Дядя Лёша / Алексей Самохвалов (Барнаул)

Выпуск №5-195/2017, Лица

Дядя Лёша / Алексей Самохвалов (Барнаул)

«В Барнауле, да еще в Новосибирске, в «Красном факеле», меня зовут по-родственному - дядей Лешей. И я рад, что я им родной».

А.Н. Самохвалов



Количество прожитых лет заслуженного артиста России Алексея Николаевича Самохвалова замечательно рифмуется с датой рождения Алтайского краевого театра драмы имени В.М. Шукшина. Оказывается, они - ровесники. Им по 95 лет!!! Какое неслучайное знаковое совпадение! И даже, может быть, твое личное, человеческое везение. Поскольку ты живешь рядом с легендой, видишь его на сцене и имеешь счастливую возможность слушать воспоминания актера о почти вековой истории первого государственного театра на Алтае. Ведь Алексей Николаевич обладает феноменальной памятью, и все судьбоносные перипетии, все творческие испытания, выпавшие на долю нашей драмы, предстают в его исповеди выпукло, экспрессивно и как бы сиюминутно. И ты невольно становишься непосредственным участником тех далеких событий. Фантастика, да и только! Ни с чем не сравнимое чувство «реального погружения» в события прошлого века! А книга Алексея Николаевича «Исповедь провинциального актера» со всей доверительной откровенностью раскрывает феноменальную, самобытную, талантливую природу русского человека. Воочию явленую в те времена, когда безоглядное, порой, фанатичное служение искусству было единственной возможностью личностного роста актера!

Первая встреча с театром восьмиклассника Алеши Самохвалова случилась в самом начале учебного года. Это был спектакль «Горе от ума» с Василием Познанским в роли Чацкого. Постановка бессмертной комедии А.С. Грибоедова произвела на подростка неизгладимое впечатление и определила его дальнейшую судьбу. Алеша поступил в новосибирское театральное училище, где на базе театра «Красный факел» ученица К.С. Станиславского Вера Редлих открывала студийцам азы актерской профессии. Время было трудное, полуголодное. И когда появилась возможность продолжить учебу дома, Алеша вернулся в Барнаул. В 1937 году пятнадцатилетним подростком он впервые вышел на сцену Алтайского краевого драматического театра в массовке спектакля «Алькасар». Маленькая бессловесная роль бойца-республиканца восставшей Испании стала началом его творческой биографии. А когда началась война, Алексей Самохвалов был призван к службе на восточных рубежах, в Забайкальский военный округ.

Дядя Леша давно уже «мифологический» герой нашего времени. Подобно античному Одиссею актер много странствовал по свету, работал в крупных театрах нашей необъятной страны и имел вполне реальный шанс «закрепиться» в Москве. Рослый, статный, «фактурный», с открытой обаятельной улыбкой, с проникновенным взглядом умных глаз, с роскошной кудрявой шевелюрой на гордо посаженной голове артист Самохвалов мог бы вполне стать «звездой» советского экрана. Просто, по своей природной скромности, молодой артист даже и не помышлял об этом. Театр, роли, спектакли - вот что вело его по жизни. И, конечно же, - гипертрофированное чувство ответственности за любимую семью. Поэтому начинающий актер с радостью подписал трехгодичный контракт с директором драматического театра города Фрунзе.

Там было много солнца, яблок и человеческого радушия. Там, взамен «видавшим виды галифе», пошили ему брюки из суконного солдатского одеяла, справили длинное черное пальто на высоких подплечиках по последней моде и дали комнату в общежитии. Но и это не все. Актер и наставник Самохвалова Иван Иванович Коваль-Самбурский «подарил» молодому коллеге две свои роли из классического репертуара: роль Кудряша в «Грозе» А.Н. Островского и Васьки Пепла в «На дне» А.М. Горького. Редчайший случай, что и говорить...

Но в 1948 году Алексей Николаевич возвращается домой, в Барнаул, где поначалу работает директором Железнодорожного клуба, потому что вакантных мест в театре не было. И только спустя два года актер Самохвалов выйдет на профессиональную сцену в ролях классического и современного репертуара. И даже роль Феликса Дзержинского в «Кремлевских курантах» Н.Ф. Погодина не обойдет его стороной. Не иначе как из-за внешних данных «наградили» Алексея Николаевича этим небольшим эпизодом. Но роль была сыграна жизненно-убедительно и достойно. «Алтайский краевой театр в пятидесятые годы был на «взлете», - вспоминает артист. - Ничто не предвещало перемен, выстраивались и для меня хорошие перспективы, но судьба актера непредсказуема...»

И в 1958 году Алексей Николаевич, этот странствующий рыцарь театра, принимает решение влиться в труппу Камчатского областного драматического театра. Именно там он успешно осуществляет свои давнишние творческие замыслы и получает диплом об окончании Высших режиссерских курсов. А на театральных афишах города появляется «информация» о Самохвалове-режиссере.

По истечении контракта Алексей Николаевич уезжает в Кемерово, «где в областном драматическом театре им. А.В. Луначарского театральная судьба преподносит ему и первый трудный педагогический опыт, и новые режиссерские постановки, и ответственный пост директора театра», - писала об артисте театровед И.Н. Свободная. Но и Кемерово, с новыми достижениями и победами на профессиональном поприще, не в силах удержать Самохвалова. Алексей Николаевич откликается на приглашение сыграть Арбенина в лермонтовском «Маскараде» и уезжает работать в театр драмы города Орджоникидзе.

А через два года вновь возвращается в Сибирь, на родную тюменскую землю, где когда-то он родился в многодетной семье и счастливо жил в родительском доме. На сцене Тюменского областного драматического театра Алексей Николаевич сыграл Ермака, первооткрывателя и покорителя сибирских земель, князя Долгорукова в «Степане Разине» и Барклая де Толли в «Денисе Давыдове».

Успех сопутствовал его творческой и новой педагогической деятельности. Алексей Самохвалов возглавляет и выпускает первый актерский курс Тюменского театрального училища. Среди его студентов был Саша Кулябин - нынешний директор Новосибирского театра «Красный факел». Встреча этих людей переросла в настоящую дружбу, которая продолжается по сей день.

Из статьи И.Н. Свободной: «В 1974 году Алексей Николаевич навсегда возвращается в труппу Алтайского краевого театра драмы. Это, пожалуй, наиболее гармоничный, с красивым ролевым аккордом творческий период». Театралы нашего города до сих пор помнят мощную, наполненную глубоким психологическим проживанием роль Эфраима Кэбота в спектакле по пьесе Юджина О'Нила «Любовь под вязами», и мудрого добросердечного Тевье-молочника из спектакля «Поминальная молитва», и чуткого, деликатного Аттилио из спектакля по пьесе Эдуардо де Филиппо «Цилиндр»... Да разве все перечислишь? Его таланту, как водится, многие завидовали, но преданная любовь зрителей перекрывала все. А это, поверьте, нечто совсем другое.

Алексею Николаевичу присуще безошибочное чувство стиля, интонации и жанра. Вместе с ним на подмостках оживает целая эпоха. «По списку его ролей можно запросто восстановить полную репертуарную картину отечественного театра всего прошлого века и начала нынешнего», - отмечала Ирина Свободная.

Следишь за игрой Алексея Николаевича и говоришь себе: «Запоминай! Запоминай! Таких личностей уже нет и никогда не будет!». Не помню я, чтобы кто-то в театре из своего кармана учредил Премию в поддержку начинающим актерам. Не помню такого кровного родства и сердечной заинтересованности в общей судьбе.

Понять это объединение сложно. Оно зарождалось и впечатывалось в гены с тех давних времен, когда актеры и жили, и работали в театре. В сохранившихся старинных зданиях до сих пор ощущается аромат дома, а не учреждения. И видит Алексей Николаевич все без прикрас, потому что знает театр как свои пять пальцев. А все потому, что прошел долгий, трудный, честный путь настоящего актера. Известно, что чем талантливее человек, тем сложнее ему реализовать себя в окружении людей властолюбивых и посредственных. Но Алексей Николаевич всегда был верен своему призванию. Рядом с ним как-то легче было переживать трудные времена. Даже когда они затягивались надолго, и театр умирал стоя.

Для меня, как и для многих почитателей его таланта, Алексей Николаевич - артист Народный. Не по званию, а по признанию. Ведь не случайно же, день рождения артиста и Международный День театра приходятся на 27 марта! За преданность в служении избранному делу Алексей Николаевич награжден почетным званием Заслуженного артиста России, медалью «За трудовую доблесть», медалью Кемеровской области «За добро и славу», медалью Алтайского края «За заслуги перед обществом», отмечен премией Лауреата фестиваля «Сибирский транзит»... Да разве перечислишь все награды и подношения благодарных сердец?!

«Конечный продукт Мастера уже давно имеет знак качества. Невозможно представить, чтобы Самохвалов выдал роль без характера, без речевого строя, без жанрового признака, без интеллектуальной огранки, без мысли, без идеи, без учета текущей ситуации в обществе, без сопряжения традиций и поисков!» - так писала о «патриархе русской сцены» Ирина Свободная.  

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.