Воспоминание о будущем / "Начало" Зиновия Корогодского

Выпуск №4-194/2016, Книжная полка

Воспоминание о будущем / "Начало" Зиновия Корогодского

 В честь 90-летия выдающегося режиссера и педагога Зиновия Яковлевича Корогодского, по словам О.Н.Ефремова, реформировавшего «само понимание искусства, адресованного детям», состоялось достаточно много торжественных мероприятий в Санкт-Петербурге, в созданном Корогодским Театре поколений (сегодня его возглавляет сын режиссера, Данила Корогодский), была переиздана его книга «Начало», в Бахрушинском музее открылась выставка, а Театр поколений провел в столице гастроли в память Мастера, сыграв три спектакля - «Без Лира» по шекспировскому «Королю Лиру», «Next: Шекспир, или Что ему Гекуба?» по мотивам «Гамлета» и пьесы Хайнера Мюллера «Гамлет-машина» и «Неокончательный портрет. Finita la utopia, посвященный юбилейной дате Зиновия Яковлевича.

Одним из важнейших событий представляется мне переиздание книги, которая два десятилетия спустя после ее первого выхода представляется еще более актуальной и насущно необходимой для широкого читательского круга. Это только на первый, беглый взгляд «Начало» может показаться своеобразным учебником для будущих артистов первых курсов, только еще прикасающихся к овладению профессией, проникновению в ее тайны. На самом же деле, Зиновий Корогодский думал и писал о вещах куда более значительных для любого.

«Театр - модель мира. В нем есть все, что свойственно человечеству. Он держится на раздавленных самолюбиях, укрощенных амбициях. Нужны огромные силы, чтобы подчинить себя кому-то, чтобы «мое» соединить с «нашим». Но счастлив тот, кому это удается.

Театральный характер - эпицентр творческой души, главное в театральной профессии. Иметь театральный характер - значит уметь жить со всеми, не теряя себя. Уметь брать и давать. Быть благодарным и способным радоваться за другого...

А для меня театр - способ жизни.

Театр - мое заблуждение, моя вера, вся моя жизнь».

Разве все, что сказано в первых двух приведенных здесь абзацах, имеет отношение только к театру? Разве не о подлинных ценностях человеческого существования идет речь? Действительно, «модель мира». Истинная. Не приукрашенная высокими словами о служении избранной профессии...

Читая и перечитывая эту книгу подряд или отдельными главами, все отчетливее начинаешь понимать, что речь в ней идет не о начале обучения актерскому мастерству, а о начале формирования личности, без которой невозможным становится обучение любой из профессий. Главы, названные «Разведка умом» и «Разведка действием», содержат не только конкретные рекомендации для студентов, овладевающих основами мастерства, а некие, если уместно так выразиться, «жизненные принципы», уроки освоения себя в мире, в космосе, в хаосе устройства общества узкого и широкого кругов, уроки психологии. Разумеется, внятными и необходимыми становятся они для тех, кто причастен к культурному опыту, кто, читая «Горе от ума» (о разборе именно этой комедии идет речь), непременно ощутит необходимость узнать не только биографию А.С.Грибоедова, но и движение декабристов, и мысли современников писателя, и круг его общения, и многое другое.

За каждым анализом конкретного произведения, за каждой новой темой в книге Зиновия Корогодского встает огромный интеллектуальный, чувственный, личностный опыт человека, полностью посвятившего себя профессии.

А когда вспоминаешь блистательный Ленинградский ТЮЗ, которым он руководил на протяжении долгого времени, вырастив, воспитав потрясающих учеников, ставших еще при его жизни известными, подлинными мастерами театра, вспоминаешь спектакли целиком или по отдельным сценам, понимаешь всю значимость этого явления, подмеченного О.Н.Ефремовым: Зиновий Яковлевич Корогодский разрушил стену, отделявшую в массовом понимании детский театр от взрослого. Он не просто доверял детям - он был убежден, что эстетическое воспитание, неотделимое от воспитания личности, должно начинаться рано. Как можно раньше.

И неожиданно откуда-то из глубин памяти всплывает фрагмент книги К.И.Чуковского «От двух до пяти», в котором рассказывается о встрече писателя на южном пляже с педагогами, не пытавшимися вникнуть в детскую психологию, живущими раз и навсегда усвоенными клише. Вот тогда особенно отчетливо осознается - против чего боролся Зиновий Корогодский и чего ему удалось достигнуть.

А те, кому довелось видеть звездные годы Ленинградского ТЮЗа, взяв в руки эту прекрасную книгу, с опытом прошедших десятилетий перелистают ее, многое вспомнят и в очередной раз поймут - перед ними завещание Мастера, Учителя, невыученный урок, который необходимо усвоить, хотя бы для того, чтобы у наших внуков было будущее...

...Когда в спектакле «Неокончательный портрет» появилась звезда того ТЮЗа, замечательная актриса, играющая сегодня на многих питерских сценах, снимающаяся в кино Ирина Соколова, и начала общаться с куклой Зиновия Яковлевича Корогодского, изумительно выполненной немецкой художницей Зузе Вехтер, время повернуло вспять. И это было очень важно не только для собравшихся на сцене РАМТа, где проходил спектакль, зрителей старшего поколения, но особенно - для молодежи, которой было большинство.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.