Лицом к лицу

Выпуск №6-196/2017, Из жизни СТД РФ

Лицом к лицу

Тамбовское отделение СТД, «жадное и страстное до впечатлений изящного», представило Москве блиц-фестиваль трех театров. К такому праздничному десанту располагали разнообразные и весьма серьезные юбилеи. 105 лет исполнилось в этом году самому театральному сообществу Тамбова, 120 лет Мичуринскому театру, основанному именно столько лет назад просвещенными купцами, и 230 лет Драматическому городскому театру. В уютном помещении Московского Дома Актера, гостеприимно принимавшем гостей, буквально яблоку негде было упасть. Особо стойкие зрители, не успевшие занять места, мужественно стояли в течение всех спектаклей. И никто не ушел. Радостно было и за тамбовчан и за москвичей. Завзятые московские театралы помнят те времена, когда летом московские театры уезжали на гастроли, а к нам, на временно освобождавшиеся площадки, приезжали провинциальные театры. Мы их ждали, мы их знали! От того так тесно и «аншлагово» было в эти три зимних дня на Арбате, что москвичи любят провинциальный театр, помнят его и скучают по нему.

Разные театры, разные спектакли. Открытие отважно взял на себя совсем еще юный (ему семь лет) Тамбовский молодежный театр. Нечасто в наше время открываются и получают здания государственные театры. А как городу без ТЮЗа? Без этой, необходимой после детского и кукольного, ступени в мир взрослого театра? Не менее отважно назван спектакль «От красной крысы до зеленой звезды». Пьесу Алексея Слаповского поставил Петр Куликов еще тогда со студентами, которые и составили костяк труппы сегодняшнего театра. Восемь новелл, не связанных единым сюжетом, познакомили нас с отличными актерами. Ребята хороши собой, владеют телом и речью, умело используют темперамент, умеют настроить зал на нужную эмоциональную волну. Разговор, конечно, о любви. О ее зарождении, о попытке сохранить и удержать, о необходимости понимания и взаимных уступок. Когда зазвучали финальные овации, стало ясно, что понимание между сценой и залом возникло полное, а уступок и не понадобилось.

Мичуринский театр, уже давно и часто поминаемый добрыми словами посещавших его критиков, представил «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса в режиссерской интерпретации Гульнары Галавинской. Гульнара назвала этот жанр «пьеса-воспоминание» и ввела в действие самого автора, читающего с экрана выдержки из своего автобиографического эссе. Это, с одной стороны, несколько отдалило и обобщило саму историю, но усилило трагически-печальное звучание красивого и мелодичного (сценография и музыкальное оформления самой Гульнары Галавинской) спектакля. Жанр воспоминания выдержан очень точно. Ведь что-то мы помним «как вчера», а что-то смутно, как в дымке. И музыка со старых пластинок, и белые прозрачные полотна, и сложная декорационная конструкция - завлекают, погружают в мир придуманный или «вспоминаемый» - кто знает - морочат, ничего не объясняя. Герои резки, стремительны, требовательны к себе, друг к другу, к зрителю. Блистательно играет Аманду Татьяна Рогачева. В воспоминаниях сына в ней соединились и Бланш и Стелла Дюбуа, и все остальные противоречивые его героини. Она то совершенно невыносима и раздражает немыслимо, то сердце сжимается от жалости и нежности к этой маленькой трепетной женщине. Мастерски существует в разных действительностях и временах Том-Теннесси (Сергей Холкин). К себе жалости не просит, но как же погибает у нас на глазах от разбитого любовью сердца! Возможно, не так ярко, но очень достойно и с полным пониманием играют Елена Воронова (Лаура) и Эльдар Касумов (Джим). Их большая предфинальная сцена так сложна по ритму и эмоционально разнообразно окрашена, что выглядит как самостоятельный маленький спектакль. Этот спектакль-сон оставил долгое-долгое послевкусие, как должно быть после встречи с настоящим искусством. Так должно было быть, когда все участники, все сотворцы вложили, не жалея, частицы своих душ, неся пусть печаль, но светлую.

Самый старший участник фестиваля - Тамбовский государственный драматический театр привез всем знакомую «Скамейку» Александра Гельмана в постановке Александры Мамкаевой. Пьеса была опубликована больше тридцати лет назад. Сколько всего произошло с нашей страной за эти годы! Многие помнят премьеру во МХАТе с Татьяной Дорониной и Олегом Табаковым в главных ролях. И все эти годы совсем простенькая история ставится и ставится, смотрится и смотрится, смешит, волнует, печалит и обнадеживает. Вечер, условный парк, скамейка, иногда фонарь. И два хороших артиста в надежном русле мастерски выстроенной драматургии. И, честное слово, сколько угодно раз можно смотреть. И на сей раз не подвели Наталья Сазонова и Алексей Дульский. И, сопереживая им, знатоки забыли о мастерской драматургии. Бесстрашно, наотмашь, легко существовали артисты. Симпатичная блондинка и спортивного вида мужчина так знакомы нам! Ах, как подходят друг другу! А вдруг на сей раз у них все получится? Помните, как надеялись, что Чапай выплывет? Потом, что Тузенбаха не убьет Соленый. А на «Скамейке» так по сию пору и хочется верить в счастливый конец. Тут впору и закончить небольшой рассказ о таком симпатичном начинании, как фестиваль театральных коллективов Тамбовской области в Московском Доме Актера. По впечатлениям можно судить, что такой фестиваль нужен. Что в большой театральной Москве для тамбовских театров есть зритель.

 

ПДФ статьи 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.