Сделать кого-то счастливым / XIII Международный фестиваль "Молодые - молодым"

Выпуск №4-194/2016, Любительские театры России

Сделать кого-то счастливым / XIII Международный фестиваль "Молодые - молодым"

В Москве в Центре культуры «Сцена» под девизом «Выше, легче, проще, веселее» прошел XIII Международный фестиваль любительских театров «Молодые - молодым».

География фестиваля была представлена городами Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Переславль-Залесский, Волгодонск и Чаренцаван (Армения), Московской и Калужской областями. В репертуарной афише имена зарубежных классиков М. Твена, О'Генри, Э. Шмитта, К. Гоцци; русских классиков А.П. Чехова, А.Н. Островского, И.А. Крылова, советских драматургов В. Розова, А. Володина, М. Зощенко, Б. Лавренева, а также известных сказочников Д. Салимзянова, А. Зимина и других.

Ребята из Театрального объединения «ТЕАТРиКо» школы № 1265 (Москва) показали «Ситцевый узор» по пьесе Т. Уфимцевой в постановке Людмилы Чураковой. Здесь в первую очередь хотелось бы отметить декорации Ирины Старостиной и Анны Доблаевой, выполненные из ситцевых тканей, и костюмы Елены Фроловой, которые создали на сцене удивительную лубочную картинку, органично дополненную русскими народными песнями. Спектакль отмечен дипломом «За художественное оформление».

Сказку-мюзикл по пьесе Л. Яковлева и музыку Е. Подгайца «Злодеюшка, или Кот-композитор» представил Музыкальный театр «Галлагрант» ЦДТ «Свиблово». Нужно отдать должное режиссеру Галине Булановой, педагогу по вокалу Ольге Никульцевой и концертмейстеру Ольге Волкодав за хорошую музыкальную подготовку ребят. Стоит отметить специально сшитые для постановки костюмы, интересную идею с кубами и резинками, которые создавали необычное сценическое пространство. Спектакль удостоен дипломов «За лучшее музыкальное оформление» и «За актерский ансамбль».

Мюзикл в постановке Ирины Быковской и Натальи Беловой представила и Музыкально-игровая студия-театр «Кукарямба» школы № 883 (Москва). Свой выбор они остановили на хорошо известной истории о Томе Сойере и Гекльберри Финне. По версии театра главными героями стали Том (Егор Титов) и Бэкки Тэтчер (Софья Воронова), отмеченные дипломом «За актерский дуэт».

Актеры театра-студии «Фантазеры» (Москва) сыграли пиратский боевик «Веселый Роджер» по одноименной пьесе Д. Салимзянова в постановке Галины Дюкаловой и получили «Приз зрительских симпатий». Очень трогательным и искренним получился дуэт Юнги Волчонка (Юрий Агалецкий) и Юнги Котенка (Анастасия Терентьева), которому режиссер противопоставила дуэт Капитана (Иван Богатырев) и Капитанши (Наталья Рачинская). Украсили постановку музыкальные и хореографические номера (хореограф Ярослава Шмычкова).

Дипломом «За дебют на театральной сцене» награжден коллектив театральной студии «СтоЛица» Молодежного центра «Новый Свет» (Балашиха) за спектакль «Отдам в добрые руки» по мотивам пьесы С. Абрамцевой в постановке Александры Тарбенковой. Главная героиня бездомная Серая Кошка (Соня Иванцова) ищет себе хозяина или хозяйку, задавая и персонажам и зрителям очень важные вопросы: насколько мы отзывчивы к беде другого? Осталось ли в наших душах сострадание к ближнему? Вот на такие совсем недетские темы размышляли ребята. Значит, они растут неравнодушными и участливыми людьми.

Театр «Маска» ДМШ им. Саульского (Москва) предложил малоизвестную философскую сказку Ф. Мора «Там, где живет венгерская фея», в которой говорится о том, что самая важная книга в жизни человека та, которую пишет он сам. Коллектив пополнил свою копилку наград двумя дипломами фестиваля: за «Лучшую работу педагога за сценическую композицию и режиссуру» была отмечена режиссер Светлана Трачук и за роль Иштвана - Алиса Кац.

«Лучшим спектаклем» в младшей возрастной категории признана постановка Детского образцового театра «Салют» (Москва) «Брысь! Или жизнь на чердаке» по пьесе В. Зимина. Режиссер Елена Баландина, постановочная команда и артисты представили зрелищный спектакль с продуманными до мельчайших деталей костюмами, создающими характеры персонажей, интересным с точки зрения драматургии музыкальным материалом.

Оригинальную версию сказки «Царевна-лягушка» в постановке Елены Салейковой показал Детский театр «Клякса» (Москва). Театру 13 лет, а это значит, что за их плечами уже достаточно большой сценический и фестивальный опыт, что видно по уверенности, с которой ребята выходят на сцену. Автор новой версии А. Дежуров наполнил пьесу современными молодежными словечками, оценками, которые органично «ложатся» на исполнителей, и на которые живо откликаются зрители-ровесники. Добавьте к этому еще и оригинальные костюмы, сделанные на основе посадских платков, художественное оформление Татьяны Родины и хореографию Кристины Демидовой. Опытный педагог Елена Салейкова умеет работать с самыми разными детьми, ее спектакли всегда необычны, интересны. Именно этот ее талант и был отмечен дипломом Союза театральных деятелей РФ «Лучшая работа педагога», а спектакль - дипломом фестиваля «За лучший актерский ансамбль».

В таком же современном стиле поставлена интерактивная комедия «Принцесса Турандот» по пьесе Карло Гоцци Театра-студии «Синтез» имени Юрия Остромухова из Санкт-Петербурга, отмеченная дипломом фестиваля «За стихию радости и вдохновение» и специальным призом журнала «Магия детства» как лучший спектакль. Режиссер Юлия Сорокина наполнила спектакль многочисленными цитатами из современной музыки, массовыми сценами, убыстренным ритмом, что, к сожалению, создавало впечатление перенасыщенности.

Еще одним молодежным экспериментом стала постановка шутотрагедии И.А. Крылова «Подщипа» Народного театра-студии «Новая сцена» (Переславль-Залесский) режиссера Натальи Пантелеевой. Чаще всего постановщики обращаются к басням Крылова, а тут пьеса «Подщипа», редкий гость на сценических подмостках. В свое время она разошлась в списках по всей стране, ее ставили в Петербурге, Москве, провинции на домашних и любительских сценах. И если этот «пустячок» был написан как сатира на царствование Павла І, то в сценическом варианте, представленном на фестивале «Молодые - молодым», пьеса звучит как сатирическая любовная история. Здесь нет никакой политики, не считая того, что главная героиня принцесса Подщипа (Василиса Рыкова) вынуждена выйти замуж за нелюбимого Трумфа (Андрей Глуховцев), к тому же иностранца.

Одной из ярких деталей постановки стали костюмы, в основе которых джинсовые детали в сочетании с разными тканевыми вставками. Фантазия художника Аллы Потаповой превратила обыкновенную повседневную джинсу в произведение искусства, что и было отмечено дипломом «За лучший сценический костюм».

Но не только сказки привлекают наших детей. Театр-студия «Наш ковчег» (МО, Воскресенский район) представил постановку «Я еще не хочу умирать» по пьесе Л. Никольской и О. Шестинского, посвященную теме блокадного Ленинграда. В том, что дети приобщаются к этой теме, большая заслуга руководителя и режиссера Лидии Петрашиной, и не случайно коллектив отмечен дипломом «За обращение к вопросам духовности в работе с детьми».

К теме войны, но уже гражданской, обратилась Студия «Паровоз» Центра «На Донской». Выбор пал на «Сорок первый» Б. Лавренева. Постановка Натальи Горшковой интересна оригинальным пластическим, звуковым и шумовым решением. Всё, от выстрелов до шума потрескивающих поленьев в костре, озвучивала массовка, ставшая важным персонажем спектакля. В одной сцене ребята - бойцы двух враждующих армий - красные и белые, в другой они - берег моря и «шум» бриза, а в третьей они снимают с себя одежду, чтобы укрыть умирающего Поручика (Олег Кафари). На этом «фоне» разворачивалась трагическая история его любви к Марютке, сыгранной Елизаветой Трусовой и получившей за эту роль диплом фестиваля.

Сразу две постановки по пьесе Э. Шмитта «Оскар и Розовая дама» представили Семейный театр Моляновых из Перми и Театр-студия «Феникс» из Волгодонска Ростовской области. Два совершенно разных по стилистике и актерскому проживанию спектакля. Более того, даже имя главной героини в спектакле Моляновых изменено на Розовую маму. Оскара до условных 20 лет играет сын Тимофей Молянов, а когда происходит «взросление», на сцену выходит отец Андрей Молянов, он же и постановщик. Сделать такой режиссерский ход позволило внешнее сходство актеров. И только Розовая мама в исполнении Ирины Моляновой неизменно была до последней минуты с главным героем, превращаясь на наших глазах то в Душительницу из Лангедока, то становясь Пэгги Блю или Китаянкой. Динамику спектаклю придавала современная музыка, видеоряд, выведенный на большой экран, иллюстрирующий больничные коридоры, ринг и т. д. Жюри отметило спектакль дипломом «За сохранение традиций семейного театра».

В постановке волгодонцев «14 писем к Богу» режиссер Валентина Белова вывела на сцену пятерых мальчишек и девчонок, которые поочередно читали написанные Богу письма. Разные внешне, хотя и в одинаковых костюмах, разные по умению проживать материал, они создали пять разных Оскаров. Трогательного, несмелого, уверенного в себе и своих поступках, ироничного, отчаянного, верящего в Чудо. За эту работу коллектив награжден дипломом «За передачу жизни человеческого духа».

Диплома СТД в номинации «Лучший спектакль» в младшей возрастной категории удостоен спектакль Театральной школы «Переделкино» (школа № 1015) «Две стрелы», поставленный по пьесе А. Володина Максимом Каратеевым. Развешенные по периметру канаты создавали образ дремучего леса, а рассыпанные по полу розовые опилки делали сцену теплой и уютной. Не хватало только для полноты ощущений пения лесных птиц, но его заменила музыка Гии Канчели. Художественный образ спектакля дополняли меховые костюмы, в которых первобытные люди чувствовали себя очень уверенно и комфортно. Для каждого был найден индивидуальный характер с помощью пластики и голосовых нюансов. Образ центрального персонажа - мудрого Главы Рода - создал Олег Грязнов (отмечен дипломом фестиваля за эту роль). Он стал не только центром сюжетной линии, но и всего сценического пространства.

Спектакли в старшей возрастной категории тоже были достаточно разными по уровню и режиссуры, и актерского мастерства. Два коллектива представили пьесы А.Н. Островского: Театр-студия «Артель» (ТиНАО «Щербинка») - сцены из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Ольги Огоньковой, а «Театральная труппа 13» из Армении - «За чем пойдешь, то и найдешь» в постановке Татев Меликсетян и Карена Григоряна.

Спектакль «Театральной группы 13» играли на армянском языке, что стало неожиданностью для зрителя, который оживлялся только тогда, когда артисты вставляли отдельные русские слова или фразы. Но никто не смог устоять перед национальным горячим темпераментом мужчин и природной красотой женщин-актрис. Учитывая то, что текст как главная составляющая спектакля для публики остался вне понимания, активно работал исключительно визуальный ряд. Оригинальная трактовка образа Бальзаминова в исполнении Карена Григоряна отмечена дипломом «За оригинальную интерпретацию драматургического материала».

Начало спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» окунуло в атмосферу... Н.В. Гоголя. С больших картинных рам, сложенных посреди комнаты, снимали паутину, затем развешивали их по стенам, настраивая на какую-то тайну. Потом в этих рамах, пройдя перед зрителем парадом, согласно рангам разместились действующие лица. Но тайна, несмотря на многообещающее начало, так и осталась нераскрытой. Тем не менее, «Артель» пополнила свою копилку наград дипломом «За сохранение традиций любительского театра».

Театр-студия «Стрекоза» Московского вертолетного завода им. Миля представила «Вечно живых» по пьесе В. Розова. Народный театр «Внутреннее зрение» (Москва) сыграл двойную свадьбу, оригинально объединив в одной постановке водевиль А.П. Чехова «Свадьба» и рассказ М. Зощенко «Свадьба». Так родился остроумный и легкий спектакль «Свадьба и... свадьба» в постановке Ирины Некрасовой. Кроме диплома «За самоотверженную любовь к театру», диплом за роль Отца в рассказе М. Зощенко получил Андрей Мартынов.

Высшей наградой фестиваля - дипломом СТД в номинации «Лучший спектакль» в старшей возрастной категории - отмечена постановка «Когда любишь...» Театральной студии «Авансцена» ЦК «Сцена». Режиссер-постановщик Ирина Пулина обратилась к четырем новеллам О'Генри «Недолгий триумф Тильди», «Третий ингредиент», «Дары волхвов» и «Последний лист», сделала инсценировку и поставила теплый, светлый, очень лиричный спектакль о том, что каждый из нас может сделать кого-то счастливым.


Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.