Севастополь. Когда придет "Последний срок"

Выпуск №6-196/2017, В России

Севастополь. Когда придет "Последний срок"

Сегодня, когда перестроечные страсти стали забываться, настало время переоценки советского художественного наследия - что сиюминутная «заказуха», а что имеет безусловную ценность. Заметен этот процесс и в театре. В афишах все чаще появляются имена драматургов советского времени - Алексея Арбузова, Александра Вампилова, Александра Володина, Леонида Зорина, Виктора Розова... И не только драматургов.

Когда-то Валентина Распутина упрекали в мелкотемье, а оказалось - запечатленные в его произведениях истории простых людей и есть то, чему суждено пережить свое время и остаться для потомков.

И еще один существенный аспект, который притягивает нашего современника - историческая подлинность, не внешняя, а психологическая: мы как будто наблюдаем близких нам людей, быть может, наших ушедших родственников, и находим внутри себя то, что они оставили в наследство.

Возможно поэтому режиссер Семен Лосев был приглашен в Севастополь в Театр юного зрителя (Театр на Большой Морской) на постановку спектакля «Последний срок». Севастопольский ТЮЗ - небольшой театр, который сохранил атмосферу студийности, но вместе с тем его спектакли отличаются высокой театральной культурой. Художественный руководитель - Людмила Оршанская пригласила Лосева не только на постановку. Семен Михайлович - прекрасный педагог, режиссер ленинградской школы, ученик Г.А. Товстоногова. Его работа в театре способствует поддержанию хорошего профессионального уровня. Эксперименты экспериментами, а основа должна быть твердой. Спектакли Лосева «Васса Железнова» и «Варшавская мелодия» зрители любят, несмотря на то, что у них есть выбор - в городе работают еще два больших драматических театра.

В 70-е годы, когда повесть Распутина «Последний срок» только вышла, Семен Михайлович воплотил ее на сцене Севастопольского театра им. А.В. Луначарского. Роли старух Анны и Миронихи исполняли две народные артистки Клавдия Волкова и Светлана Рунцова. С тех пор прошло сорок лет. Новый спектакль ни в коем случае не может быть повтором, но автор непременно перенесет в новую постановку самое сокровенное, что ему удалось открыть в этом материале, наиболее интересные актерские находки. Лосев - человек старшего поколения, глубоко понимающий своих героев, но перед ним стояла задача передать колорит 70-х молодым артистам. И, безусловно, это ему удалось. Нет ни одного персонажа, ни одной сцены, где бы зрители старшего поколения почувствовали натяжку или фальшь. Надо заметить, что эта органичность вообще свойственна спектаклям Лосева, в какое бы время не происходили события на сцене.

Главное впечатление о спектакле хорошо укладывается в слова Валентина Распутина: «Свет переворачивается не сразу, не одним махом, а вот так, как у нас: было не положено, не принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех - почитается за ловкость и доблесть. И до каких же пор мы будем сдавать то, на чем вечно держались?»

Нравственные вопросы поднимаются в спектакле очень деликатно, с любовью к героям: у каждого есть слабости, принципы, убеждения. Однако они - единая семья, все они дети умирающей старухи Анны, приехавшие проститься с матерью.

Роль старухи исполняет относительно молодая актриса Наталья Клочкова. Конечно, «состарить» умеют в любом театре, но при создании образа актрисе нужно найти краски, из которых сложится подлинная Анна со своей философией, своими странностями и своим прошлым. Даже старушечьи страхи и причуды должны быть вплетены в логику персонажа. Наталья Клочкова играет почти без грима, большую часть спектакля лежит в своей старинной железной кровати... И только голос, ее тонкий надтреснутый голос выражает всю гамму переживаний умирающей женщины, у которой за плечами огромная жизнь, полная трудов, а еще война, дети...

Роль Миронихи, подруги Анны, исполняет художественный руководитель театра Людмила Оршанская, необычайно одаренная актриса. Как получается, что вместо довольно изящной женщины, на сцене мы видим здоровенную тетку, крепкую и вечную, как ее корявый посох и давно потерявшее цвет пальто? По привычке Мирониха называет свою подругу «девка». Этим словом отсылая нас в счастливую юность. Старухи не боятся смерти, ждут и принимают ее как продолжение жизни. Оттого что нет в них страха, в спектакле полностью отсутствуют мрачные краски.

Даже наоборот. Очень изобретательно сделаны бытовые сцены, вызывающие улыбку. Такова классическая «советская» сцена застолья с бутылкой «Столичной», банкой соленых огурцов, вареной картошкой, солеными грибочками и всем, что бог послал. За столом человек становится самим собой, и автор спектакля знакомит зрителя со своими героями - детьми Анны: взбалмошной Варварой (Анна Алфимова), Людмилой (Елена Воронцова) и Степаном (Александр Безродный) - городскими жителями, Михаилом (Матвей Черненко) и Надеждой (Анастасия Овчинникова), его женой, живущими в доме Анны. Только вот Танчора, младшая сестра, отчего-то не приехала. В этом доме есть еще девочка Нинка, дочь Михаила и Нади - внучка Анны, для которой у старухи в сундуке припрятаны сладости. Нинку играет Аня Жданова. Остается загадкой, как постановщик работал с ребенком, чтобы зрители не заметили режиссерских построений, того, что актеры на сцене - вовсе не ее родители. Но совершенно очевидно, - девочка играет наравне со своими взрослыми партнерами.

Вскоре они засуетятся вокруг старухи, не зная как себя вести. Ведь матери стало легче, кажется, смерть отступила. Нужно возвращаться на работу в город или подождать, а вдруг снова станет хуже? Такая неловкая ситуация. Раздражающая.

Декорации (сценограф - Татьяна Сопина) устроены так, что мы видим внутреннее пространство деревенского дома, часть улицы и сарайчик - место «серьезных» мужских разговоров вдалеке от женских глаз. Здесь Михаил, Илья и соседский Степан обсуждают «женский вопрос». Поразительна чистота, с которой они говорят о женщинах. Они могут злиться на них, обманывать, даже грозить расправой, но никогда не опустятся до оскорбления: «Бабы войну на своих плечах вынесли».

Финал спектакля - смерть Анны, как в реальной жизни, приходит внезапно, когда все уже успокоились и почти забыли... На всю сцену - проекция белой кружевной занавески. Сквозь нее - свет. Затейливый узор жизни Анны, скромная красота и чистота. И так все становится ясно и просто, что перехватывает горло, и ты уходишь из театра наполненный этим чистым светом и, может быть, становишься немного мудрее...

Фото Анатолия Куксы

ПДФ статьи 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.