Краснодар. Вопреки формату | Страстной бульвар, 10

Краснодар. Вопреки формату

Выпуск №4-194/2016, В России

Краснодар. Вопреки формату

Режиссерские и актерские амбиции, заявленные на смотре-конкурсе независимых театральных работ «Дорога добра» в Краснодаре, реализованы и вознаграждены. Это самый главный итог, если говорить коротко. Краснодарское отделение СТД как организатор акции вновь поддержало счастливый посыл своих коллег - творить себе в удовольствие, и отобрало для этого с десяток спектаклей. Факт не может не радовать - жива творческая инициатива, не иссякла способность совершать открытия, пусть и маленькие, приятно удивлять помимо профессионального жюри, самих себя, тем самым укрепляя веру в собственные силы. В этом смысле смотр можно назвать также и дорогой веры. Как часто именно ее не хватает нам всем, чтобы посетившее тебя спонтанное творческое озарение претворить в спектакль, книгу, пьесу, акцию.

Психологическая бытовая драма Леонарда Герша «Эти свободные бабочки» в постановке Виктора Плужникова заставила зал рыдать. Оно и понятно: трогает тема, которую можно обозначить как вечную проблему родителей и детей. У американцев свои подходы к классическому русскому литературно-философскому противоречию «отцы и дети». Актриса Юлия Макарова в роли матери миссис Бэйкер намеренно сдержана в своих чувствах, готовых вылиться через край. Альтернативное жюри из «двенадцати думающих студентов» удостоило актрису Диплома «За громкое материнское чувство».

Спектакль игрался на смотре всего во второй раз. На мое удивление, почему, ведь его так любят люди, в кулуарах ответили, что администрация театра не пропустила в афишу «не формат». А вы говорите цензура! Художественные советы... Какие советы в краснодарских театрах? На круглых столах местный министр культуры жалуется - нет дельных, творческих худруков. Откуда ж им взяться? В провинциальных театрах не художникам решать, что формат, что нет.

Вернемся к конкурсу. Удачен оказался и режиссерско-актерский дебют Евгения Парафилова - моноспектакль по повести Э.-Э. Шмитта «Оскар и Розовая Дама». В краснодарском спектакле иные акценты по сравнению со спектаклем Владислава Пази с Алисой Фрейндлих: малыш сам через этапы взросления подходит к открытию смысла жизни и смерти, а затем удаляется в некое абстрактное театральное пространство; от него остается лишь абрис, высвеченный софитами. Спектакль счастливо избежал паразитирования на теме страшной болезни, оставил только светлые, очищенные от нее эмоции.

Всегда обещающий высокий градус страстей ирландский драматург Мартин Макдонах не стал таковым в Краснодаре. «Сиротливый запад» в постановке Арсения Фогилева получился каким-то разбавленным, как самогон для братьев Валена и Коулмена. Текст, мощный, электризующий, полный психологизма и энергии вражды, здесь словно погас. Слова, разрушающие силой ненависти всё и вся, бросаемые братьями друг другу, как-то утонули в том же озере, где и их отец Уэлш, так и не дошли до зала. И это, несмотря на великолепную сценографию, отражающую библейский пласт пьесы и режиссерский замысел. Дом-гроб, стол-гроб, на нем разворачивается «пир во время чумы», сваи в форме креста, - эти аллюзии дают мощную подпитку уже не одной ирландской, а вселенской вневременной истории.

Интерпретация прозы на театре особый, сложный жанр, а прозы Виктора Пелевина тем более. Нестандартное мышление Алексея Мосолова, поставившего повесть «Затворник и шестипалый», обошлось без постмодерна. Идя за автором, режиссер провел нас дорогой двух цыплят по птицефабрике, используя пространственные, пластические и визуальные схемы, сделав язык Пелевина понятным, наглядным, как и саму эту философскую притчу о свободе. Актер Иван Чиров (Приз за лучшую мужскую роль), ближайший к кормушке, откормленный начальник-предводитель куриного социума произносит фразу: «Что конкретно не нравится?» - и моментально всплывают узнаваемые реалии социальной, политической иерархии, у кого на смеющихся, у кого и объятых тоской лицах зрителей.

Работа заслужила особое признание, Алексей Мосолов стал лучшим режиссером смотра.

За классику «отдувались» «Бешеные деньги» А.Н. Островского в версии Александра Гагавы.

В прошлом артист оперетты, ныне занимающийся режиссурой, отнесся к пьесе не с должным вниманием и любовью. Сложно определить жанр увиденного: текст Островского впроброс, стихи Серебряного века, музыка самого Гагавы и что-то еще, и еще, что не хочется перечислять, составили оголтелую эклектику, чтобы не сказать мешанину.

На детском направлении жюри отметило «Добрую сказку» Анны Недашковской и «Вредного зайца» в театре «Волшебное колесо». И артисты, и их работа с куклами встретили благодушный прием маленьких зрителей, а студенческое жюри выделило Вячеслава Кремнева как лучшего актера в обеих сказках, он получил диплом за лучшую мужскую роль.

Соединение двух искусств представил вместе с Кубанским симфоническим оркестром (дирижер Денис Ивенский) артист Анатолий Дробязко в «Волшебной лампе Аладдина». Ценная идея - научить детей фантазировать, слушая лишь слово и музыку. В этом синтезе отключена визуальная часть и тем сложнее задача: включать детское воображение и тем самым побуждать к активному сотворчеству.

Открытием смотра-конкурса стал детский спектакль «Травушка-муравушка» семейного театра кукол «Добрый жук» из Ставрополя. Заданная художником Надеждой Кривомазовой высокая эстетика стала основой спектакля. Именно высота исходного замысла держит как бы на подъеме всех участников - режиссера, композитора и актеров. В таких предлагаемых обстоятельствах исключены необязательность, формальность и безвкусица. Декорации леса - оживающие. Запах травы, закат в огне, крики птиц, ползание жуков, стук дятла по дереву переданы в тончайшей иллюзорности, и драматургичен самый процесс созерцания этой красоты. Очень и очень жаль, что спектакль гастрольный, ставропольский, и краснодарским зрителям его больше не видать. Художник Надежда Кривомазова, создающая невероятные куклы и воплощающая подобные фантазийные проекты (этот не первый), не пришлась в Краснодаре ко двору.

Еще раз поставим вопрос - кто решает в городе, кому здесь быть и творить, кому задавать эстетические стандарты и влиять на общественные настроения в театральной сфере? Спасибо смотру-конкурсу самостоятельных работ - хоть в его рамках «протащили» на сцену то, что и так там должно быть, вопреки административной конъюнктуре и пресловутому формату. Остается надеяться, что желание талантливых и сильных людей создавать, не иссякнут к следующему смотру.  

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.