Вера Горшкова: «У нашего театра есть свой автор»

Выпуск №7-117/2009, Вспоминая

Вера Горшкова: «У нашего театра есть свой автор» Рудольф КАЦ (1939-1988). Драматург, педагог, член Союза писателей СССР. Окончил Литературный институт им. М.Горького. Спектакли по его пьесам неоднократно шли в детских театрах Москвы, Тулы, Рязани, Владивостока, Горького. Много лет посвятил Театру юношеского творчества Ленинградского Дворца пионеров, где работал педагогом-режиссером, руководил кружком поэтов литературного клуба «Дерзание». Все, за что бы ни брался Рудольф Михайлович, было окрашено его неповторимой индивидуальностью, одухотворено его огромным энтузиазмом, фантазией и бесконечной любовью к детям. Позже, когда он полностью посвятил себя драматургии, эта любовь и знание детской психологии, самого мира детства помогли ему написать ряд прекрасных детских пьес, которые пользовались неизменной любовью юных зрителей. Среди них «Тили-тили-тесто», «Сад», «Было – не было», «Разговоры в учительской», «Грибные дожди», «Сцены у Пушкинского дома».

Мэтр отечественной драматургии Виктор Сергеевич Розов однажды посоветовал своему молодому коллеге: «Рудик, поменяй фамилию, пиши под каким-нибудь псевдонимом». Рудольф Кац отказался и вошел в литературу под своим именем. 3 февраля 2009 года ему исполнилось бы семьдесят: известный драматург рано ушел из жизни, не перешагнув даже пятидесятилетний рубеж. Он был и остается своим автором у Нижегородского Детского театра «Вера». О встречах с ним рассказывает художественный руководитель театра Вера Горшкова.

Мудрый романтик

– Я люблю театр за его способность исподволь работать над сознанием зрителей. Люблю за то, что он предоставляет возможность познать близко творчество, понять, что это не выдумка, а проявление высокого человеческого духа. Наконец, только театр дал мне друзей. Имя Рудольфа Эммануиловича Каца занимает в этом списке особое место. Так получилось, что он стал нашим драматургом. Каким чудом произошло сближение? Есть такой человек – ленинградский журналист Феликс Сергеевич Махов. Он приезжал к нам в город в начале 80-х знакомиться с творчеством разных ребячьих клубов (в то время их было много) и попал на спектакль «Любовь к трем апельсинам». И Феликс Сергеевич нашел нам автора, который писал пьесы, как будто предназначенные для нашего молодого коллектива.

Мысленно возвращаюсь к первой встрече с Кацем в Петербурге, тогдашнем Ленинграде. Помню, как поднялись на второй этаж дома на Светлановском проспекте. Навстречу из квартиры шагнул человек ершистый, с внимательным, изучающим взглядом, пытающийся скрыть свою ранимость за подчеркнутой элегантностью и холодноватой аккуратностью. Актеры потом сказали, что он похож на мудрого Лиса из «Маленького принца». А вскоре Рудольф Эммануилович приехал на премьеру спектакля «Сцены у Пушкинского дома», и мы вместе с ним ездили играть спектакль в Большое Болдино. Наш первый, пусть наивный, но светлый спектакль по его пьесе подарил театру и мне огромную радость общности наших устремлений, мыслей. Потом были письма, звонки. Мы уже репетировали «Мечту о Михееве», давно написанную Кацем пьесу, когда родилась новая – «Сорок дней» («Осенние вольнодумцы»), и драматург внес коррективы в наши планы: срочно ставить. Наступало время перемен (шел 1986 год), и премьера стала событием. Зрители задыхались от собственной смелости, что смотрят ТАКОЕ. У актеров, которые ТАКОЕ играют, спрашивали, как разрешили это: в Свердловске, Саратове, Караганде «Вольнодумцев» запретили. А мы рискнули, ни у кого разрешения и не спрашивали. Главное было не в том, что спектакль смелый, а в том, что нужный: он заставлял зрителя задуматься над смыслом бытия, над тем, куда идем, во что верим. Это было, пожалуй, одно из самых счастливых мгновений нашей жизни. Осенью 1988 года в Евпатории на фестивале «Рампа дружбы» играли «Осенних вольнодумцев» ночью, вне конкурса. Когда после оглушительных оваций вышли на площадь перед театром, поразились: никто не ушел. Всех объединили одни чувства и мысли. Зрители стояли и тихо пели. Пела вся площадь. Это был час его славы, наш успех. Мы еще не знали, что Рудольфа Эммануиловича уже нет. Там, в Питере, внезапно остановилось его сердце.

Премьера сказки для задумчивых детей «Мы с Морфоном» была уже без него. Говоря «без него», я имею в виду, что мы знали: он никогда не увидит спектакль. Во всем остальном Кац был с нами. Его присутствие в этом спектакле ощущалось, пожалуй, наиболее сильно. Это был спектакль-посвящение. О том, как драматург работал над пьесой, говорят строчки из его письма: «Случилось непредвиденное: я сел за стол и за 28 часов, не отрываясь, написал седьмой по счету вариант сказки».

Последняя пьеса Р.Каца – «Умфолози». Название национального парка в Африке в пьесе становится синонимом земного рая. Сколько живет человек, он всегда его ищет. Где он и есть ли вообще? На поиски земного рая отправляются многие персонажи удивительных историй Рудольфа Эммануиловича: «Мне б туда на миг хотя бы, по воде или по суше, чтоб под сенью баобаба полечить больную душу…»

«Умфолози» – пьеса о молодых людях, потерявших веру в добро. Их жизнь искорежена равнодушием, но они пытаются вырваться из замкнутого круга жестокой реальности и, преодолевая одиночество, обретают любовь. Почти двадцать лет назад перед нами, тогда еще студийцами, вставал вопрос: как играть. Можно было бы свести все к чернухе, этакой леденящей кровь истории из жизни наркоманов. Мы пошли по другому пути. Репетируя «Умфолози», театр как бы воссоздавал разрушенное. Мы собирались тогда в заброшенном Благовещенском соборе, разжигали печурку… Оттаивали, будто плакали, стены. Начинали репетиции как разговор о сокровенном, пытались не играть, а как на исповеди покаяться, пробивались к сути человеческой, воспринимая боль своих героев как свою собственную.

Прошло 20 лет. Формируя репертуар нового сезона, вместе с нашим актером и режиссером Владимиром Червяковым искали современное произведение, и свой выбор остановили на… «Умфолози». Наступило другое время, другой стала страна, но пьеса по-прежнему остается злободневной. В ноябрьской премьере на сцену снова вышли герои «актуальной истории», повествующей о судьбе современных Ромео и Джульетты, встретились два поколения «веровцев». В давнем спектакле актеры Владимир Червяков и Андрей Логинов воплотили характеры основных персонажей – Ричарда и Мити. Сейчас один из них, В.Червяков, выступает в качестве режиссера-постановщика (ему же и заслуженному артисту России Владимиру Ганину принадлежит сценическое оформление), а А.Логинов занят в возрастной роли Алымова. На премьеру из Санкт-Петербурга специально приехали сын драматурга, детский психолог Максим Лопатин, журналист Феликс Махов.

И сегодня, спустя годы, Рудольф Кац остается с нами. Он нес нам свои пьесы, создавая чудо – театр для детей, эмоционально и поэтично поднимал проблемы поиска детьми и подростками места в жизни, наводил «мосты» между поколениями. Мне кажется, Рудольф Эммануилович где-то тут, рядом… Всегда.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.