Чайковский. Вьется по ветру "Веселый Роджер"!

Выпуск №5-195/2017, В России

Чайковский. Вьется по ветру "Веселый Роджер"!

Чайковский театр драмы и комедии за год дарит маленькому театралу три-четыре добротных спектакля. Пиратский боевик удмуртского драматурга Дамира Салимзянова «Веселый Роджер» в режиссуре Артема Палкина входил в его репертуарный план 2016 года. Бывало и так: премьерный ажиотаж вокруг новинки сменялся постепенным спадом зрительского интереса. Здесь было все в точности до наоборот...

Строка из песни Георгия Лепского и Павла Когана «Бригантина» напросилась в название статьи сама собой - в качестве символа. Правда, подлинный «веселый Роджер» - это пиратский черный флаг с белым, «улыбающимся» человеческим черепом и скрещенными костями. В спектакле же он «вьется по ветру» не в единственном числе. На черных полотнищах красуются черепа волка и кошки, атрибутика двух непримиримых шаек флибустьеров - «Морских волков» и «Морских кошек».

Премьера «Веселого Роджера» состоялась еще 22 октября 2016 года. А спектакль идет с возрастающим успехом. Сегодня реклама быстрее всего распространяется в ребячьей среде устно, а чаще - по смартфону. И к чайковской детской аудитории уже подключился юг Пермского края - зрители Еловского, Куединского и Чернушинского районов, а также Воткинского района Удмуртии. Зрительный зал театра в триста мест уже не в силах удовлетворить спрос любителей театрального искусства.

Дополнительных показов «Веселого Роджера» требуют зрители буквально всех возрастов. Интерес к пиратскому боевику детей младшего возраста понятен. Они окунаются в мир увлекательных приключений на фрегате в бушующем океане и получают порцию адреналина на острове Скелетов (художник-постановщик Иван Костоусов). А эффектные бои двух флибустьерских шаек за обладание картой острова сокровищ приводят детвору в неописуемый восторг. И подогревают в них спортивный азарт: кто станет обладателем клада - мальчишки или девчонки? Однако во время одной из отчаянных драк юнги этих двух непримиримых пиратских лагерей - Волчонок и Котенок - влюбляются друг в друга. Роли пиратских Ромео и Джульетты играет молодой артистический дуэт Кирилла Максимова и Марии Картазаевой.

Нередко бабушки и дедушки, приведя своих внуков в театр и усадив их на соответствующие места, предпочитают провести свой досуг в фойе, в беседе со своими сверстниками за чашечкой кофе. Только не во время показа «Веселого Роджера»! Ведь спектакль дарит им сладостно щемящие воспоминания о безвозвратно ушедшем детстве. Непременно с его увлекательной игрой «в пиратов»: короткая куртка, шейный платок и шляпа с пером (из маминого гардероба, конечно). В правой руке самодельная абордажная сабля и кинжальный кортик - в левой. И ты уже видишь себя свирепым капитаном Френсисом Дрейком или, если ты - девчонка-«сорви голова», - коварной капитаншей Мэри Рид! И вот уже «в Флибустьерском дальнем синем море бригантина поднимает паруса». Для тебя...

Все же категории зрителей объединяет не только непреложная истина, провозглашаемая в спектакле: подлинными сокровищами для человека оказываются не золото и не драгоценные камни, а взаимовыручка, бесстрашие и честное слово. И не только «святое таинство двоих», смягчающее характеры пиратов: алчного, кровожадного Капитана и коварной Капитанши (актеры Иван Костоусов и заслуженная артистка России Инесса Муран), их пособников в кознях - Боцмана и Боцманши (Виталий Брянский и Светлана Дорохова), хитроумной Крысы (Константин Калашников) и других злодеев. Ведь в сердце каждого оступившегося человека теплится искорка доброты. Пример тому - Кок и Кокша (Игорь Просянников и Галина Палехова), изначально проводившие политику примирения враждующих сторон. Главное другое. Зрителей увлекают азарт, техничность и даже изобретательность актерской игры. Благодаря этому триединству душа человеческая и черпает из спектакля добродетели.

«Веселый Роджер» изначально был обречен на успех. Потому что поднял этот «флаг» никто иной, а Артем Палкин - обаятельный жизнелюб с неистребимым чувством юмора, абсолютной верой в собственные творческие силы и с искренним, а не просто приличествующим режиссеру уважением к собрату-актеру. Ведь он и сам актер. Замечательный актер! Не только любители театра - партнеры по сцене удивляются широте диапазона роскошных ролей Артема Олеговича: от франта с «недурными манерами» Мозглякова в «Дядюшкином сне» Достоевского и Кочкарева - бесподобного «русского Фигаро» в гоголевской «Женитьбе» до импульсивного идальго Дористео в «Изобретательной влюбленной» Лопе де Вега и философа Ксанфа в «Эзопе» Гильерме Фигейредо.

Однако есть у 34-летнего актера с десяток сочных «полотен», которые, переиначивая шекспировские слова, поворачивают «глаза героев спектакля зрачками в душу» героев спектаклей. Их никак не замолчать! Две из них вообще переполнены потрясающими актерскими откровениями. В мелодраме режиссера Алексея Орлова «Тринадцатая звезда» по пьесе Виктора Ольшанского А. Палкин подобрал своему «звездному» кролику-бегуну и подлецу Громиле такой голос, такие повадки и речь, которые поражали глубиной правдивости, художественной наглядностью и вескостью. Пугаясь силе проникновения актера в образ Калигулы в трагифарсе режиссера Сергея Сарнавского, коллеги предупреждали Артема Олеговича: «Будешь так душу рвать - быстро сгоришь!» А он, показывая трагедию интеллекта, перерождение романтичного поэта и философа в кровавого сумасброда, продолжал гореть ярко. И каждый раз на грани безумия проживал судьбу молодого императора с разрушающейся психикой.

Параллельно с авторитетом актера росло и признание Палкина-режиссера. А куда было деться человеку, если в нем гармонично уживаются талант и безотказность? Кто в театре берется за сценарии коктейль-шоу? Для участия в фестивалях-конкурсах театральных капустников «Соленые уши» сценических коллективов Пермского края? - Палкин! Кому писать сценарии и пьесы к новогодним представлениям, их же режиссировать? Да так, чтобы сказочная стихия захватила даже взрослых? - Опять же Палкину! От кого ожидать сюрприза - авторской детской пьесы? - От него же. Любой работник Чайковского театра драмы и комедии скажет о нем - и в шутку, и всерьез: «Палкин - это наше все!» Вот и «примагничивает» он к себе актеров, в основном молодого и среднего поколений, полных дерзновенных планов и творческих созидательных устремлений. В этом ансамбле понимают и слышат друг друга с полувзгляда, полужеста.

С когортой единомышленников А. Палкин осуществил постановки шестнадцати юморин и детских сказок по собственным пьесам. Есть у него и спектакли-долгожители - «Джек-воробей и дочь Дракона» и «Как грустный Тушканчик свои ушки искал». Кстати, в конце апреля 2013 года, в рамках 65-го смотра премьер сезона профессиональных театров Прикамья «Пермская театральная весна» театр показал критикам из Москвы и Перми «Тушканчика» в числе пяти конкурсных работ. Тщательно разобрав спектакль, московский театральный критик Александра Лаврова отмечала: «Замечательно получилась лишь одна сцена - разоблачение Крысы, которая притворилась ночным злодеем-привидением (Мария Картазаева), - и поставлена, и сыграна, и смешна, и понятна. А все потому, что хорошо написана, есть конфликт, действие, диалоги, характер отношений, перспектива». И осторожно предрекала: «Талантливый актер Артем Палкин... возможно, способен стать и режиссером, и драматургом».

Два года назад Палкин поставил сказку Михаила Бартенева «Про Иванушку-дурачка», которая выдержала едва ли один театральный сезон. Тем более по поводу «Веселого Роджера» можно говорить как об удачном режиссерском дебюте Артема Олеговича. Одно дело - синхронное описание-видение авторского конгломерата «пьеса - спектакль». Другое - с точки зрения зрелищных возможностей оценить не свою пьесу, мыслить ею пластически. По большому счету, фантазировать - будущими образами, будущим расположением фигур в пространстве сцены, услышать предложенную драматургом тональность и ритм спектакля, увидеть его цветовую гамму. И, к чести Палкина-режиссера, он привнес в спектакль по пьесе Дамира Салимзянова много остроумного, неожиданного, даже непредсказуемого.

Семь футов под килем, «Веселый Роджер», и долгого плавания тебе, режиссер!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.