Цветик-семицветик / Лилия Бережненко (Чайковский)

Выпуск №4-194/2016, Лица

Цветик-семицветик / Лилия Бережненко (Чайковский)

 Название небольшой статьи о Лилии Вячеславовне Бережненко, художнике-декораторе Чайковского театра драмы и комедии, символично. Помните волшебный цветок с разноцветными лепестками из сказки Валентина Катаева о доброй девочке Жене? Желтый, красный, зеленый - сорви лепесток и сбудется желание. В данном случае каждый «лепесток» - это профессия, в которой нашей героине сопутствовал успех.

Как правило, эссе, посвященное юбиляру, это своеобразная награда за многолетний и самоотверженный труд искусного мастера. Две составляющие у Лилии Вячеславовны есть: и золотые руки, и жертвенность. Правда, с многолетием - «проблема». Бережненко пришла в театр чуть более двух с половиной лет назад - 1 марта 2014 года. И в трех ипостасях театрального художника-декоратора, автора эскизов костюмов или постановщика - она успела поучаствовать в рождении всего лишь девятнадцати спектаклей. Однако профессионалу к лицу не годы, не число выполненных работ, а умение.

Уже через неполные два месяца с момента появления Лилии Бережненко в театре на нее обратили внимание на традиционном краевом фестивале «Пермская театральная весна - 2014». Художница удостоилась похвалы бригады театральных критиков за создание соответствующего духу французской комедии интерьера и костюмов к спектаклю режиссера Алексея Орлова «Блэз» по пьесе Клода Манье. А два года спустя ее вновь отметили на пермском театральном форуме. Изобретательно выполненные ею эскизы костюмов к водевилю Валентина Катаева «День отдыха» в режиссуре Алексея Орлова назвали «эталонными для постановки советской комедии». Вот и сорвали мы один из лепестков волшебного цветка!

Допустим, законы цветовых сочетаний и перспективы, свойства красок с различным составом и способы их приготовления, рецептуру грунтов и шпаклевок Лилия Вячеславовна хорошо знала по предыдущим местам работы. К примеру, по чайковскому частному предприятию «Арт-металл», где она в течение семи лет трудилась дизайнером художественной ковки. Но как ей удалось изучить устройство оборудования сцены в столь короткие сроки, технологию театральных декоративных материалов - для многих остается загадкой. Только не для нее самой и ее наставника Леонида Гуменного, старейшего художника-бутафора Чайковского театра драмы и комедии.

«Трагедия» русского народа», «Село Степанчиково» по Достоевскому и драматическая баллада Алексея Дударева «Не покидай меня», комедии «Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега и фонвизинский «Недоросль», мюзикл «Кентервильское привидение» и сказка «Иван-царевич и Серый волк», - давно замечено, что наиболее удачные работы Бережненко-художника связаны с ее участием в постановках Алексея Орлова. Однако она способна плодотворно сотрудничать и с другими яркими режиссерскими индивидуальностями.

К премьере 15 ноября 2014 года рождественской сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» Лилия Вячеславовна изготовила несколько кукол для настольного театрика. Задание было выполнено по эскизам Маргариты Колмогорцевой, главного художника Озерского театра драмы и комедии «Наш дом». И приглашенный режиссер-постановщик спектакля Борис Ходырев пришел в восторг! Это вполне объяснимо. Ведь за плечами Бережненко - отделение художественного конструирования и оформления игрушки Загорского художественно-промышленного техникума (ныне - Сергиев Посад).

Кстати, специальность Бережненко, превратившаяся в увлечение, помогает ей сохранить в себе пульсацию творческой жилки. Неоднократная участница различных межрегиональных экспозиций Прикамья, Лилия Вячеславовна больше известна как мастер художественной куклы. «Муза», «Цыганочка» и «Майкл Джексон», групповые композиции «Утренник в детском саду», «Деревенская частушка» и «Рыбаки» - это настоящие произведения искусства, хранящие тепло рук и частицу души умелицы. Овеянные романтикой, куклы Лилии Вячеславовны - еще один «лепесток»! - неповторимы. И процесс их рождения как нельзя лучше охарактеризовали бы строки стихотворения Ларисы Рубальской:

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Все, к чему она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в руках ее послушных

Обретали куклы души...

А чайковским любителям изящной словесности (чаще - представительницам прекрасного пола) Лилия Бережненко знакома как поэт нередко под псевдонимами Славина или Пастухова. По ее стихам в авторской книжице «Новеллы о любви» и коллективных сборниках «Этюды с Чайковским», «Будь, город мой, благословен» и других. Ее «конек» - стихи о любви. В них Бережненко пытается донести до читателя природу этого сильнейшего чувства. И как только ею не представлена эта бессмертная тема «святого таинства двоих»! Любовь - элегия, любовь - мучительство, любовь - поединок, радость - страдание, роковая страсть! Это и понятно. У каждой поэтессы был в жизни свой Сероглазый Король.

Наверное, читатель удивится, а где ещё четыре «лепестка» волшебного цветка, приписываемых героине? Тогда милости просим в город Чайковский! Пройдитесь по его улицам, зайдите на территории усадьб состоятельных людей! Кованные входные группы - козырьки и крыльцо с перилами у офисных зданий, декоративные заборы и ворота, садовые беседки, столы и скамейки - глаз художника точно определит: в этих малых архитектурных формах легко угадывается орнаментальный стиль художника Лилии Бережненко.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.