Энергия души / Андрей Борисов (Якутск)

Выпуск №4-194/2016, Лица

Энергия души / Андрей Борисов (Якутск)

 Он обладает поразительной энергией, а еще особой энергетикой, которая неудержимо влечет к нему и артистов, и зрителей, и, полагаю, всех, кому доводилось с ним столкнуться. А если прибавить к этому огромное человеческое обаяние, которое органично сочетается с фантастическим талантом артиста, режиссера театра и кино, деятельным одновременным существованием на протяжении долгих лет в статусе художественного руководителя Саха театра, министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), а ныне - Государственного советника Республики Саха (Якутия) - получится портрет Андрея Борисова.

А еще он - шаман. Настоящий, умеющий заворожить так, что и десятилетия спустя память о его необыкновенных спектаклях будет просыпаться всякий раз не только при звуке его имени, но и при встрече с национальным театром любой страны, любого региона.

Когда-то много лет назад я писала о нем, назвав его шаманом - робко, со страхом: вдруг обидится, не поймет, что именно вложила я в это определение? Не обиделся, наоборот, даже развеселился - поэтому я могу уверенно повторить это слово...

А как иначе можно назвать человека, осуществившего свою заветную мечту создать особую театральную эстетику на основе якутского национального искусства олонхо, органично, предельно естественно соединив ее с традициями русского психологического театра, которые он впитал в Театральном училище им.М.С.Щепкина, когда учился мастерству актера вместе с теми, кто составляет сегодня старшее поколение труппы Саха театра, у корифеев Малого театра, а затем впитывал основы режиссуры в ГИТИСе, в мастерской Андрея Александровича Гончарова? Постепенно осваивая культуры европейского и восточного театров, он сумел смешать и «сварить» все «ингридиенты» в одном котле, чтобы получить некое «зелье» - и впрямь, шаманское, волшебное, чарующее, порой вызывающее нечто, схожее с галлюцинациями.

Конечно, дело еще в том, что он родился и формировался в ту эпоху, о которой сегодня принято вспоминать пренебрежительно, акцентируя те тяжелые, невыносимые стороны, что отличали ее. Но при этом упорно забывается одна из главных черт этой эпохи - наше единство, коммунальное житье в одной гигантской квартире под названием Советский Союз. И, боюсь, сегодня, во времена агрессивного отделения всех от всех, трудно было бы поставить дипломный спектакль «Желанный голубой берег мой...» по повести киргиза Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря», посвященной нивхам, с якутской национальной труппой, со сценографическим решением замечательного русского художника Геннадия Сотникова и пленительной, долго звучащей в душе музыкой советского композитора еврейского происхождения Эдуарда Артемьева. Спектакль, выдвинутый на соискание Государственной премии СССР грузинскими театральными деятелями после фестиваля, в котором триумфально участвовал «Желанный голубой берег мой...», всего лишь четыре года спустя после того, как был поставлен.

Он объехал почти весь мир, вызывая у зрителей разных континентов ощущение прикосновения к подлинному искусству, что совсем не случайно - ведь по этой дипломной работе профессиональный и личностный масштаб Андрея Борисова не проступал отдельными черточками, а виделся во всем объеме будущих свершений.

За прошедшие десятилетия я смотрела его не раз, испытывая чувства боли и радости вместе с мальчиком Кириском (на протяжении четверти века играл эту роль уникальный артист Ефим Степанов, ни на секунду не вызывая сомнений у зрителей, что перед ними, действительно, ребенок, мальчик, впервые вышедший в море, а не опытный большой артист), страдая вместе с ним и словно переживая собственное взросление. И вот теперь с некоторой опаской отправилась на «Желанный берег мой» (так сегодня называется спектакль) во время завершения долгих евразийских гастролей Якутского национального театра в Москве после их месячного путешествия по городам и весям в честь 110-летия театра.

По несчастью или к счастью истина проста -

Никогда не возвращайся в старые места, -

особенно в те, где ощущал себя счастливым, с надеждой взирающим в будущее... Но на этот раз поэтическая мудрость не сработала, отступила перед значимостью события, которое обнажилось по-настоящему именно сегодня, спустя три с лишним десятилетия.

Он ни на миг не превратился в музейный экспонат - он остался живой легендой, утверждающей и подтверждающей себя буквально в каждом эпизоде. И хотя Кириска играет молодой, талантливый и обаятельный артист Роман Дорофеев, а блистательный Ефим Степанов предстает в роли старика Органа, хотя прежних исполнителей ролей Мылгуна и его жены, Рассказчика от театра заменили выросшие в серьезных мастеров, со времен «Короля Лира» покорившие молодые артисты Иннокентий Луковцев, Ирина Никифорова и Айаал Аммосов (он ярко запомнился, играя на сцене Русского театра главную роль в спектакле, поставленном Андреем Борисовым «Одиссея инока якутского»), «Желанный берег мой» дышит прежней захватывающей энергетикой и великой простотой, вложенной Чингизом Айтматовым в свою повесть, а режиссером - в свою трактовку. И по-прежнему зрительный зал в едином порыве ахает, когда лодка взлетает вверх, а Кириск, раскинув руки, готов обнять непознанный им мир моря и неба, и по-прежнему добровольный и мужественный уход из жизни Органа, Мылгуна и Эмрайина (Петр Садовников) в глубины моря, в небытие ради бытия мальчика вызывает слезы, и по-прежнему авторский текст звучит в устах Айаала Аммосова высокой поэзией, а рассказ старого Органа о Рыбе-Женщине - вечной и великой легендой, сложенной народом.

Оказывается, понадобились десятилетия, чтобы я поняла: уже в этом первом своем спектакле Андрей Борисов думал о театре олонхо, об этой сложности и естественности сочетаний, сплетений, смыслов. Думал и - создавал свой уникальный театр и в следующих спектаклях, которые живо помнятся по сей день: «Кудангса Великий», «Николай Дорогунов дитя человеческое», «Сон шамана» по произведениям якутского классика Платона Ойунского, чье имя носит театр; «Король Лир» У. Шекспира, «Женитьба» Н.В.Гоголя, «Чайка» А.П.Чехова, «По велению Чингис Хана», «Алампа, Алампа» Н.Лугинова, «Добрый человек из Сычуани» Б.Брехта и других...

Наверное, на протяжении долгого времени возглавляя министерство, носящее название «культуры и духовного развития», Андрей Борисов воспринял это название не просто как некое сочетание слов, а как смысл своей деятельности и - сделал чрезвычайно много не только для культуры и духовного развития Якутии, но значительно шире: для своеобразного вклада в духовность и культуру северных и сибирских народов, осознавших, как глубоко надо усваивать собственную культуру, питать ее соками сегодняшний день, гордиться своим языком и свершениями, доставшимися в наследство от далеких и близких предков.

На всю жизнь усвоив уроки своих учителей, Андрей Борисов проповедует в качестве главного принципа театра - действие, но понимает его значительно более глубоко, чем говорит: для него порыв к действию не может предшествовать духовному импульсу, размышлению. Смена действий самих по себе - это сценическая техника, которая останется мертвой, если не пройдет мгновенно, подобно молнии, через «горнило сомнений», осознанной необходимости немедленно совершить поступок ли, шаг ли... И именно на этом уровне: мысль - чувство - духовная, душевная линия, сливающая их воедино, и рождается действие.

Энергичное и захватывающее действие Андрея Борисова.

Завершала короткие московские гастроли премьера спектакля «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольта Брехта. Как всегда, режиссер точно угадал все совпадения классического, широко известного произведения с нашим временем: войны идут по всему миру, где-то становясь явными, где-то оставаясь прикрытыми громкими лозунгами, но одно из горьких, страшных и основных состояний нашего бытия - война, непрекращающаяся, вспыхивающая и разгорающаяся подобно искрам костра в разных, самых отдаленных друг от друга точках.

И она изменяет людей до неузнаваемости, потому что большинством правят корыстные чувства; ведь даже мамаша Кураж хочет продолжения войны («объявили мир, когда купила столько товара!»), словно забыв о своих сыновьях, чтобы заработать, и не выдаст своих эмоций, когда на ее глазах будут пытать сына Швейцарца (Айсен Лугинов), спрятавшего войсковую казну, когда армия начала отступать в панике, а полковой священник (Иннокентий Дакаяров) мгновенно скинет рясу, перестанет молиться и притворится еще одним обитателем фургона мамаши Кураж. А проститутка Иветта Потье (Жанна Ксенофонтова), находившая у Кураж утешение и выпивку, готова будет немедленно купить ее фургон, чтобы дать взятку за Швейцарца. И пусть она искренне огорчится тем, что не успела дать эту взятку, но ведь готова была забрать фургон, оставив Кураж и ее немую дочь Катрин (великолепно играет Айталина Лавернова!) не просто на улице, а посреди войны...

А Повар (Ефим Степанов и в этой небольшой роли являет себя большим мастером), нашедший приют в фургоне Кураж и, кажется, даже влюбившийся в нее, легко предлагает матери бросить немую дочь на произвол судьбы и отправиться с ним в родной его город, где они откроют трактир.

Вот это сплетение поступков, неких действий, рожденных пусть и неосознанно в мыслях и в душе человека и вырвавшихся наружу, интересует и волнует Андрея Борисова на протяжении всей его творческой жизни.

Мамашу Кураж играет уникальная, неповторимая актриса Степанида Борисова. Ни на миг нельзя отвести глаз от ее мимики, жестов, от ее действенного участия во всем происходящем, когда она просто сидит где-то немного в стороне, а уж когда она начинает петь в стиле тойук, звуки ее голоса захватывают в плен надолго. Когда-то Степанида Борисова играла в «Добром человеке из Сычуани», и забыть восторг, испытанный зрителями, невозможно десятилетия спустя. Ни на кого не похожая, никого не повторяющая, она - словно природа, естественна, проста во всем и, кажется, ничего не делает: просто живет, просто существует. И когда в финале, тянущая за собой свой фургон, она остановится, глядя в зал, а на заднем плане тенями проскользнут потерянные ею на войне дети, во взгляде этой мамаши Кураж прочитается весь пафос отрицания войны, вся боль ее античеловеческой, противоприродной сути.

И еще острее и глубже ощутится для зрителей любых возрастов, социальных слоев, континентов, опыта личностная и профессиональная суть таланта Андрея Борисова. Не только мастера режиссуры, слившей в себе опыт национального, русского психологического и мирового искусств, но того, кто приобщает к духовному развитию, прививает его всем, кто соприкасается с этим человеком.

Считается, что 65 лет - не юбилей, но я от души поздравляю Андрея Саввича Борисова с этой датой, которая все-таки что-то да значит!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.