти произведения по школьной программе...

- В продолжение разговора на тему воспитания нового поколения зрителей не могу не отметить, что вы летом удивительно много играете сказок, что для «взрослых» театров совершенно не характерно.

- Это решение было не спонтанным. Во-первых, для нас очень важно охватить детскую аудиторию, и не только приезжих, но в первую очередь севастопольских малышей. Объясню, почему. Согласно коллективному договору мы не можем играть спектакли в десять утра, наши утренние спектакли начинаются в 11.00, а в полдень, например, в детских садах уже «тихий час». И для школьников, как выясняется, это не очень удобное время... В результате не все малыши могут увидеть наши спектакли в учебный период. Но ведь это наша будущая публика. Мы хотим, чтобы у них появилась любовь к Театру и внутренняя необходимость в Театр приходить... А сейчас все они вместе с родителями могут прийти к нам на спектакль. Тем более что у нас уже сложился довольно большой и интересный детский репертуар.

- Немного непривычно летом смотреть сказку, в которой герои готовятся встретить Рождество, как в «Веселом Рождестве с приведениями», поставленной по новелле Оскара Уайльда «Кентервильское привидение».

- Возможно, но сказка есть сказка. В любое время года. А еще, если вы заметили, до начала каждого спектакля перед входом в театр актеры играют с детьми, клоуны зазывают на сказку, бывают спектакли, когда наши спонсоры угощают детвору мороженым или сладостями. И сейчас, когда достаточно полные залы, когда дети приходят с цветами, мы понимаем, что они придут к нам и потом. Потому что у них складывается восприятие театра как праздника, как яркого события... И не важно - воскресенье это или среда...

- В течение этого года лично вы выпустили несколько премьер, актеры вашего театра уже по сложившейся традиции украсили репертуар несколькими постановками. Кроме того, были приглашены совершенно разные по стилистике и методам работы с актерами режиссеры, среди которых Василий Сенин, поставивший «Дядюшкин сон» Достоевского, Никита Гриншпун, предложивший севастопольскому зрителю очень интересную сценическую версию рассказов Чехова в спектакле «ТодаСё», молодой режиссер Анна Гусарова, удивившая неожиданной постановкой «Последний клок» по Портнеру. Это случайный набор имен или давние связи?

- Каждый раз это очень индивидуальный момент. Конечно, хотелось бы приглашать востребованных и интересных режиссеров. Но не всегда наше предложение может вписаться в уже составленный их творческий график, да и не всегда мы можем финансово обеспечить такую постановку. Поэтому наряду с востребованным на российском театральном пространстве Василием Сениным у нас появилась молодой режиссер Анна Гусарова, ученица Леонида Хейфеца. Ее спектакль «Последний клок» был дипломным.

- Кстати, очень неожиданный. Такого интерактива со взрослым зрителем я не видела ни в одном театре. Лихо закрученный детектив, в котором, кто преступник, решает... зритель. Это настоящий экзамен в первую очередь для актеров, которые второй акт импровизируют (во всяком случае такое складывается впечатление), но и для зрителя, которому дают слово.

- В течение последних пятнадцати лет все играли «таксистов». К спектаклям такого рода можно относиться по-разному, но подобные постановки имеют свою публику, и не учитывать это было бы неправильно. Поэтому, если мы снимаем их с репертуара, значит, должны предложить что-то взамен. В нашем случае все сложилась как нельзя лучше. Анна очень талантливый человек - режиссер, педагог, которая много дала нашим актерам с точки зрения работы над текстом, над жанром... И не в возрасте дело: для актера любой режиссер - и молодой, и опытный - может стать открытием, поскольку у каждого свой метод работы и свой стиль. А зритель, который тяготеет к комедии положений, получил новый, на мой взгляд, неожиданный спектакль.

- Не могу обойти вниманием вопрос финансирования. Судя по количеству премьер, на вас манна небесная просыпалась.

- Это ложное впечатление. Такое количество премьер не означает, что у нас появилось какое-то невероятное финансирование. Просто учимся распределять свои возможности. Когда я возглавил театр, для меня стало открытием, что первые постановочные деньги по бюджету нового года, который, как известно, начинается 1 января, поступают не раньше апреля, и все это время нам надо выкручиваться в силу своих сил и возможностей. И на будущий сезон я для себя уже планирую, как мы в этот период будем решать финансовые вопросы: какие малобюджетные постановки запланировать, чтобы и не растратить собственные средства, и чтобы театр не простаивал, и в визуальном отношении не проиграть. Мы ведь не позиционируем себя как бедный театр. Наши зрители должны видеть красивые спектакли, хорошо пошитые костюмы, добротную декорацию, стильный свет. В театре без театральности, яркости, красоты невозможно. Каждый спектакль должен быть стильным, безукоризненным с точки зрения внешнего вида и желательно неповторимым, чтобы зритель, который ходит постоянно, всегда удивлялся.

Год моего руководства подходит к концу, но я не скажу, что со всем справился. В круг обязанностей художественного руководителя входит не только постановка спектаклей, но и огромное количество сиюминутных и важных материально-технических проблем. Театр технически не обновлялся с 80-х годов, сценическое пространство не ремонтировалось, световое и звуковое оборудование не приобреталось, накопилось много кадровых вопросов. В театре профессиональными должны быть не только актеры, но и реквизиторы, бутафоры, парикмахеры, костюмеры, вплоть до монтировщиков. Они тоже должны быть театральными людьми.

Но мы стараемся не «сидеть на шее» у бюджета города, а сами ищем варианты зарабатывать. Например, в прошлом году выиграли грант Министерства культуры РФ в размере 5 миллионов на постановку «Анны Карениной». И это тоже работа. Войти в число 19 грантополучателей из 150 претендентов - это большая победа нашего коллектива. Придумать интересный проект, грамотно составить заявку, продумать смету... Это победа и творческого коллектива, и наших «точных» специалистов...

- Эту постановку ожидать в будущем сезоне?

- Мы планировали премьеру уже на конец 105-го театрального сезона, но деньги, к сожалению, поступают не так быстро, как нам хотелось бы. Поэтому надеемся, что в конце ноября этого года, сыграем премьеру.

- Вы обмолвились о третьей сцене.

- Это наша мечта, которая, впрочем, может воплотиться. На первом этаже есть помещение с выходом на набережную, которое раньше сдавалось в аренду. Мы разработали проект, согласно которому это место может стать культурным центром, где будет возможность объединить молодые творческие силы города. Молодежь должна понять, что наш театр - это их место, там не только ждут, чтобы что-то показать или рассказать... Но и ждут, чтобы приняли участие и сделали что-то интересное совместно... Это может быть «открытое пространство», в которое органично впишется современная драматургия, парадоксальная литература, поэтические вечера, художественные выставки и инсталляции и т. д. В этом пространстве, мы надеемся, будет происходить поиск новых форм, что важно также с точки зрения воспитания актеров. Ведь разные формы всегда дают возможность развиваться.

- Специфика курортного и военного города влияет на репертуарную политику?

- Когда я сюда приезжал в свое время на постановки и предлагал какие-то названия, то слышал, что на это не пойдут и т. д., и сейчас, уже в другой совершенно роли, я понимаю, что как художественный руководитель театра я должен дать тот материал, который будет воспринят большей частью севастопольской публики. И я рад, что зрительский интерес к театру растет... Но, с другой стороны, поставив, например, «Доходное место» в том ключе, в каком ожидает город, я теперь имею право пригласить режиссера, который сделает спектакль так, как город не ожидает. И это очень важно, поскольку театральная публика тоже должна образовываться, расширять свой диапазон восприятия. «Дядюшкин сон» - не легкий для местной публики спектакль, неоднозначный. «Последний клок» тоже неоднозначная, но по форме очень необычная постановка. И все воспринимается нормально. Значит, основная цель театра выполнена. А то, что всегда есть критики и с чем-то несогласный зритель, это нормально. Так и должно быть.

- И все-таки курортный город тоже имеет свои плюсы: вы можете «проверить» свой репертуар на приезжей публике.

- В Севастополь приезжают москвичи, петербуржцы, которые не только любят пляжный отдых, но и формируют для себя культурную программу. Некоторые сразу покупают билеты на все премьерные спектакли. Сейчас Крым - исследовательское направление для многих. И грех этим не пользоваться.

- Неотъемлемая часть жизни театра - это гастроли и фестивали. Есть планы в этом направлении?

- В сентябре у нас было десятидневное фестивальное турне. На VI Всероссийском театральном фестивале «Старейшие театры России в Калуге» показали «ТодаСё», в Ярославле на Международном Волковском фестивале, во Владимире на Всероссийском театральном фестивале «У Золотых ворот», в Белгороде на Х Всероссийском театральном фестивале «Актеры России - Михаилу Щепкину» показали «Доходное место». Потом большие гастроли в Екатеринбурге. Показывали по три спектакля в день. Это тоже для нас в некотором роде испытание. Приятное испытание.

- В афише вашего театра появилось новое название «Киноклуб "Шукшин"». Это еще одно направление для привлечения зрителя?

- В некотором роде да. Предыстория такова. В начале этого года, который объявлен Годом российского кино, в Севастополь приезжала большая делегация ВГИКа во главе с ректором Владимиром Малышевым. Как известно, в Крыму в свое время на флоте служил Василий Макарович Шукшин. И на пресс-конференции возникла идея открыть киноклуб его имени. А так как все происходило у нас в театре, и я в течение 15 лет преподавал во ВГИКе на актерском факультете, то и предложил реализовать этот проект на базе нашего театра. Формируют афишу кинопоказов вместе со ВГИКом наш режиссер Наталья Слепченко и видеорежиссер Глеб Драгайцев. Нам хочется, чтобы театр стал притягательным культурным центром. И кино наряду со спектаклями, художественными выставками, встречами с художниками, поэтами, литераторами, которые уже давно проходят в нашем театре и пользуются зрительским интересом, может стать еще одним связующим звеном между нами.

- Мы все время говорим о молодом поколении зрителей. А как с молодым поколением актеров обстоят дела?

- Есть такая проблема: в театре почти отсутствует возрастная категория до 30 лет. На той же пресс-конференции с представителями ВГИКа мы объявили, что при театре будет создано два курса на базе высшего образования: «актер театра и кино» и «режиссер телевизионных постановок и второй режиссер театра». Это будут два взаимодополняющих курса. Руководить этим направлением буду я, в учебном процессе будут задействованы ведущие актеры нашего театра, мастер-классы по сценречи, сцендвижению, хореографии, мастерству актера будут давать педагоги ВГИКа. Студентов будем привлекать к участию в спектаклях и к обслуживанию спектаклей. А может, кому-то и большую роль доверим.

- Вам бы добавить часов 10 в сутки.

- Это было бы прекрасно.

- Хочу задать вопрос о спектаклях, которые уже много лет в репертуаре театра, - «Фабричная девчонка» Александра Володина, музыкальная комедия «Небесный тихоход» по сценарию Игоря Ларина, уже снятый с репертуара «Городничий» по пьесе Николая Гоголя «Ревизор». Все их объединяет атмосфера советской эпохи, песни того времени, стилистика. Это режиссерская ностальгия по тому времени или потребность севастопольцев в «советских» спектаклях?

- Добавьте к этому списку и премьерную постановку «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой в постановке Натальи Слепченко. Наверное, в этом городе есть определенная внутренняя потребность в такого рода постановках. На них приходит возрастная публика, молодежь покупает билеты своим родителям, смотрят по несколько раз.

- У вас в труппе практически все актеры поющие. Поэтому так много музыкальных постановок?

- Когда работаешь с актером, стараешься в спектакле использовать все, что актер умеет, показать его профессиональную оснащенность... Если пьеса дает эту возможность, то грех этим не воспользоваться. Драматургия Володина, как мне показалось, неплохо соседствует с песнями 60-х. Ведь песни были частью той жизни, частью истории...

- Можете сказать, что работа в этом театре - это один из знаковых периодов в вашей творческой биографии?

- Да. Я это мог сказать даже тогда, когда только возглавил театр. К слову скажу, что это было очень спонтанное решение. Буквально в мае того года я ставил спектакль в Екатеринбурге. Тогда же ко мне обратилось руководство екатеринбургского ТЮЗа с предложением возглавить их театр. Я отказался, поскольку только набрал курс во ВГИКе, семья моя в Москве, жизнь была четко распланирована. А в конце июня приезжаю в Севастополь восстанавливать свой спектакль «Осторожно: дети» и получаю такое же предложение. Возможно, моя близнецовская особенность, возможно, встреча с актерами сыграла решающую роль, но когда я увидел уже уставших от безработицы и от постоянного беспокойства людей, я решился на этот шаг. Ощутил, что я им нужен, что смогу сделать что-то для них и ничего не испорчу.

За прошедший год были ошибки, где-то мне не хватило жесткости, где-то знаний, хотя за плечами, кроме актерского и режиссерского, есть в том числе и высшее образование по специальности «Организация и планирование театрально-концертной деятельности». Но в целом я не пожалел об этом шаге...

- Да вы один из самых образованных главных режиссеров! Окончили театроведческий факультет Екатеринбургского государственного театрального института, актерский и режиссерский факультеты РАТИ-ГИТИС и аспирантуру по творческим дисциплинам Высшего театрального училища имени Б. Щукина. А сколько уже за плечами «практики»!

- Спасибо. У меня до сих пор есть внутренняя потребность к получению знаний... И я понимаю, что сколько бы я ни учился, я не смогу ответить на многие вопросы. Поэтому расслабляться рано.

- В течение прошлого сезона вы поставили три спектакля: «Урок девицам и молодым вдовицам» по Ж.Кокто и А.П.Чехову, «Доходное место» А.Н.Островского и восстановили «Осторожно: дети» А. Пешкова. Одна из последних премьер «Везунчики» Фредерика Строппеля, где одну из шести историй тоже ставите вы...

- Я считаю, что режиссер, который не выпускает спектакли, не имеет права руководить театром. Труппа обязательно должна работать с главным режиссером и знать, на каком этапе развития находится этот человек. Как только пойму, что не приношу пользу театру, являюсь балластом, сразу же освобожу это место тому, кто захочет вести этот корабль дальше.

- Надеюсь, что этот момент наступит еще не скоро, а потому поинтересуюсь дальнейшими творческими планами.

- Могу только сказать, с кем ведем предварительные переговоры. Возможно, Алексей Франдетти, получивший в этом году «Золотую Маску», поставит мюзикл. Надеемся, что спектакль поставит легендарный Владимир Петров, с которым связан целый период жизни этого театра. Ведем переговоры с Романом Мархолия. К нам приезжал режиссер Александр Коручеков из Вахтанговского, выпускник Сергея Женовача... Екатерина Гранитова... Думаю, что кто-то из выпускников ГИТИСа или Школы-студии МХАТ удивит севастопольского зрителя.

Конечно, будет детский спектакль. Пока рассматривается «Волшебная лампа Алладина», которую будет ставить наш мастер сказок Евгений Журавкин, прекрасно чувствующий детскую аудиторию.

- А планируется очередное «хулиганство» ко Дню театра?

- Есть мысль продолжить прошлогодний эксперимент, когда все три драматических театра Севастополя объединились и ко Дню Театра провели три вечера, посвященных водевилю. Это было чудесное единение. И городу понравилось. Потом у каждого в репертуаре появился спектакль. У нас «Урок девицам и молодым вдовицам».

- И чему посвящено «домашнее задание» в этом году?

- Скорее всего, это будут сатирические произведения 1920-х годов.

- Мы не вспомнили уникальный во всех отношениях Античный театр в Херсонесе.

- Это очень интересное направление в нашей деятельности, и к следующему сезону мы обязательно выпустим два новых спектакля. На Херсонес пришли новые руководители. И нам очень важно, чтобы они поняли, что это часть нашего общего культурного пространства, в котором театр оживляет саму историю. И тогда посещение заповедника становится не просто посещением, а культурным событием.

- Вы море любите?

- Люблю, но, к сожалению, редко вижу его.

- Как же тогда отдыхаете?

- Я отдыхаю в семье и страдаю, когда жены и сына нет рядом.

Раньше я получал удовольствие, когда танцевал. В детстве занимался в хореографических коллективах - народного танца, бального. Недавно поймал себя на мысли, что полгода никуда не хожу, поскольку, к сожалению, стал публичным человеком.

* * *

Вот такой получился у нас разговор. А еще красной нитью через него прошла искренняя забота о луначарцах и достойной оплате их труда. Судя по творческой биографии, Григорий Алексеевич никогда не искал абсолютную зону комфорта. Он человек огромной ответственности за все, что делает: руководит ли театром, ведет ли актерский курс, дает ли мастер-классы, ставит ли спектакли. Он может изменить распланированную на несколько лет вперед собственную жизнь и помочь тем, кому он в данный момент нужен. Так в жизни творческого человека появляются заботы о планировании, распределении и экономии средств, о финансовом благополучии большого творческого коллектива, о техническом оснащении театра и о многом другом, что, кажется, никакого отношения к творчеству не имеет, но имеет жизненно важное значение для работы такого сложного организма, как Театр. Будем надеяться, что это плодотворное сотрудничество Театра имени Луначарского и Григория Лифанова продлится как можно дольше, поскольку очень интересный получается результат.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.