"Трагично, грустно, смешно и высоко - человечно..." / «И.С. Тургенев в театре и кино. Премьеры. Даты. Имена». Выставка в Музее А.С. Пушкина

Выпуск №5-195/2017, Выставки

"Трагично, грустно, смешно и высоко - человечно..." / «И.С. Тургенев в театре и кино. Премьеры. Даты. Имена». Выставка в Музее А.С. Пушкина

Экспозиция открылась 9 ноября 2016 года, когда отмечалась 198-я годовщина со дня рождения писателя. Дата «не круглая», что изначально заставило проникнуться уважением к организаторам выставки. Ведь им, как оказалось, литературное наследие Ивана Сергеевича Тургенева и его похожая на роман биография дороги в любой момент, независимо от громких юбилейных дат.

И этим своим теплым, бескорыстным отношением они решили щедро поделиться с нами, отведя под выставочную композицию несколько достаточно просторных помещений одного из Филиалов Музея А.С. Пушкина - Зала на Арбате. Композицию, продуманную до мелочей, культурную, какую-то очень светлую, полностью соответствующую творчеству Ивана Сергеевича Тургенева, несмотря на наличие, как правило, неблагоприятных для его героев обстоятельств, делавшего акцент все-таки на лучших качествах их противоречивых характеров.

Может, поэтому эти произведения никогда не выпадали из поля зрения людей искусства, призванного вопреки всему утверждать приоритет позитивных, добрых жизненных начал. И - особенно людей театра, чьи запечатленные на фотографическую пленку достижения в области освоения сценическими средствами прозы Тургенева и его драматургии (давние и, что называется, совсем свежие, премьерные - к примеру, «Baden-Баден» по роману «Дым» в Театре имени Моссовета) составили некое смысловое «ядро» данного выставочного проекта.

Отрадно, что в «фокус» внимания авторов идеи выставки попали не только именитые коллективы Москвы и Санкт-Петербурга, но и периферийные театры. Среди них - Орловский драматический, носящий имя классика и по праву считающийся его театральным «домом», а многолетний лидер труппы - режиссер Борис Голубицкий - одним из самых известных интерпретаторов тургеневских творений. И нет ничего удивительного в том, что «Дыму», «Провинциалке», другим постановкам Голубицкого, отвечающим теме выставки, отведен достаточно обширный раздел.

А буквально в нескольких шагах от него расположились экспонаты из архива Александринского театра, в афише которого имя Ивана Тургенева неизменно занимало почетное место. Достаточно упомянуть о «Холостяке» с Верой Комиссаржевской в роли Марьи Васильевны Белоноговой (шубка, в которой актриса выходила на сцену в этом образе, выставлена в одной из витрин), о «Дворянском гнезде» с Николаем Симоновым-Лаврецким. И, конечно, о «Месяце в деревне» с Марией Савиной-Верочкой. А еще - об «Элегии» П. Павловского, в основу которой была положена переписка Тургенева и Савиной. В этом спектакле Бруно Фрейндлих (Тургенев) и Валентина Панина (Савина) сыграли, наверное, лучшие свои роли. Фотографии из «Элегии» наряду с находящимися практически в идеальном состоянии костюмами этих артистов явились украшением выставки.

Наверняка, ее достойным дополнением могли бы стать материалы из «Элегии» Центрального Театра Советской Армии с Андреем Поповым-Тургеневым и Людмилой Касаткиной-Савиной и осуществленная на тех же армейских подмостках сценическая версия «Холостяка» с Николаем Пастуховым-Мошкиным, но эти спектакли почему-то не нашли отражение в экспозиции. Нет здесь и упоминания о «Дворянском гнезде», поставленном Михаилом Резниковичем в новосибирском «Красном факеле» и в санкт-петербургском БДТ имени Г.А. Товстоногова. А жаль. Так как эти спектакли были замечены и критикой, и зрителями.

Впрочем, БДТ здесь все-таки представлен «Месяцем в деревне» в режиссерском прочтении Анатолия Праудина, отличающегося оригинальным, ни на кого не похожим взглядом на классику. И естественно, что фото из его спектакля организаторы выставки поместили рядом со стендом, посвященным еще одному, совсем уж вольному варианту «Месяца...», выпущенной в столичном «Ленкоме» другим режиссером-экспериментатором - Владимиром Мирзоевым.

А посетители старшего и среднего поколения наверняка предадутся ностальгическим воспоминаниям при взгляде на снимки с фрагментами «Месяца в деревне» Театра на Малой Бронной в постановке Анатолия Эфроса, многими специалистами считающегося эталонной версией пьесы Тургенева, которую, кажется, никакой режиссерский радикализм, по большому счету, не способен испортить.

Равно как все, что выходило из-под пера Ивана Сергеевича Тургенева. Произведений, по мнению режиссера и педагога Вениамина Фильштинского, «простых и наряду с тем невероятно сложных». В этом Вениамин Михайлович убедился в период работы над спектаклем «Му-Му» в Малом драматическом театре северной столицы. Свои рассуждения он зафиксировал на небольшом листке бумаги, который тоже стал существенной деталью экспозиции. И каждый желающий мог прочитать, что думает один из самых видных представителей отечественной театральной школы о Тургеневе, чьи литературные создания «трагичны, грустны, смешны и человечны». Подобным, возвышенным, не совсем обычным для нынешнего, чересчур рационального времени духом нам позволила проникнуться и настоящая выставка.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.