Прощаясь с Николаем Коншиным (Смоленск)

Выпуск №3-193, Вспоминая

Прощаясь с Николаем Коншиным (Смоленск)

26 сентября скоропостижно скончался Николай Сергеевич Коншин, заслуженный артист России, актер Смоленского драматического театра им. А.С. Грибоедова. Отпевали его в церкви Михаила Архангела - одном из древнейших храмов Смоленска. Народу собралось очень много. Казалось, весь город пришел проститься с Николаем Сергеевичем.

Николай Коншин - один из самых известных в Смоленске людей. Причем известных не только в творческой в среде. Его знают и любят и как постоянного (на протяжении 20 лет) ведущего парада Победы в Смоленске. С чтецкой программой он часто выступал на праздничных митингах и других областных и городских мероприятиях. Не счесть, сколько раз он участвовал в презентациях книг в библиотеках, работал в жюри театральных конкурсов и фестивалей, проводил мастер-классы по культуре речи для студентов...

Его уход из жизни, как это произошло, в одно мгновение, на вздохе, потряс всех, кто знал этого яркого, умного, красивого человека.

Несмотря на то что в течение долгих лет мы были знакомы лично, для меня Николай Сергеевич прежде всего был и остается выдающимся русским артистом.

Выпускник ведущего театрального вуза нашей страны - Школы-студии МХАТ им. Вл.И. Немировича-Данченко - он навсегда усвоил уроки лучших своих учителей. Подготовка к восприятию этих уроков у него была с детства благодаря бабушке по материнской линии - известной в свое время актрисе Елене Негиной.

«Голос бабушки, - рассказывал Николай Сергеевич, - забыть невозможно, да сейчас и нет таких голосов. Но она говорила, что голос сам по себе ничего не значит: «Нужно петь не голосом, а душой...»

Так он и играл - душой. И не было ни одной роли, к которой он относился бы с прохладцей. Если уж брался за роль, то отдавался ей весь, полностью. Или не брался.

Ему повезло, конечно, что еще в детстве в его жизнь вошла сцена. Николай Сергеевич вспоминал, что «вкус» сцены почувствовал рано, чуть ли не с четырех лет. Выступали они вместе с отцом: отец - в качестве концертмейстера. Когда он пел со сцены «Плещут холодные волны», успех был просто оглушительный, главным образом потому, что у него был неожиданно низкий для ребенка голос.

Было это в Казахстане, в Петропавловске, где Николай Сергеевич родился, поскольку его отец, выходец из семьи известных русских предпринимателей Коншиных, в 1950 году был сослан в Казахстан. А до этого отбывал 15-летний срок в колымских лагерях. Реабилитировали его только в 1957-м.

Рано потеряв отца, Николай Коншин воспитывался под большим влиянием Василия Витальевича Шульгина. Они жили в одном доме во Владимире, куда семье Коншиных дозволено было переехать по окончании срока ссылки. Шульгин дружил с Коншиными. Николай и его сестра Катя помогали Василию Витальевичу, который был уже очень стар, с бумагами: записывали его воспоминания, словом, выполняли секретарскую работу. И конечно же, много разговаривали. Человек энциклопедических знаний, Шульгин на любой вопрос мог ответить, никуда не заглядывая... Николай Сергеевич как-то признался, что в 14 лет, когда ровесники вступали в комсомол, он даже советовался с Шульгиным, вступать ли и ему. Василий Витальевич посоветовал вступить, ибо иначе придется очень трудно.

Впоследствии актерская профессия помогла Коншину не прятать, а высказывать свои истинные взгляды от имени театральных персонажей. Никогда не забуду его Алексея Турбина в спектакле Игоря Южакова «Дни Турбиных», поставленного уже в годы так называемой перестройки. «Слушайте меня, друзья мои!.. Я, кадровый офицер Алексей Турбин, вынесший войну с германцами, чему свидетели капитаны Студзинский и Мышлаевский, на свою совесть и ответственность принимаю все, все принимаю и, любя вас, посылаю домой».

Эти слова главного героя спектакля по пьесе М. Булгакова Николай Коншин произносил с такой проникновенностью, такая за ними угадывалась трагедия и такая боль, что впечатление до сих пор свежо, будто не далее как вчера состоялась премьера. А еще говорят, что спектакль живет мгновение, пока не закрылся занавес...

Во время наших нечастых, но всегда памятных для меня как для журналиста интервью с Николаем Сергеевичем он не раз говорил о своем понимании роли режиссера. Вспомнились мне наши разговоры во время просмотра фильма Юрия Кузавкова «Вайда. Краски», где Николай Сергеевич доносит до зрителя творческое кредо знаменитого польского режиссера Анджея Вайды, ровно через две недели после Николая Коншина также покинувшего этот мир. Фактически Вайда говорит голосом Коншина. Мысли их совпадают. Особенно выразительны те места монолога, где Вайда рассказывает о своем отношении к актерам. Вспоминая о блистательном Збигневе Цыбульском, Вайда признается, что если бы он стал режиссировать, работая с Цыбульским, то полностью уничтожил бы его. «Я смотрел на него с восхищением, - рассказывает Вайда, - а он хотел показать мне все, поскольку знал, что я его настоящий союзник и что я - его первый зритель!»

Легко понять, почему Николай Коншин так любил работать с Виктором Маминым, который с 1992 по начало 2000-х годов был в Смоленском театре драмы очередным режиссером. Виктор Александрович никогда не сковывал артистов цепями рациональной режиссуры, позволяя каждый раз привносить в рисунок роли дополнительные оттенки. Коншин играл у Мамина в «Осенней сонате», «Кукольном доме», «Маленькой девочке», «Аккомпаниаторе». Зрители ходили на эти спектакли по нескольку раз. Последний спектакль Мамина «Аккомпаниатор» продержался в репертуаре более десяти сезонов. Николай Коншин играл там старого циника и гурмана Изольда Тимофеевича Кукина, изверившегося во всем и все-таки надеющегося на особое к себе отношение.

Из ролей последних лет нельзя не упомянуть Князя К. в «Дядюшкином сне» Ф.М. Достоевского (режиссер Виталий Барковский) как самую яркую и наиболее соответствующую масштабу его дарования роль. Особую заботу Князя К. о собственной внешности актер обыгрывал лаконично, но очень смешно, то и дело ловя взглядом собственное отражение в зеркалах, отходя от них и вновь к ним возвращаясь. Ну а уж то, как Князь-Коншин шутил, кстати и некстати пытаясь ввернуть анекдотец насчет того, что «муж - в дверь, а жена - в Тверь», и каждый раз путаясь, в какой именно город собирается улизнуть жена, - это разговор особый... Невозможно смириться с тем, что больше этого не увидеть... На IV Международном театральном фестивале «Смоленский ковчег» эта работа актера отмечена призом «За яркое мастерство и рыцарское служение Театру».

Свое творческое кредо заслуженный артист РФ Николай Коншин выразил в моноспектакле «Портрет» по одноименной повести Н.В. Гоголя.

Тема «Портрета», как он говорил, - особенно актуальна именно сегодня. Всё очень просто: или деньги, или искусство, или дьяволу продана душа, или она устремляется к Богу. Эта вся бесовщина гоголевская сегодня проявляется и в политике, и в культуре, и в искусстве.

«Портрет» был записан на телевидении, показан в Италии по приглашению Ассоциации культуры «Русь» в год юбилея Н.В. Гоголя, в Германии, куда заслуженные артисты РФ Николай Коншин и Людмила Лисюкова были приглашены с частным визитом. А в 2014 году с моноспектаклем «Портрет» Н.С. Коншин выступил в Центральном доме работников искусств в Москве в цикле «Звезды из провинции».

Очень обогащало театральные работы артиста его сотрудничество со студией «Центр национального фильма». Красноречивым примером является созданный артистом образ немецкого офицера фон Гюнтера в спектакле Виталия Барковского «Я, конечно, вернусь» по пьесе Л. Проталина. Этот персонаж - пленный немец, уже после Победы находящийся на излечении в русском госпитале, в интерпретации Николая Коншина - убежденный нацист, причем отнюдь не поверженный, несмотря на поражение его страны. Артисту с большой психологической достоверностью удалось передать суть своего героя. Благодаря его игре этот в целом добротный, однако вполне традиционный спектакль на военную тему приобрел глубоко философский и очень современный смысл. Пожалуй, его можно было бы поставить в один ряд с фильмом Карена Шахназарова «Белый тигр»...
Причем, как мне представляется, это не просто одна из удач великолепного актера. Так сыграть роль фон Гюнтера Николаю Коншину помогло участие в документальной картине режиссера Юрия Кузавкова «Москва-Берлин. Завтра война», где они с Людмилой Лисюковой за кадром читают рассказы немцев, свидетелей того времени.

У Юрия Кузавкова Николай Коншин не только читал текст, но и сыграл генерал-лейтенанта царской армии М. Бонч-Бруевича в документально-постановочной картине «Генералы против генералов».

Спасибо, что все эти фильмы часто показывают по каналу «Культура».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.