Всегда мама / Галина Ковалева (Йошкар-Ола)

Выпуск №4-194/2016, Лица

Всегда мама / Галина Ковалева (Йошкар-Ола)

 Что нужно девчонке в 17 лет? Конечно, быть счастливой! И это счастье там, где тебе хорошо, где тебя любят, где ты нужна. Найти такое место трудно, но кому-то везет! Теперь уже народная артистка Республики Марий Эл Галина Ковалева в свои семнадцать нашла такое место раз и навсегда. Да-да, это любовь, настоящая и на всю жизнь.

С улицы, а точнее, с завода она пришла в Марийский Театр кукол, в котором требовались актеры. Ее, маленькую, изящную, звонкую и улыбающуюся, сразу приметил главный режиссер Игорь Кондратьевич Емельянов. И хотя актрисы требовались в марийский состав труппы, то есть говорящие на марийском языке, а Галина Владимировна не мари, он принял ее, да еще сразу поставил на главные роли в спектакли «Очень умные игрушки» и «Буратино». Какие трудности она пережила, Галина Владимировна вспоминает с улыбкой, но сыграла. Сыграла и вскоре уже стала ведущей актрисой. Это потом она получила образование кукловода в ЛГИТМиКе, а пока упорно работала, подглядывала за маститыми актерами и не стеснялась обращаться за помощью. Большую роль в становлении ее как актрисы сыграла заслуженная артистка Республики Марий Эл Нина Сурьянинова, которая стала молодой Гале театральной мамой.

Теперь Галина Ковалева сама мама, и не потому, что у нее две (уже взрослые и выросшие в театре) дочери, а потому, что она взрастила не одно поколение актеров в Республиканском театре кукол. Сначала как наставник, помогая новеньким влиться в коллектив и научиться работать с куклой, а теперь - как педагог, который выпустил уже 2 курса (и учит 3-й) актеров-кукловодов в Колледже культуры и искусств имени И.С. Палантая. И сама по своей сути она мама. Несмотря на то, что она талантливо и долго играла маленьких мальчиков и девочек, принцесс и царевен, роли матерей были ее высшими творениями.

Особо помнятся мне три, которые врезались в память и живут в ней по сей день. Две из них я воспринимала детским сознанием, они существуют во мне образами и светом - это две роли Марии: одна в спектакле «Варшавский набат», другая - «Мальчик Иисус из Назарета», режиссер - заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл Екатерина Ярденко.

«Варшавский набат» стал знаковым спектаклем для театра кукол, потому что именно им он открыл новое здание театра в 1989 году. Но поставлен он был еще в 1985-м. Галина Владимировна играла «живым планом» роль жены коменданта, который отправлял детей на казнь. Светловолосая, голубоглазая, невысокая и стройная, она, казалось, была создана не из плоти и крови, а из горя и слез страдающих. Бледная и молчаливая, с печатью уже прожитого горя за этих детей, вся в черном, в полосе света, она появлялась как совесть мужа, как ангел-хранитель Младека и Млады. Она пыталась оградить их, но не могла дотянуться, будто находясь в другом мире, том, куда отправятся вскоре дети и их Учитель. Один ее взгляд смущал коменданта, и у него на мгновение просыпалась совесть, но он был обязан служить тому, которому присягнул. И он разрывался между светом и тьмой и сам тянулся к бестелесной жене, и не мог дотянуться, потому что он тоже был в другом мире - материальном мире зла и страданий. И когда дети уходили в смерть, она шла с ними, укутав их своим светом, стараясь избавить их от страха перед ожидаемым.

Вторая роль Марии - матери Иисуса - была совершенно иной: Галина Ковалева уже через куклу создавала образ, который балансирует на грани нашего и божественного мира. Она была женщиной, у которой есть ребенок, а значит, она была готова за него отдать все и пойти куда угодно. Но в то же время она была Богоматерью, которая кротко и нежно взирает на нас, готова призреть и укрыть нас от бед и горя, заступиться за каждого, даже самого падшего человека. Все это рождалось на уровне подтекста в словах и голосом, движением кукольных рук и взглядом. Большеглазая в светлых одеждах кукла, казалось, меняет мимику, - так прекрасно водила ее актриса.

Режиссер Екатерина Ярденко шутила: «Не трогайте Галину, она же мать, она - тигрица!» И это было на самом деле так. Режиссер шутила и вновь давала роли матерей Галине Владимировне. Роль мамы в спектакле «Два клена» - это роль нежной, но сильной женщины, готовой на все ради своих детей. Старая, но чистая одежда: простой платок, залатанное платье, старенькая цветастая шаль и лапти. Она олицетворяла аккуратность и умение работать, что пригодилось ей у Бабы Яги. Ее так и звали «Василиса-работница». Василиса отправлялась на поиски детей, которых заколдовала злая Яга, в песнях ее проявлялось все горе и боль от их утраты, но лицо было сдержано и спокойно, боль была видна лишь в глазах. И ее нежный голос отдавался в сердце: «Иванушка!..» Мягкие движения рук, ласковый взгляд покорял зверей, которые готовы были за доброту ее идти за ней на край света. Нежно поглаживая собаку Шарика - смешную куклу в заплатках (художественное оформление спектакля, созданное Людмилой Ивановой, напоминало лоскутное одеяло), она, казалось, через руки изливала свою любовь на этого неугомонного и подвижного пса. Ласково похлопывая Мишку, рядом с которым она, хрупкая и маленькая, все равно выглядела смелее, чем огромный медведь, Галина-Василиса светилась решимостью и верой в победу над злом. Не ее сын Иванушка, а она была главной героиней спектакля, ее любовь и духовная сила спасали всех.

Отслужив почти 40 лет в театре, Галина Ковалева не перестает оставаться ведущей актрисой и до сих пор занята во всех спектаклях репертуара совершенно в разных амплуа, но и теперь ей тоже дают роли мам в спектаклях «Красная шапочка», «Звездочка» и других. А она любит коллег, старается помочь и поддержать их, утешить и ободрить. И о ней, как она вспоминает о Нине Сурьяниновой, будут вспоминать как о близком и родном человеке. Она всегда мама.  

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.