Оранжевое настроение / Фестиваль-лаборатория детской театральной педагогики "Уголек на ладони" (Губаха)

Выпуск №4-194/2016, Взгляд

Оранжевое настроение / Фестиваль-лаборатория детской театральной педагогики "Уголек на ладони" (Губаха)

Творческие идеи часто подсказывает сама природа. Гора Крестовая в Пермском крае - одна из самых живописных вершин Западного Урала. Песчаные наслоения причудливых форм, сохранившие «метки» из палеомиров - окаменелости, отпечатки древних растений. Это ни что иное, как дно древнего Уральского океана. В середине XVIII века здесь нашли большое месторождение железной руды, что положило начало городу Губахе.

Теперь знаменитая уральская гора еще и символ театрального движения. Несколько лет назад здесь прошел первый ландшафтный фестиваль «Тайны горы Крестовой», его участниками стали театры из Германии, Латвии, Литвы и нескольких российских городов. Авторы идеи и главные организаторы из Молодежной студии-театра «Доминанта» во главе с художественным руководителем Любовью Зайцевой пошли дальше и придумали проект «Балет на закате». С той поры каждое лето на вершине хребта Рудянский спой горы Крестовой Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского представляет одноактные балеты, собирая до полутора тысяч зрителей. В прошлом году пермский «Театр-Театр» привез сюда мюзикл «Алые паруса», а в нынешнем здесь побывал Театр Алексея Рыбникова с легендарной рок-оперой «Юнона и Авось».

Проект «Тайна горы Крестовой», получивший со временем государственную поддержку и ставший важной культурной традицией не только Губахи, но и всего Пермского края, с каждым годом пополняется новыми идеями. Так произошло и в этот раз: в рамках ландшафтного фестиваля состоялся фестиваль-лаборатория детской театральной педагогики «Уголек на ладони».

Так совпало, что большинство участников представляли собственные версии прочтения литературных произведений, и это оказался интересный опыт. Театр-студия «Диалог», существующий при молодежном театре «Доминанта», обратился к замечательной, но уже порядком забытой повести пермского писателя Льва Давыдычева «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника». Ровно полвека назад по ее мотивам в Перми сняли фильм «Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова, второклассника и второгодника». Возможно, именно по этой причине она осталась в памяти как стопроцентно советская, не имеющая никакого отношения к сегодняшнему дню. Оказалось, это не так. Автор инсценировки и режиссер Александра Черных, нисколько не нарушая структуры и главных акцентов исходной истории, поставила веселый и современный спектакль «Семенов! На буксир!».

Используя приемы клоунады и немого кино, режиссер наделила своих персонажей объемными характерами, наполнила картинки из их жизни замечательной иронией. Иван Семенов в исполнении Влада Кабанова не двоечник и разгильдяй, а настоящий философ, и потому несобранный и забывчивый. Его бабушка обладает потрясающим жизнелюбием и как никто понимает внука, но в стремлении оградить его от мира угадывается страх оказаться ненужной. Это очень точно сыграла актриса Елена Шарантай. У девочки по имени Аделаида, взявшей на буксир второгодника Семенова, угрожающий вид циркового борца, но на деле она оказывается доброй клоунессой (Ксения Палешева). И не случайно в будущем, куда режиссер позволит нам заглянуть лишь на миг и встретиться с уже взрослым Семеновым (Сергей Горбунов), мы увидим там его школьную подружку и теперь верную спутницу жизни.

Отдельно нужно сказать о персонаже, обозначенном в программке как «Класс». Двенадцать ребят легко взаимодействуют друг с другом, перебрасываются диалогами, словно мячиками, и в этом чувствуется прекрасная работа педагогов студии. И о визуальном рисунке спектакля: Он очень простой, задуманный как легкий набросок и дополненный оригинальными костюмами художника Натальи Жигачёвой.

Но вот совсем иная литература - повесть британской писательницы Энн Файн «Мучные младенцы». История о старшеклассниках из социально неблагополучных семей и странном педагогическом эксперименте: они должны день и ночь заботиться о шестифунтовых мешках с мукой, словно бы это настоящие младенцы. В странном на первый взгляд сюжете открываются острые темы, волнующие не только британских подростков, - преодоление внутренних страхов и комплексов, ответственность за своих близких, умение прощать.

Идея воплотить этот сложный материал на сцене у Любови Зайцевой возникла давно, и вот в результате сотворчества художественного руководителя молодежного театра «Доминанта», артистов и постановочной группы (звукорежиссер Екатерина Лапина, художник-декоратор Виктор Яскевич, художник по костюмам Наталья Жигачёва) родился спектакль «Без О.». В сдержанной по сценографическому решению постановке все внимание концентрируется на актерских работах. Потому что за внешней атрибутикой можно не уловить самого важного. Главному герою спектакля Саймону Мартину не дает покоя вопрос: почему, когда ему было всего шесть недель, отец бросил его? В чем его, Саймона, вина? Это сложная, психологически затратная роль и очень хорошая работа молодого актера Ильи Егорова.

Узнав случайно, что отец, уходя, напевал какую-то песню, парень пробивается к памяти взрослых, выдергивает из нее по слову, по строчке и пытается восстановить полный текст. Надеется понять характер давшего ему жизнь человека, мотивы его поступка. И все это время Саймон заботится о своем «мучном младенце», который незаметно становится для него абсолютно настоящим. Необычный эксперимент помогает ему понять себя и освободиться от всего, что мучает. «Ты ко мне не имеешь никакого отношения. Я свободен!», - говорит Саймон воображаемому отцу. Освобождаясь от непомерной тяжести, рвутся мешки с мукой, покрывая все невесомой пыльцой. Потом подует ветер и унесет ее вместе с плохими воспоминаниями. Позитивный финал принципиален для режиссера нужно прожить эксперимент вместе с Саймоном, распутать узлы из прошлого и двигаться дальше.

Самостоятельно прочитали гоголевского «Ревизора» актеры Соликамского театра-студии «Перемена» и его режиссер Евстолия Пыльская и как итог предложили «драму с попыткой на комедию» (так в программке) под названием «Работа над ошибками». Получилось неплохое пособие на тему «Как нужно сегодня изучать классику». Для этого обязательно отбросить надоевшие штампы и включить воображение. По сюжету проштрафившиеся перед учителем литературы школьники решают исправить ошибку и самостоятельно поставить пьесу «Ревизор». Распределяют роли, репетируют, ссорятся, но главное, открывают для себя поистине волшебный, емкий, остроумный и актуальный текст классика.

«Работа над ошибками» получилась по-актерски слаженной, с мгновенным включениям исполнителей в характеры своих персонажей из разных веков. В спектакле звучат интересные исторические факты о первых шагах «Ревизора» на театральных подмостках, демонстрируются фотографии дореволюционного Соликамска, по сути, такого же небольшого уездного города, куда судьба забросила Хлестакова. А когда ребята внимательно вчитываются в свои роли, приходит ясное понимание - мало что изменилось в России со времени Николая Васильевича.

И еще Гоголь. Пермский драматург Ксения Малинина написала по мотивам его «Страшной мести» и «Майской ночи» пьесу «Колдун». Одноименный спектакль-притчу поставила в пермском театре «КОД» режиссер Марина Оленёва. События происходят одновременно в двух мирах - земном и потустороннем. Девушки вспоминают историю о Панночке, нанизывают на эту нить другие необъяснимые события из жизни, а за прозрачным пологом начинают проявляться мистические картины. Постепенно границы между мирами стираются, герои из легенд становятся реальными, и на первый план выходит главное: однажды содеянное зло всегда возвращается, и его эхо будет отзываться бесконечно.

Колдун Арсена Ханджяна, на котором скрещиваются все сюжетные линии, одновременно страшен и притягателен. Он беспощадный палач, упивающийся чувством мести? Страдающий изгнанник, осознающий греховность человеческой натуры, обреченной на вечные страдания? Чтобы найти ответ, нужно попытаться понять мотивы, которые движут Колдуном. Не осуждая.

Словом, каждый спектакль затронул сложные, требующие серьезного размышления темы, и ребята имели возможность высказать собственное мнение на мастер-классах Варвары Коровиной - куратора московской программы Бэби Лаб, проекта «Института театра» и «Школы театрального лидера» при Центре им. Вс. Мейерхольда (Москва). В этом заключалась еще одна важная задача фестиваля-лаборатории «Уголек на ладони» - попытаться научить детей разбирать спектакли, проникать в их суть, уметь анализировать детали. И еще быть настоящей командой, способной на творческий подвиг.

Главным событием стала экспериментальная постановка ландшафтного спектакля «Ронни, дочь разбойника» по мотивам сказки А. Линдгрен, в которой приняли участие все коллективы. Детей разделили на пять групп, и в течение всего фестиваля каждый день они поднимались на Крестовую гору вместе с молодыми режиссерами Алсу Юсуповой, Ксенией Палешевой, Татьяной Мальцевой, Еленой Михальчук, Кириллом Зайцевым, Дмитрием Огородниковым, Александром Борисовым, Варварой Загорской, чтобы несколько часов репетировать. Конечно, это игра, но вместе с тем серьезная и напряженная работа артистов, среди которых были и совсем юные. Каждый из пяти фрагментов спектакля режиссеры вписали в природные декорации - выступы скал, лес, поляну. Сценические площадки требовали от исполнителей не только актерского мастерства, но и хорошей физической подготовки, концентрации внимания.

В день премьеры на Крестовой горе собрались сотни зрителей, они переходили от одной сцены к другой, становились участниками сказочных событий. Финал сыграли на высокой скале, где отдельные истории из жизни маленькой разбойницы Ронни соединились в большую картину, невероятно захватывающую и зрелищную.

В эту пору на Урале созревает рябина, поэтому на фестивале все было пронизано яркими красками. Афиши обрамляли сочными гроздьями, после каждого спектакля зрители голосовали фишками-ягодами, а театры увозили на память из Губахи самодельные рябиновые бусы. И оранжевое настроение, конечно.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.