Нижний Новгород. Квинтэссенция боли

Выпуск №5-195/2017, В России

Нижний Новгород. Квинтэссенция боли

В Нижнем Новгороде состоялась премьера, ставшая настоящим событием в театральной жизни города, о котором еще долго будут говорить. Режиссер и педагог консерватории Анатолий Захаров поставил для молодой актрисы Камерного музыкального театра Анастасии Павлиной моноспектакль по пьесе французского писателя и драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама. 14 писем к Богу» с музыкой Чайковского, Грига, Рахманинова в исполнении оркестра русских народных инструментов под управлением дирижера Бориса Схиртладзе. Кстати, ему принадлежит и сама идея постановки моноспектакля, которым открылся литературно-музыкальный салон в Центре культуры «Рекорд».

В КМТ Анастасия Павлина служит четвертый сезон, в мюзиклах и опереттах проявился ее яркий артистический и вокальный дар, а ее достижения в искусстве были отмечены театральной премией «Нижегородская жемчужина». В работе над ролью Оскара ей особенно пригодился опыт участия в литературном абонементе для юных зрителей «В мир музыки прекрасной идем дорогой сказки». За час спектакля актриса перевоплощалась в самых разных персонажей сказочных историй «Приключения Пиноккио» Коллоди, «Мери Поппинс» Трэверс, «Холодное сердце» Гауфа, «12 месяцев» Маршака, «Алиса в стране чудес» Кэролла, «Волшебник Изумрудного города» Волкова.

И вот Оскар. После несравненной Алисы Фрейндлих, сыгравшей моноспектакль на сцене Театра имени Ленсовета, не так-то просто браться за осуществление этого проекта. Актриса любит экспериментировать и свою новую работу рассматривает как подарок судьбы.

...На сцене ничего лишнего: слева стул с плюшевым медвежонком, любимой игрушкой героя, справа - тоже на стуле - стопка писем. Перебирая их, Анастасия Павлина рассказывает историю десятилетнего мальчика, больного лейкемией, который привязывается к новому другу - больничной сиделке Розовой Даме. А той надо не просто утешить ребенка, заглянувшего в лицо смерти, но и научить его полноценно прожить оставшиеся несколько дней. Научить мужеству, счастью, достоинству, просветлению, зная, что конец близок, удается далеко не каждому. Розовая дама (Оскар называет ее Розовой Мамой) предлагает подростку игру: писать каждый день по письму к Богу и считать каждый подаренный день за десять лет, чтобы успеть прожить длиннющую земную жизнь.

У режиссера Анатолия Захарова «Оскар и Розовая Дама» - это философская притча с грустным, но очень светлым финалом, без оттенка мелодраматизма, и настолько она глубока и проникновенна, что зритель потрясен главным открытием: оказывается, даже последний свой день можно прожить счастливым. Актриса очень точно передает эту мысль, органично демонстрируя взросление маленького человека - доступно и просто, безо всякого надрыва и потому чрезвычайно искренне. За несколько дней Оскар успевает полюбить, постареть, испытать все, что суждено каждому человеку в течение жизни, и примириться с неизбежным. На наших глазах происходит «взросление» Оскара. Из угловатого подростка, не знающего куда деть свои непослушные руки (без конца прячет их в карманы спортивной куртки) герой Анастасии Павлиной превращается во взрослого человека. Постаревший, он не может подняться из кресла: что вы хотите, возраст-то уже почтенный!

Анастасия Павлина прожила на сцене две непростых жизни - умирающего от лейкемии Оскара и дарящей ему в последние дни счастье и мудрость Розовой Дамы, рассказала эту историю, кажущуюся абсолютно реальной, без сентиментальности и так, что слова западают в сердце зрителя.

 

Фото Владимира ГАЙДАЯ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.