"Пятна, кляксы и портреты". Выставка в ГЦТМ им.А.А.Бахрушина к 90-летию З.Корогодского

Выпуск №4-194/2016, Выставки

"Пятна, кляксы и портреты". Выставка в ГЦТМ им.А.А.Бахрушина к 90-летию З.Корогодского

Экспозиция с таким названием разместилась в интерьере Зала Восточного Фасада, находящегося в главном здании Бахрушинского музея. Названием, мягко говоря, не совсем обычным, даже слегка экзотическим, думается, больше указывающим на манеру, в которой выполнена определенная часть экспонатов выставки, организованной по инициативе художника Данилы Корогодского, сына ее героя - Зиновия Яковлевича Корогодского, режиссера, педагога, легендарного руководителя Ленинградского ТЮЗа в 1962-1986 годах.

29 июля 2016-го исполнилось 90 лет со дня его рождения. И в связи с этим Корогодскому-младшему, наверняка, важно было выполнить несколько задач. Во-первых, совместно с Бахрушинским музеем отметить значимую и для его семьи и для всего отечественного театра «круглую дату». Во-вторых, театралам со стажем напомнить о своеобразии личности Зиновия Корогодского, а неофитов с этим выдающимся персонажем летописи нашей культуры просто познакомить. И, наконец, что не менее важно, - посредством своего начинания выразить нежные чувства по отношению к своему знаменитому отцу, виртуально объясниться ему в любви.

Все это Даниле Зиновьевичу удалось. Настоящая выставка и просвещает, и одновременно позволяет на период пребывания в музее мысленно погрузиться в ее теплую, «окрашенную» в лирико-драматические «тона» атмосферу. Происходит это благодаря информационной насыщенности выставочной композиции и отсутствию какого-либо официоза. К тому же, для представления наиболее личного раздела выставки, основой которого явились фотографии, Корогодский-младший выбирает принцип «семейного альбома» с указателями к подписям под каждым снимком.

Подписями рукописными, вопреки присущей выставочному этикетажу традиции отнюдь не формальными, преимущественно чрезвычайно трогательными, что не удивительно. Ведь запечатлены на фото близкие и дорогие автору выставки люди. Это и родители - Зиновий Яковлевич Корогодский и Лия Даниловна Кирштейн, и он сам, Данила Корогодский, в разных возрастных ипостасях. А также - воспитанные Зиновием Яковлевичем артисты, тоже (как, кстати, и в случае с Борисом Вольфовичем Зонном, учителем Зиновия Корогодского) бывшими его пусть и творческими, но все-таки детьми.

Многих из них мы хорошо знаем и ценим - Антонину Шуранову, Ирину Соколову, Георгия Тараторкина, Александра Хочинского, Юрия Каморного. Так что увидеть этих и других известных учеников Корогодского не в ролях, а в обстановке репетиций, в противоречивых ситуациях поиска точного «зерна» того или иного образа, оказывается приятно. И - полезно, как очередное доказательство «настроенности» тех, кому посчастливилось работать с Зиновием Яковлевичем, на единую эмоциональную «волну», как нельзя лучше способствовавшей слаженности сценического ансамбля, которым всегда славились спектакли Ленинградского ТЮЗа, когда его возглавлял Зиновий Корогодский.

Не одно поколение зрителей выросло на этих спектаклях - на «Бэмби» по Ф. Зальтену, на «Сотворившей чудо» У. Гибсона, на «После казни прошу...» В. Долгова, иных постановках (непосредственно Зиновия Яковлевича, других приглашаемых им режиссеров), являвшихся наглядными уроками добра, чести, мужества, благородства. Недаром ТЮЗ Зиновия Корогодского в течение почти четверти века по праву считался одним из духовных символов северной столицы наравне с БДТ, ведомым Георгием Александровичем Товстоноговым, считавшим, что «театр должен будить совесть человеческую».

Личное общение Георгия Товстоногова и Зиновия Корогодского, как выясняется по ходу экскурсии, началось на одном из советских южных курортов. И этот факт стал поводом к созданию Данилой Корогодским оригинальной композиции, в которой вырезанные из фотографических изображений лица Товстоногова и Корогодского-старшего сочетаются с пририсованными к ним Данилой Зиновьевичем телами отдыхающих в купальных костюмах. Подобная художественная миниатюра невольно заставляет улыбнуться. А буквально в двух шагах от нее располагается еще один своеобразный этюд. На сей раз уже иного, трагического толка, касающийся кончины одного из учеников Зиновия Корогодского - Александра Хочинского, и поясняющий, что Зиновий Яковлевич простился с артистом непосредственно на кладбище, а в ТЮЗ не зашел. И всем, кто причастен к миру искусства, не надо дополнительно объяснять причину этого странного поступка. Слишком уж больно было Корогодскому переступать порог своего театрального дома, от которого его отлучили насильно в связи с возбуждением уголовного дела. Дела явно сфабрикованного партийным начальством тогдашнего Ленинграда, конечно, закрытого «за неимением улик» и завершившегося возвращением Зиновию Яковлевичу всех регалий, но без сомнения, оставившего след в душе режиссера.

Но он предпочитал не жаловаться, а заниматься своей профессией, которой был искренне и безраздельно предан в течение пятидесяти четырех лет. Иначе бы не создал в 1991-м Эстетический Центр «Семья», а затем и «Театр Поколений» (сегодня им руководит Данила Корогодский), продолжая прививать зрителям «от 7 до 70» высокие нравственные ценности. То есть несмотря ни на какие препятствия оставался верен своему предназначению, в выполнении которого, как он заметил в одном из телевизионных интервью, и состоит смысл человеческой жизни.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.