Саратов. Остановка - золотой век

Выпуск №4-194/2016, В России

Саратов. Остановка - золотой век

В Саратовском ТЮЗе им. Ю.П. Киселева творческая лаборатория «Четвертая высота» под руководством Олега Лоевского отметила свое 10-летие.

 

Велосипедист Лаврецкий

Сейчас подобных лабораторий много, но Саратовский ТЮЗ был одним из первых, кто решил попробовать: подготовить эскиз пьесы за три-четыре репетиции и предложить его зрителям. К такому формату в городе успели привыкнуть, артисты с жаром берутся за новый материал, охотно обсуждают читки-показы своих товарищей. Здорового скепсиса и большую дозу юмора прибавляют участие в лаборатории ведущих критиков, прежде всего - эрудита и остроумца Олега Лоевского. Поскольку проект завязан на современной драматургии, он открывает для театра интересный материал. Как минимум, два эскиза превращаются потом в полноценный спектакль. Из недавних - «Как Зоя гусей кормила» Светланы Баженовой (режиссер Андрей Гончаров) и «Банка сахара» Таи Сапуриной (режиссер Алексей Логачёв). Оба спектакля получили спецприз жюри на фестивале «Коляда-plays». С «Зоей» театр выступил в столице на фестивале «Артмиграция».

Пять лет назад лаборатория отметила первую круглую дату Шекспировским фестивалем. В год десятилетия «Четвертая высота» добавила подзаголовок «Связь времен» и взялась за благодатный материал - русскую литературу XIX века. Молодые режиссеры пытались найти созвучия классическим сюжетам. Владимир Смирнов, ученик Сергея Женовача, пробовал поработать с «Дворянским гнездом» Тургенева. Георгий Цнобиладзе, ученик Льва Додина, избрал петербургский мотив - «Пиковую даму» Пушкина. Кирилл Вытоптов, выпускник мастерской профессора Олега Кудряшова в ГИТИСе, - раннего Достоевского («Белые ночи»).

Первый показ был по Тургеневу, сценография (Ольга Колесникова) не оставляла никаких иллюзий по поводу прелести умирающих дворянских усадеб. Криво висящая дверь, слишком широкие качели, на которые с трудом умещают сервизные чашки с чаем, пытаясь его не разлить. Неустойчивое равновесие «уходящей натуры». Белые фарфоровые чашки - пожалуй, единственное, что позволяет перекинуть мостик в тургеневские времена. Действие перенесено в начало прошлого века. Лаврецкий в слишком белом, слишком парадном для деревенской жизни костюме (Алексей Кривега) кружит и кружит на велосипеде. Маменька Марья Дмитриевна всерьез увлечена судьбой карася на дне жестяного ведра, которому она и имя успела придумать (блестящая комическая сцена Виктории Шаниной).

Народная артистка России Светлана Лаврентьева играет крайне редко. Тем ценнее ее появление в роли тетушки Марфы Тимофеевны, которая «слыла чудачкой, нрав имела независимый, говорила всем правду в глаза и при самых скудных средствах держалась так, как будто за ней водились тысячи». Лизу в романе мы видим глазами Лаврецкого. В спектакле герой тоже сначала выступает как рассказчик. «Славная девушка» со струящимися длинными пепельными прядями не ходит, а бегает. Бегает и бегает мимо понравившегося ей гостя. Все здесь узнаваемые, живые, легкая ирония окутывает облачком «милый дом» Калитиных. Чуть больше чувствительности в Лизе, матушке, тетке, чуть больше сарказма - в противно поющем Паншине (Евгений Сафонов). В конце концов Лаврецкий отберет у него гитару.

Все только начиналось у Лаврецкого с Лизой, когда свалилась на него коварная Варвара Павловна. Здесь по роману следует «поединок» юной девочки с искушенной Лаврецкой (превосходно это показано в фильме Кончаловского). Однако действие на сцене сменяется скороговоркой, вместо показа начинается неубедительный пересказ. Но все еще может быть. Прозрачная нота тоски по Несбывшемуся в эскизе прозвучала. Я опустила в урну голосования зеленую бумажку - «Продолжить работу с включением в репертуар».


Загадка «Пиковой дамы»

Сначала все было вполне привычно. Карточный стол, свечи, игроки. Германн с нервным смуглым лицом и тонким орлиным носом (Артем Яксанов). У Германна свои колоды, и пока игроки ставят «по мелкому», он строит на столе карточные домики, ненадежные, как мечты картежника о сказочном выигрыше. Стол крутится на маленьком поворотном круге, повторяя вечный круговорот: жизнь, молодость, надежды, разочарования, старость. Начинает двигаться и большой круг, мимо проезжает кресло старой графини, ширма, где ее приуготовляют к балу. Вот и она сама, не такая уж дряхлая и из ума не выжившая. Играет характерная Тамара Лыкова, и в ее графине много еще плотной материи жизни, силен командный окрик, насмешлив глаз.

В доме старой картежницы в азартные игры режутся даже слуги. Сенные девушки играют на спине бесчувственно спящего лакея. Лиза (Александра Карельских), милая бледная барышня, читает своей благодетельнице... ее же собственную историю - карточный парижский роман, предвосхищая дальнейшие события.

Герой не испытывает ни малейших чувств к Лизе. Ему бы разбогатеть, желательно - сразу. Он сильно напоминает молодых людей, которые верят в выигрыши по мобильному телефону, в телевизионных играх, в подпольных казино. У Лизы - свой шанс. И пока она нежно прижимается к Германну, тот рисует на ее спине карточные символы. Символически показаны похороны старухи (она исчезает в сценическом люке), с ней хоронят ее век «Очакова и покоренья Крыма»: вниз летят старые стулья, выцветшие кресла, остановившиеся часы...

Режиссер обыгрывает пушкинскую фразу о том, что «в то время дамы играли в фараон». Тут дамы, скорей, легкого поведения, но вся сцена у Чекалинского решена стремительно и изящно. Скрытые страсти расчетливого немца вспыхнут на третий день, когда Пиковая дама усмехнется ему из-за спин игроков. Тут и дамы провалятся в люки (не в преисподнюю ли?), а поворотные круги станут вращаться навстречу друг другу, как жернова, перемалывающие человеческие надежды, мечты, жизни. Мы сидим у самого круга и опасливо подбираем ноги. Театральный эффект финала усиливается личными неприятными ощущениями.

Пожалуй, это самый цельный эскиз. И хотя на обсуждении много говорили об анекдотичности фабулы повести, «телеграфности» пушкинского слога, лишенного мистических описаний... есть, есть в «Пиковой даме» загадка, которую разгадывают почти уже 200 лет. Постановка Цнобиладзе не исключение.


Киношник и Мечтатель

Мы не увидели Петербурга в «петербургской повести» Достоевского (третий эскиз). Кирилл Вытоптов поместил героя в вымышленный мир, созданный его любимыми кинолентами. Мечтатель (Михаил Третьяков), довольно упитанный и медлительный, напоминает зрителя, блаженно дремлющего на последнем сеансе. Знакомство с Настенькой (Анастасия Бескровная) ассоциируется для юноши с встречей возлюбленных на «Титанике». Мечтатель защищает ее от «колыхавшегося господина» так же отважно, как юный Ди Каприо спасал девушку, бросавшуюся за борт. Задник сцены - большой экран, где все время что-то показывают. Киношник лишь изредка отрывается от «стола просмотров».

Настенька взглянула на него поласковей, и вот он уже баюкает себя мечтами о близости, подкрепленными кадрами из «Мужчины и женщины». Возник Жилец, которого так ждала девушка. На экране снова «Титаник», приближающийся к своей трагической развязке.

Смешно было ожидать, что настроение ранней повести Достоевского удастся за три репетиции пересадить на театральную почву («Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни... Я промечтаю об вас целую ночь, целую неделю, весь год...»). Но - душевную чистоту героя, столь редкую в наши дни, искренность его чувства к Настеньке можно было донести. Не задевает нас и судьба девушки. События на экране заслонили те, что разыгрывались на сцене. Слишком много получилось кино. Только слепая бабушка, мягко, иронично поданная Татьяной Лукиной, вызывает живой отклик.

Вечером участники лаборатории посмотрели еще один спектакль о добровольном затворнике, опутанном иными сетями - интернетными. «Банка сахара» Таи Сапуриной остро разрабатывает больную тему, несколько все же притянутую в спектакле-эскизе «Белые ночи». Федор Михайлович как будто бы не о том писал.

P.S. Именно «Пиковую даму», по итогам зрительского голосования, уже включили в афишу театра.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.