Ставрополь. Русский мир в лицах, или "Недомашний" домашний театр

Выпуск №5-195/2017, В России

Ставрополь. Русский мир в лицах, или "Недомашний" домашний театр

 Много лет мне не приходилось бывать на спектаклях Малой сцены Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова. Да и поставлено их немного. Работа заслуженного артиста РФ Александра Ростова «Я - истинный голос русского народа» по рассказам В. Шукшина - негромкий, но запомнившийся прецедент. В почти домашних условиях малого зала со считанным количеством зрительских мест закоперщику этого «предприятия» удалось сделать серьезную актерскую и режиссерскую заявку.

Инсценированные самим А. Ростовым рассказы Василия Шукшина объединены по «кинематографическому» принципу кадров и дублей. Сам себе режиссер, актер, сценограф и автор музыкального оформления, Александр настоящий «многостаночник», но такой, который в каждой из взятых на себя обязанностей - профессионал. Для него писатель, актер и режиссер Василий Шукшин - и пример, и давняя любовь; автор с неповторимой индивидуальностью, писатель, глубоко любящий свою малую Родину; тот, кто пишет на разрыв сердца, честно открывая читателю и зрителю жизнь души российской глубинки.

Благодаря точному распределению ролей зритель наглядно видит, что этот мир населяют как светлые, наивные «чудики», так и грубые, жестокие, высокомерные особи. Через гнев, боль, через любовь, которой пропитано все, о чем пишет В. Шукшин, в сценах-«кадрах» спектакля раскрывается сама суть - сила и слабость русского человека.

В созданном А. Ростовым спектакле всего четыре актера, подобранные режиссером «под себя» - тоже «многостаночники». За минуты, отделяющие один «кадр» от другого, они успевают не только переодеться, но и подготовить себя к перевоплощению. Зрители покатываются со смеху, наблюдая за ужимками Бабы Яги в исполнении опытного артиста И. Калинина. Поражаются тому, как буквально на глазах актриса Е. Днепровская из кокетливой, милой (несмотря на усатость) невесты Змея Горыныча («До третьих петухов») в другом отрывке («Микроскоп») является нам в облике деревенской старушки. В «Сапожках» актриса играет сразу две противоположные по сути роли: начинает со злой продавщицы, а заканчивает доброй и благодарной супругой. А чего стоит Иван-дурак из сказки В. Шукшина «До третьих петухов» в исполнении совсем молодого артиста М. Подзолко. Заводящийся с полоборота, находчивый на слово и быстрый на дело, свою роль он проводит весело, лихо, задорно.

К слову сказать, в этом отрывке Александр Ростов играет Змея Горыныча - личность скользкую и опасную, но по-современному социализированную, готовую к общению. Его «герой» всегда нечеловечески спокойный, самодостаточный, безукоризненно вежливый; каждый его поступок обеспечен нерушимостью свода правил и обычаев, принятых Горынычем самим для себя - САМОГО СИЛЬНОГО (сколько таких пуленепробиваемых «змеев»-начальников мы ежедневно встречаем в жизни). Они всех учат жить, могут и сентиментальности подпустить, но если вдруг что не так - внятно объяснят: «Не ерничай, а то голову откушу». Однако и у этого персонажа есть своя «ахиллесова пята». Любой прецедент, не укладывающийся в привычные рамки Горыныча (типа его усатой невесты), способен полностью дестабилизировать огнедышащее существо. На этом-то находчивый Иван и сыграл, когда понадобилось скрыться от цепкого глаза и жаркого дыхания врага.

Из другого мира Глеб Капустин (кадр «Срезал»). А Ростов в этой роли - деревенская знаменитость, развлекающая публику сражениями на «интеллектуальном» фронте. Собранный в комок, злой, ехидный, он ловит прибывших в село новичков и безжалостно их опускает («срезает»). Шапкозакидательство как проявление «пролетарской агрессии», остро подмеченное В. Шукшиным, передано артистом с чувством юмора и напором. И совершенно особый случай - его Андрей Ерин, открывающий тайны микромира, увиденного через микроскоп. Простой деревенский парень тут же и загорается наивной идеей о спасении «от микробов». Заметим, его Андрей мечтает не себя спасти, а как минимум - землю, человечество. Не зря вслед за Ф.М. Достоевским иной западный человек тут же напомнит нам про нас: «Широк человек, надо бы сузить». А зритель тут же и свернет в кармане конфигурацию из трех пальцев - мол, попробуй, заузь, увидишь, что получится. За право «прежде думать о Родине, а потом - о себе» мы даже сейчас, в пору махрового индивидуализма готовы стоять насмерть.

Весь спектр сомнений и радостей переживает еще один герой А. Ростова Сергей Духанин, отдавший все деньги за приглянувшуюся ему немыслимо дорогую обувку для жены («Сапожки»). Первый раз в жизни - за ТАКИЕ деньги, он делает ТАКОЙ подарок, причем не к дню рождения, а ПРОСТО ТАК. И пусть «пипеточки» оказались супруге не по ноге, пусть положены в сундук, пока не подрастет дочка! Через искреннюю игру актеров зрители почувствовали щедрость души главного героя, великую радость и благодарность тихой, изработанной супруги Сергея (Е. Днепровская). Вновь пережитое чувство первой любви перекинулось от актеров к зрителям и заставило их стоя благодарить маленький актерский коллектив за подаренную большую радость. Доброта русского человека, которая распространяется как на сирого-убогого, так и на раскаявшегося грешника, - безоглядна, нерасчетлива, и в этом ее высота. Так думалось мне после спектакля, наполненного глубокими смыслами и юмором, правдой и чистотой чувств.

 

Из интервью с А. Ростовым после спектакля:

Шукшин мой любимый спектакль. Когда молодым актером я пришел в Ставропольский, тогда краевой драматический театр, то одна из первых моих работ была роль Ивана-дурака в спектакле «До третьих петухов», и сейчас - она одна из самых любимых. Мне кажется, что Василий Макарович из тех замечательных авторов, которые остро современны и сегодня. Во-первых, потому что настоящий талант не может принадлежать какому-то одному отрезку времени. Ну а во-вторых, потому что никто с такой точностью, как он, не писал о русских характерах, о русской глубинке.

Спектакль называется «Я - истинный голос русского народа». Меня как-то спросили, почему такое «совковое» название? И я ответил, что это не «совковое» название, а всего лишь одна из попыток языком театра сказать свое слово, а может быть, и посильно защитить РУССКИЙ МИР. Но без умничанья и высокопарности, а по-домашнему, доступно и честно.

Есть такое понятие - Русский мир. Это не только наша страна, это весь мир, где есть русские (в смысле все мы, россияне) люди. К сожалению, те, кто пытается говорить об этом, размышлять по этому поводу, в последнее время подвергаются со стороны определенных сил обструкции. Прежде всего мне хотелось выразить свою позицию, рассказать зрителям, как я это понимаю; поразмышлять о загадке души русского человека. И еще поговорить о том, как в противоречиях и катаклизмах проявляется чистая душа моих соотечественников из шукшинской глубинки.  

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.