В поисках ускользающей любви / "Скользящая Люче" в Театре на Перовской

Выпуск №5-195/2017, Премьеры Москвы

В поисках ускользающей любви / "Скользящая Люче" в Театре на Перовской

В Московском драматическом Театре на Перовской состоялась премьера спектакля «Скользящая Люче» по пьесе Л.-С. Черняускайте в постановке Юрия Николаенко.

Впервые в Москве эта пьеса была поставлена в 2005 году в Центре драматургии и режиссуры ведущим актером Театра под руководством А. Калягина «Et cetera» Владимиром Скворцовым, дебютировавшим ею в качестве режиссера.

О режиссере же Юрии Николаенко, выпускнике Санкт-Петербургской государственной театральной академии (мастерская народного артиста России С.Я. Спивака), впервые заговорили в 2014 году, когда он поставил в Санкт-Петербургском театре «Особняк» спектакль «Вспоминая Идиота», где сам выступил также в роли Князя Мышкина. После успешной премьеры в Санкт-Петербурге, спектакль «Вспоминая Идиота» был представлен в Москве, в Театральном центре СТД РФ «На Страстном» на фестивале «Твой шанс», как известно, собирающем на своей сцене самых ярких представителей современного театрального искусства из России и Европы.

За прошедшие два года Юрий Николаенко успел поставить еще несколько спектаклей, замеченных как публикой, так и критикой: «Холостяки» Х. Левина (Театр «За Черной речкой», Санкт-Петербург, 2014), «Последняя остановка» (Театр «Мастеровые», Набережные Челны), «Танец Дели» по пьесе Ивана Вырыпаева и «Питер. Танцы. Любовь» по пьесе «Па-де-де» Татьяны Москвиной в Саратовском государственном академическом театре драмы им. И.А. Слонова. В сезоне 2016/2017 Ю. Николаенко пришел в Московский драматический Театр на Перовской. Его первой работой в качестве режиссера-постановщика на сцене этого театра стал спектакль-концерт «О доблести, о подвигах, о славе», основанный на поэме «Двенадцать» А. Блока.

Пьеса «Скользящая Люче» написана в 2002 году литовским драматургом Лаурой-Синтией Черняускайте. Это философская притча о трудностях, подстерегающих человека на его жизненном пути, и потерянном некогда Рае, об ускользающей красоте и запутанных, тернистых, нелегких путях, ведущих к постижению Любви.

Есть тексты, которые - при всей своей неприхотливости - выворачивают тебя наизнанку. Именно к таким текстам относится пьеса Л.-С. Черняускайте, вдохновившая режиссера Ю. Николаенко на создание спектакля, ознаменовавшего новый мощный прорыв Театра на Перовской, стремительно приближающегося к своему юбилею - 30-летию с момента основания.

В новом спектакле слаженный актерский состав. Главные герои - супруги Феликс (Сергей Марочкин) и Люче (Мария Протасова) вроде бы любят друг друга, но совместное сосуществование их явно тяготит. Точно так же, как и другую любящую пару - Таню (Татьяна Сомова) и ее мужа (Ян Ильвес). Любят не за что-то, а любят, потому что любят. Но почему же в нашем современном мире любовь встречается все реже и реже? Почему число одиноких людей вырастает в наше время в геометрической прогрессии? Почему бывает так мучительно трудно двум людям жить вместе, а жить порознь у них просто не получается? Как сберечь и сохранить ускользающее чувство? Феликс то спонтанно изменяет жене с Женщиной из торгового центра (Валентина Колева), то обращается, и очень часто, к больному отцу (Владимир Витан) и измученной, а оттого вечно агрессивной матери, которая долго ухаживала за мужем-инвалидом (Дарья Павлова). Игру актеров отличают замечательная органика и умение играть характер, точно попадая в образы, прописанные драматургом и выстроенные режиссером.

Режиссер не приемлет успокоенности ни в себе, ни в коллегах. Он предпочитает идти своим, не проторенным путем. Его жизнь представляет собой неустанный поиск. Спектакль заставляет о многом задуматься. Он выстроен таким образом, что буквально каждая сцена - это откровенный разговор о моментах сложных и исключительных, призыв к тому, чтобы задуматься, оглядеться, заглянуть внутрь себя. И под стать этому серьезному разговору - сценография и музыка (с самого начала вводящая нас в зыбкий мир героев и их настроений), придуманные самим режиссером-постановщиком, и стильные костюмы, напрямую отсылающие к современности, поскольку это история о нас самих и наших современниках.

Созданное на сцене Ю. Николаенко полуреальное-полуфантастическое пространство будоражит воображение, заставляя зрителя сопереживать сердечным мукам героев, их запутанным отношениям и бурным страстям. В качестве декораций, представляющих некую абстракцию, используются корзины из супермаркета (одновременно их можно трактовать и как «железные клетки», в которые мы сами себя порой загоняем) и полупрозрачные пластиковые стаканчики, из которых актеры в начале и в финале спектакля выстраивают «башню», от одного неловкого движения рассыпающуюся буквально за секунду (на редкость удачно найденный режиссером прием), и спускающиеся с потолка подвешенные колготки в сцене с Женщиной из торгового центра, и бумажные «песочные часы» как образ ускользающих мгновений любви и ускользающего времени, и зеркальный шкаф-кровать с умирающим отцом Феликса. Не случайно зеркало является одним из важнейших атрибутов шаманского культа. Зеркало является также неким порталом, через который духи устанавливают контакт с нашим сознанием... Такое великолепно найденное сочетание различных сценических приемов позволяет преодолеть «материальность» нашего мира и выйти на совершенно другой духовный уровень.

На протяжении всего спектакля ощущаешь высокое напряжение чувств и мыслей, особый внутренний настрой выходящих на сцену актеров. Хочется также отметить их удивительную сценическую заразительность, а также оригинальность театральной формы. Бесспорно, что спектакль «Скользящая Люче» в постановке Юрия Николаенко стал знаковой творческой удачей Театра на Перовской, который никогда не гнался ни за какими модами, а продолжает упорно следовать традициям русского психологического искусства сцены и в то же время всегда готов к смелым неожиданным экспериментам.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.