Компас в театральной ночи / Озерский фестиваль экспериментальных театральных форм

Выпуск №5-195/2017, Фестивали

Компас в театральной ночи / Озерский фестиваль экспериментальных театральных форм

Семь футов под килем!

Каждая «Ночь в театре» становится этапной в судьбе проекта, но этот - седьмой по счету - стал особенным. Счастливое число! Для Озерского фестиваля экспериментальных театральных форм оно, похоже, стало тем самым волшебным щелчком, который превращает тыкву в карету, а Золушку - в прекрасную принцессу.

Среди многочисленных откликов на фестиваль в прессе есть, например, вот такой: «Кажется, только недавно Владимир Кулик рассказывал всем об этой интересной идее, пытаясь заручиться поддержкой, обивал пороги кабинетов, дабы получить помощь в ее реализации. На седьмой год своего существования фестиваль стал престижным и респектабельным. За пресловутым словосочетанием «имиджевый проект» обнаружилась та самая «мягкая сила», с помощью которой Озерск теперь известен не только как город атомщиков, но и как место, где любят и понимают Театр».

Перемены, которые в этом году произошли в судьбе фестиваля, действительно замечательны. Проект, долгое время остававшийся достоянием Уральского региона, в этом году вышел на российский уровень. В афише рядом с Челябинском, Екатеринбургом, Озерском и Нижним Тагилом гордо засветились Москва, Казань, Пермь. И это не предел. В числе предполагаемых участников и гостей фестиваля были Санкт-Петербург, Вологда и даже Южно-Сахалинск, не сумевшие преодолеть расстояние до Озерска только по причине финансовых трудностей.

Впервые за историю фестиваля смелым проектом всерьез заинтересовались в службе губернатора Челябинской области. Первый заместитель Министра культуры Григорий Цукерман приехал на «Ночь в театре» в качестве участника, а руководство Озерского городского округа в полном составе оценило проект с точки зрения зрителей-театралов. Среди гостей фестиваля было зафиксировано рекордное количество (три с лишним десятка) журналистов и фотографов из Екатеринбурга, Челябинска, Озерска.

Как бы ни было значимо расширение географии фестиваля, многообещающее внимание к нему представителей власти и заинтересованность общественности, важнейшим достижением «Ночи в театре - 2016» можно считать участие двух известных российских театральных критиков - Евгении Тропп и Владимира Спешкова. Озерский проект впервые получил профессиональную оценку, которая вывела его на качественно новый уровень, вписав в театральное пространство страны, тем самым определив его значение и обозначив вектор дальнейшего развития.

Евгения Тропп: «Я многое слышала об этом фестивале и, получив приглашение, приехала с радостью. Формат его совершенно необычен. Иногда театры приглашают зрителей на ночные спектакли, но показывают постановки только из собственного репертуара. Например, такие мероприятия проходили в хабаровском ТЮЗе, питерском театре «Особняк». Здесь же полноценный фестиваль. Он важен для театрального сообщества как площадка для встречи актеров, режиссеров, обмена опытом. Важен для зрителей, которых таким образом можно привлечь в театр. Особенно это касается подростков и молодежи, для которых больше интересно то, что модно, нестандартно, экспериментально».

Владимир Спешков: «Фестиваль год от года развивается, на этот раз программа очень интересная, по-моему, такой географии и такого разнообразия форм еще не было никогда. Попасть сюда престижно, число заявок на участие со всех концов России постоянно растет, так что сделать выбор и сформировать афишу «Ночи...-2016» авторам фестиваля было непросто. Театр и должен искать новое, завоевывая новую публику. «Нашему дому» удается делать это и в других проектах. Благодаря таким мероприятиям у фестиваля очень высокая репутация в театральном мире России».

Огромное количество публикаций и откликов, прозвучавших в средствах массовой информации по следам фестиваля, подхватили важнейший разговор о формате, уникальности и значении озерской «Ночи в театре», начатый на пресс-конференции. Много спорили о том, насколько соответствует программа фестиваля заявленному в названии формату экспериментальных театральных форм. Все ли показы можно считать таковыми? Правомерно ли, например, отнести опыты театра «Акт» из Казани в области театральной статики к экспериментальным формам? Насколько уместно считать экспериментом, если созданный вполне в традиционных формах спектакль играется в нестандартном пространстве (на лестнице, в гардеробе или, скажем, в трюме)?

Семь лет назад этот проект задумывался как альтернатива рутине. В первые годы после своего рождения «Ночь в театре», собственно, и называлась фестивалем альтернативных театральных форм. По замыслу создателей, в программе должны быть представлены проекты небольших актерских групп, созданные вне основной репертуарной машины, которая, будучи нацелена на прибыль, личного творчества артиста зачастую не предполагает. Одни создают собственные творческие проекты внутри своего театра, порой испытывая непонимание и даже притеснения от начальства. Другие смело отправляются в свободное плавание, сколачивая маленькие частные труппы, обрекая себя на мучительное выживание в непростых экономических условиях. И пусть порой не все показы в программе фестиваля экспериментальных театральных форм на все сто процентов соответствуют названию проекта, но цель озерской «Ночи в театре» была и остается одна - поддержать творческую инициативу, дать таким проектам шанс на выживание и поддержку. Для многих участие в этом фестивале становится стимулом к творческой инициативе. Спектакли, созданные специально для озерской «Ночи в театре», премьеры в программе фестиваля - далеко не редкость. И даже серьезные театры, порой привозя в ночной Озерск свои репертуарные спектакли, получают уникальный шанс сыграть их в нетрадиционном пространстве, увидеть эксперименты других, получить заряд творческой энергии.

Верно заметил Владимир Спешков: «Это люди, которые вышли, чтобы играть. И пусть сцена будет в подвале, на чердаке, но это актеры, и они существуют в системе самых разных театральных форм... Так что не будем говорить слово «экспериментальный», будем говорить «непривычный» - не только для Озерска, но в такой форме - когда театр на целую ночь запускает самые разные спектакли в самых разных своих пространствах. Экспериментальная форма, которую предлагает зрителям фестиваль, непривычна и не распространена в России. Это ноу-хау озерского театра, и замечательно, что это развивается со временем».


У каждого свой компас

Экспериментальность фестиваля заложена в его формате, уникальной логистике. Два десятка участников и всего одна ночь. Такого нет нигде в мире. Большинство фестивалей растянуты на неделю, а этот - как сжатая пружина, которая стремительно раскручивается всего за одну ночь. Афиша насыщена самыми разными театральными формами и жанрами, в ней представлены все виды театра, спектакли для самой разной аудитории. Только на одну волшебную ночь на пространстве одного театра сходится несоединимое. Раз в году в Озерске, на фестивале «Ночь в театре» почти реальной становится несбыточная мечта получить все и сразу. Но в том и дело, что только «почти». Перед каждым встает неумолимая необходимость выбора. Увидеть в полном объеме можно только два показа плюс три общие программы, в ходе которых об остальных участниках можно получить лишь общее представление. Достоинство это или недостаток? Об этом тоже много спорят. Одни, недоумевая, считают это недоработкой организаторов, безуспешно ожидая от фестиваля чего-то более привычного: «За семь лет замечательной идее пора бы уже обрести конкретные формы и направить броуновское движение в системное русло» (Виктория Олиферчук). Другие - с первого взгляда определяют в такой организации новаторство и перспективу: «Этот фестиваль воспитывает культуру «участия», в отличие от пассивного потребления культуры. Здесь зритель сам должен выбрать маршрут, сделать выбор. И это замечательно. Порой возникают и сложности с передвижением, но это создает элемент приключения» (Евгения Тропп).

Что же касается самих организаторов фестиваля, то для них собственный фестиваль давно уже стал ежегодным тренингом на сплоченность и выносливость. Так что с точки зрения коллектива Озерского театра драмы и комедии «Наш дом» этот проект должен называться фестивалем не экспериментальных, а экстремальных форм.

Неутихающие споры профессионалов вокруг формата и организации фестиваля находят свое решение в зрительном зале, отражаясь в бесхитростных откликах: «Ночь в театре это одно из лучших мероприятий, которые мне довелось посетить! От этого всего сколько эмоций!!! Что просто не передать словами! Если бы я могла вернуть время вспять, с большим бы удовольствием посмотрела это еще раз!!!» (Полина Обеснюк, зритель).

Завсегдатаи фестиваля (есть такие, кто не пропустил ни одной из семи театральных ночей!) ориентируются в афише как рыбки в воде, бодро пристраиваясь к нужной группе и следуя за сталкером на выбранную заранее площадку. Новички уверенно следуют их примеру. С годами логистика переходов между фестивальными показами усовершенствовалась настолько, что «Ночь в театре» в этом году неожиданно для организаторов... сократилась минут на тридцать!


Молодежь пробирается на этот фестиваль любыми средствами

Нет в Озерске жителя, который не знал бы об этом фестивале. Фестиваль приводит в театр людей всех возрастов, даже тех, кто еще совсем недавно имел о нем самое приблизительное представление. Провести ночь в театре стоит недешево, но билеты раскупают задолго до нужной даты, а настойчиво интересоваться начинают еще до того, как сформирована афиша. Не хватает денег на билет (для молодежи это актуальная проблема) - записываются волонтерами, соглашаясь таскать банкетки, дежурить в чайной комнате, смотреть за порядком - лишь бы хоть краем глаза приобщиться к тому грандиозному театральному празднику, что происходит в эту ночь в театре.

Евгения Тропп: «Главное значение фестиваля - это работа со своим зрителем, которая необыкновенно важна, особенно для театра в небольшом городе. Каждый зритель - это индивидуальность, которую нужно завлечь и как-то продолжить диалог. Это часть социальной работы театра, безумно важная и актуальная, эту тенденцию необходимо всячески поддерживать».

Попасть на этот фестиваль стремятся жители не только Озерска, но и окрестных Касли, Кыштыма, Миасса, Троицка, а в этом году впервые на фестивале побывала группа зрителей из Челябинска. Для многих из них эта поездка стала первым путешествием в Озерск, но далеко не последним. Количество заявок от иногородних зрителей, желающих увидеть репертуарные спектакли театра, заметно растет: «Удивительно творческая и теплая атмосфера царила на этом фестивале. Зрители всех возрастов пришли в театр - от мала до велика, и праздник театра состоялся. И оставил жгучее желание вернуться сюда и снова испытать замечательные эмоции. Спасибо, Озерск!» (Ксения Тухватулина).

«Чудесная ночь, чудесный фестиваль с особой, неповторимой атмосферой. Спасибо «Наш дом», спасибо Озерск! Как верно сказал директор театра Владимир Кулик, это "самый открытый театр самого закрытого города"» (Надежда Талбаева).


«Отцы города» обещали поддержку. Вдруг не обманут?

Весь этот проект - большой эксперимент не только с точки зрения искусства, но и театрального менеджмента. Он возник вопреки экономическому кризису, в противовес направленным на легкую прибыль бизнес-проектам типа московских антреприз. Потребовалось время и титанические усилия отдельно взятого коллектива, чтобы на голом энтузиазме построить нечто значимое для города, своего региона, выйти на российский уровень, добиться признания профессионалов и общественности.

Мистическая цифра семь принесла озерской «Ночи в театре» давно заслуженную и долгожданную удачу, громкий успех, одобрение властей и надежду на их дальнейшую поддержку этого уникального проекта. На пресс-конференции звучали обнадеживающие слова о грядущей поддержке фестиваля от Министерства культуры, градообразующего предприятия, городской администрации.

«Популяризация развития театрального искусства таким нестандартным, неформатным путем привлекает все больше и больше людей в этот конкретный театр. Мы прекрасно понимаем что, особенно в условиях ЗАТО, необходимо приобщение к духовным вещам. Культура вообще и театр в частности делают из толпы - людей. Если мы заинтересованы быть не населением, а народом, не толпой, а людьми, то на всех уровнях власти должны поддерживать подобные мероприятия» (Григорий Цукерман).

«Преемственность традиций - государственных и национальных - должна не только сохраняться, но и преумножаться. Это везение для нашего города - что театр «Наш дом» стал первым театром в закрытых территориях области в свое время. Тогда наши отцы и деды использовали культурные возможности этого заведения на все 100%, и мы стараемся поступать также. Получится ли у нас это - оценку дадут нам наши дети» (Олег Костиков).

Обещанная поддержка прозвучала очень кстати именно сейчас. Самостоятельно пробиваясь в жизнь, фестиваль вышел на ту высоту, выше которой шагнуть без экономической поддержки он физически не сможет. Все, что было в силах отдельно взятого коллектива, - сделано.

«Новые формы, новая драматургия, новые смыслы, новая публика... То, что «Наш дом» так озабочен всем этим новым (каждый день, а не только раз в году во время ночного фестиваля), - примета живого театра. Материально живущего очень трудно, на голодном бюджетном пайке, который бесконечно меняющиеся озерские власти еще и все время норовят урезать. А ведь этот театр уже такой же бренд Озерска, как комбинат «Маяк», хотя вырабатывает совсем иную энергию. Духовную. Исчезни это «предприятие» из городского ландшафта или впади в творческую спячку (бывали в его истории такие периоды), Озерск понесет невосполнимую потерю. Та публика, молодая и разная, «буржуазная» и демократичная, нарядная и расхристанная, искушенная и простодушная, что заполнила пространство «Нашего дома» во время «Ночи в театре» номер семь, это явно понимает. И радует, что «отцы города» среди этой публики тоже были. И на фестивальной пресс-конференции клялись в любви к озерскому театру, обещали всяческую поддержку. Вдруг не обманут?» (Владимир Спешков).  

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.